Коран – чудо из чудес | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр3.50
Шурук5.39
Зухр13.01
Аср17.57
Магриб20.15
Иша21.55
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Коран – чудо из чудес

Сегодня все информационное пространство взбудоражено появлением чудесного мальчика Али в Дагестане, на теле которого проступают аяты из Корана. Мнения относительно природы происходящего у мусульманских ученых разделились от полного скептицизма до восторженных комментариев. Мы же, со своей стороны, считаем должным напомнить верующим о природе чудес, необычных, паранормальных явлений в Исламе, и о том, как их воспринимать.

Ислам и чудеса

Ислам не отрицает возможность чудес, поскольку основывается на вере во Всемогущество Аллаха. В Коране сказано, что Аллаху даже создание мира не представляется затруднительным: «Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!» – как это сбывается» (3:47). Что же тогда можно сказать о других деяниях, которые человеку кажутся удивительными.

Именно поэтому Аллах Всевышний являет периодически человечеству Свои чудеса, чтобы напоминать людям о Своем величии. Ярким примером тому являются чудеса (му’джизат), дарованные пророкам, которые были посланы Всевышним к разным народам в разное время.

Эти чудеса даются с Его соизволения и находятся обычно в области, в которой народ того или иного пророка намного превосходит других. Можно проиллюстрировать это, показав главные чудеса трех пророков – Мусы (Моисея), Исы (Иисуса) и Мухаммада (мир им всем).

Современники Мусы (мир ему) были знамениты колдовством, так что его главное чудо должно было нанести поражение лучшим чародеям Египта того времени. Современники Исы (мир ему) были признаны как квалифицированные лекари и целители, поэтому он чудесным образом должен был оживить мертвых и избавить страждущих от неизлечимых болезней.

Чудо Корана

Арабы, современники Пророка Мухаммада (мир ему), были известны красноречием и великолепной поэзией. Так что главным чудом Посланника Аллаха (мир ему) был Коран, ничего подобного которому не мог сочинить целый легион арабских поэтов и ораторов, несмотря на неоднократный вызов самой Священной книги.

Сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему), Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорит: «Пророк сказал: «Всем пророкам давалось то, из-за чего люди шли за ними (т. е. чудеса, данные им от Бога). Мне же дано было это Откровение (Коран), и я надеюсь, что в Судный день моих последователей будет больше, чем всех остальных» (приводится у Аль-Бухари).

Чудо Мухаммада (мир ему) имеет свою специфику. Все предыдущие чудеса были ограничены временем и местом; то есть они были показаны определенным людям в определенное время. Дело обстоит иначе с чудом последнего Пророка (мир ему), Кораном.

Это – универсальное и постоянное чудо. Предыдущие поколения засвидетельствовали это, и будущие поколения явятся свидетелями его удивительной природы, неподражаемости стиля, содержания и духовного воздействия. Все это можно проверить и, таким образом, доказать божественное происхождение Корана.

Неподражаемость Корана проявляется в его композиции, красноречивости и совершенстве его слога. Он настолько чудесен, что людям и джиннам было предложено сочинить нечто подобное Священному писанию или хотя бы части его. Аллах бросил им такой вызов в три этапа.

Вначале им было предложено сочинить нечто подобное Корану целиком, однако они не смогли сделать этого и оказались бессильны перед этим. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его!» О нет! Просто они не веруют. Пусть приведут подобное ему (Корану) повествование, если они говорят правду» (52: 33-34).

Подтверждая их неспособность принять такой вызов, Всевышний сказал: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (17:88).

Затем Аллах предложил им сочинить хотя бы десять сур, подобных кораническим, однако они опять не сумели сделать это. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он измыслил Коран». Скажи: «Принесите десять вымышленных сур, подобных этим, и призовите, кого сумеете, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (11:13).

Наконец, Аллах призвал их сочинить хотя бы одну суру, но и на этот раз они оказались бессильны. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду» (10:38).

Все это самым убедительным образом доказывает неподражаемость Корана, ведь творения не смогли принять брошенный им вызов в его самой легкой форме. Они не сумели сочинить даже одну суру, подобную кораническим, несмотря на то, что самая короткая сура Корана состоит всего из трех аятов.

Другим чудом, дарованным Пророку (мир ему) является Шариат – совершенный во всех отношениях кодекс жизни для людей. Человеческий разум не в состоянии придумать такой универсальный кодекс, действительный для всех времен и народов, каковым является Шариат.

Чудеса, дарованные Мухаммаду (мир ему и благословение)

Кроме самого большого чуда, данного ему, Корана, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) показал много иных чудес, засвидетельствованных его современниками, насчитывающихся сотнями, а в некоторых случаях тысячами. Свидетельства об этих чудесах достигли нас надежными путями передачи.

Большие чудеса Мухаммада (мир ему и благословение) были засвидетельствованы тысячами сторонников и скептиков, после которых были низведены аяты Корана, упоминающие сверхествественные события. Коран сделал некоторые чудеса вечными, запечатлев их в сознании верующих.

Всевышний Аллах также наделил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) чудесами, превосходящими чудеса других пророков (мир им всем). Ученые в своих исторических книгах приводят около трех тысяч чудес, дарованных Всевышним Своему Посланнику (мир ему и благословение).

Все эти чудеса видели или слышали о них многие люди. Они свидетельствуют о пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение). С именем Посланника (мир ему и благословение) связаны такие чудеса, как рассечение его груди ангелом, печать пророчества на его спине, сопровождение его облаком, начало откровений, раскалывание Луны, прославление Всевышнего камешками и животными, насыщение малым количеством воды и еды тысяч людей, вознесение на небеса, предсказывание будущего, причем многие из его предсказаний уже сбылись.

Чудеса простых людей и праведников (караматы)

Кроме того, Ислам признает, что чудеса по воле Всевышнего могут быть дарованы и простым людям, отмеченным божественной милостью. Мусульманские богословы подробно рассматривали теорию чудес и классифицировали чудеса простых людей как карамат (харизматические деяния), а чудеса пророков — как му’джизат, (неповторимые деяния).

Эти два типа чудес всегда четко различались. Считалось, что, если чудо-му’джизат помогает пророкам публично проповедовать свои учения, то чудо-карамат дается мусульманам в знак правильности избранного ими пути и не подлежит разглашению.

Чудеса пророков отличаются от караматов тем, что они связаны с притязанием на пророчество, тогда как караматы показывают люди, которые не имеют претензий на пророчество. Напротив, они как правило получают карамат благодаря тому, что следуют путем Пророка (мир ему и благословение) и верно соблюдают его законы. Таким образом, чудеса показывают пророки, а караматы – праведники (но иногда и прочие верующие), хотя и те, и другие явления бывают необычными, сверхъестественными.

Праведникам часто удавалось показывать караматы, и в священных текстах упоминаются караматы верующих, живших в прошлые времена. Об одном из таких караматов Аллах поведал в истории о Марьям: «Каждый раз, когда Закария входил к ней в молельню, он находил у нее пропитание. Он сказал: «О Марьям! Откуда у тебя это?». Она ответила: «Это – от Аллаха» (3:37). Еще одним примером караматов была удивительная история людей пещеры, о которых Аллах тоже поведал в Своем писании.

При этом, как утверждают ученые, караматы делятся на две категории: внешние и скрытые. Внешние караматы — это чудеса, видимые простому глазу. А скрытые караматы – это внутренние достоинства и качества, которых достигает праведный мусульманин в своем повиновении Всевышнему.

Вера в чудеса пророков и караматы праведников относится к основным положениям мусульманской веры и подтверждается текстами Корана и Сунны, а также объективной действительностью. Поэтому каждый мусульманин обязан признать возможность этих явлений и считать их истинными.

Причем караматы ни в коем случае нельзя путать с такими явлениями, как колдовство, магия и гипноз. Ислам не отрицает существования колдовства, но утверждает, что и оно существует с дозволения Аллаха, как и все в этом мире. Кроме того, мусульманам запрещено заниматься колдовством, и к нему прибегают только люди далекие от Ислама.

Колдовство, согласно Исламу, – это представление лжи в виде истины с помощью шайтана. На всем протяжении человечества к колдовству прибегали недруги Ислама, чтобы отвращать людей от истины. Кроме того, с помощью колдовства и магии ближе к концу времен Даджаль (Антихрист) будет внушать людям, что он – бог.

Люди со слабой верой и знаниями примут эти колдовские деяния Даджаля за некие «чудеса». Тогда как явление чуда – это великая милость, которую Аллах даровал лишь праведным и избранным посланникам Своим. Сверхъестественные же явления, которые Даджаль явит людям, — всего лишь злое колдовство, мистификация, призрачные чудеса, которые Аллах позволяет ему совершить, чтобы испытать искренность и глубину веры людей, и это злое колдовство введет в заблуждение только тех, кто слаб и неискренен в вере.

Природа чудес и чудо Вселенной

Таким образом, чудеса в Исламе – это один из факторов, подтверждающих пророчество. Чудеса свидетельствуют о величии Аллаха, Его, способного творить все, что Он пожелает. Чудеса подтверждают истинность пути пророков и посланников, праведность искренних рабов Аллаха. Но при этом Ислам предостерегает мусульман от того, чтобы придавать чудесам и тем, от кого они исходят, слишком большое внимание в ущерб Корану и следовании Шариату.

Чудо само по себе не может быть и не должно становиться объектом поклонения со стороны человека, так как это ведет к нарушению сути Единобожия. Чудо само по себе не должно также становиться основанием и сущностью веры человека, поскольку сверхъестественные явления могут быть совершены при помощи колдовства и шайтанов.

Оттого человек, увидевший чудо, должен осознать, на что указывает данное чудесное явления: если на истинность Ислама и подтверждение пророческой миссии – значит оно от Господа миров и говорит о величии Аллаха, позволившего свершиться этому чуду; если же это необычное явление отвращает от Ислама и подрывает основы его вероубеждения – значит оно колдовское по природе, исходит от шайтана. Но при этом подобное явление все равно также говорит о Величии Аллаха, позволившего ему свершиться, чтобы проверить крепость и истинность веры мусульман.

Человек, наблюдающий чудеса должен видеть в них знамения Господа, напоминающие ему об истинности Ислама. В Коране говорится о том, что неверующий не видит знамений Господа и не ценит их. Отличительной чертой того, кто верует, является способность видеть эти знамения. Верующий знает, что они созданы не напрасно, он может осознавать величие творения Господа, проявляющееся повсюду, и находит способ поклонения Ему.

В Коране есть следующий аят: «У Него – ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает с дерева только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной» (6:59). В другом аяте говорится: «Поистине, Аллах – Дающий путь зерну и косточке; изводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого! Таков Аллах!» (6:95).

Он относится к тем «людям разумеющим», которые «поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: «Господи! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня» (3:191). Если люди научатся размышлять не только разумом и видеть не только глазами, но и сердцем, и будут задавать себе вопросы «почему?» и «как?», они увидят, что вся Вселенная – это чудо и доказательство существования и могущества Аллаха.

Салих Ибрахим

Islam.Ru

Читайте по теме:

  1. Чудеса, да и только
  2. Чудеса, да и не только…
  3. Как много нам открытий чудных…