Мукаддас Бибарсов:«Основы крепких семейных отношений закладываются в детстве…» | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр3.50
Шурук5.39
Зухр13.01
» Аср17.57
Магриб20.15
Иша21.55
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Мукаддас Бибарсов:«Основы крепких семейных отношений закладываются в детстве…»

Московский КомсомолецДва столпа общества — Воспитание и Образование требуют особого ухода, поскольку относятся к разряду «несущих конструкций» общественного здания и потому отвечают за качество жизни людей, его населяющих. О том, каким образом нужно укреплять эти столпы, чтобы сохранить целостность всей «постройки», мы беседуем с главой Духовного управления мусульман Поволжья, сопредседателем Совета муфтиев России Мукаддасом Бибарсовым.

— Мукаддас Аббасович, выродились в семье потомственных религиозных деятелей. Можно сказать, что тем самым ваш жизненный путь был предопределен?

— Путь любого человека предопределен. Мое детство прошло в Уфе на территории Духовного управления мусульман, однако в юности я не думал, что пойду по духовной стезе. Но после службы в армии я поступил в исламское училище, окончил его и был направлен в Саратовскую мечеть.— Что сейчас в своей духовной, просветительской деятельности вы считаете самым главным?— Пробить стену равнодушия в сердцах людей. По большому счету, все наши беды происходят от равнодушия. Вот мы сейчас будем проводить конференцию, посвященную профилактике подросткового алкоголизма и наркомании. Меня просто убивает, когда взрослые люди своим бездействием и равнодушием попустительствуют распространению этих страшных болезней в молодежной среде. А ведь процент подростковой смертности от отравления алкоголем, передозировки наркотиков очень высок.

— И даже среди мусульман?

— Да, к сожалению.

— В чем же первопричина? Наверное, родители своих детей неправильно воспитывают?

— Конечно. Ведь что такое воспитание? Воспитание – это прежде всего личный пример. Наши красивые слова много не стоят, если мы говорим одно, а поступаем по-другому…

— Но ведь бывает и так: родители — приличные люди, набожные, ведут правильный образ жизни, а их ребенок сворачивает на кривую дорожку…

— Ловлю вас на слове «набожность». В семьях по-настоящему набожных людей я такого не встречал. Если отец и мать были молящимися, если они вели правильные разговоры дома, если они не обсуждали и не осуждали своих соседей, если в их душах не было зависти, если они не грешили мыслями, словами и поступками своими, то их дети стали достойными людьми. Я знаю много примеров, когда подростки возвращались на путь истинный благодаря молитвам своих родителей. И когда ко мне обращаются с проблемой, мягко говоря, неправильного отношения детей к жизни, я понимаю, что начинать ее решать нужно с родителей.

— Но ведь есть еще и школа…

— Да, тема воспитания, образования, в том или ином ключе, присутствует почти в каждой моей проповеди. Отрадно, что сегодня эти вопросы обсуждаются на самом высоком государственном уровне. О необходимости глобального реформирования образовательной системы говорит президент нашей страны, и какие-то шаги в этом направлении уже делаются. Со своей стороны, замечу, что нам, как конфессиональной группе, нужна своя элита, так же как православным, иудеям, буддистам… Необходим некий костяк, составлять который должны люди, получившие не просто отличное образование, но и соответствующее воспитание. Обычная государственная общеобразовательная школа этого дать не может.

— И как же решить эту проблему? Что для этого нужно?

— Частная школа нужна. Я убежден, что другого выхода нет. Однако частная школа будет платной, в нее надо будет вкладывать огромные деньги, и поэтому родителям придется искать спонсоров или очень много работать, чтобы их ребенок получил достойное воспитание и образование.

— То есть сейчас в Саратове школы такого уровня нет? А как насчет татарской гимназии?

— Татарская гимназия – муниципальное образовательное учреждение, и она лишь частично отвечает нашим требованиям. В этом смысле хорошим примером нам может служить турецкий опыт. Судите сами: тридцать лет назад показатель ВВП на душу населения в Турции составлял всего 900 долларов, а сегодня он уже около 9 тысяч. В настоящее время турки по всем параметрам (и культурным, и экономическим) буквально наступают европейцам на пятки. Образовательный опыт Турции интересен тем, что в противовес американской системе образования, в противовес глобализации там была создана самостийная школа, которая взяла на вооружение все лучшее, что есть в современном мире. Великолепные компьютерные классы, прекрасные библиотеки(которым могут позавидовать многие университеты), замечательные условия для физической подготовки, отдыха и проживания детей (тип школы-интерната). Доля таких частных школ в общем образовательном объеме страны всего 3%,но 80% всей турецкой элиты – выходцы из этих учреждений. Понятно, что для организации школы столь высокого уровня необходимы большие деньги. Но те турецкие бизнесмены, которые оказывают школе финансовую помощь, со временем получают отдачу: таким образом они готовят для своих предприятий кадры, получая грамотных, надежных, преданных специалистов. А у нас об этом почему-то не думают.

— Вы внимательно изучили зарубежный опыт, значит, есть мысль создать подобную школу у нас?

— Конечно, такая мысль есть. Мы об этом на каждом углу кричим.

— Отклик получаете?

— Очень слабый. И это касается не только Саратова и не только мусульман. Видимо, мы еще для этого «не созрели». Дело в том, что, несмотря на все реформы, с момента распада СССР наша система образования больших изменений не претерпела. Да что говорить о системе, если практически не изменилось сознание людей? Я сужу по тому, как наши сограждане относятся к поступлению своих детей в вузы. Даже те люди, у которых дети неплохо учатся, все равно пытаются их «подстраховать», устроить в институт, университет, академию «по блату». Когда им говоришь, что для достижения цели важно лишь хорошо сдать ЕГЭ, они не верят.

— А в качестве прообраза новой школы не планируете, например, мусульманские классы в каком-нибудь общеобразовательном учреждении открыть?

— Пока у нас это не получается. Во-первых, потому, что нет фундамента: нет профессиональных кадров. Требования к педагогу в данном случае повышенные: учитель должен не просто владеть своим предметом, но и уметь талантливо его преподнести, передать своим ученикам саму энергию знания. А проблема заключается в том, что совмещать материальную и духовную стороны образовательного процесса очень сложно. Я согласен, что труд педагога должен достойно оплачиваться, но как не перейти ту грань, за которой начинается простая «отработка»? Когда человек начинает свои деньги банально отрабатывать, дух педагогического творчества теряется. И это очень серьезный вопрос, который касается устройства всей образовательной системы России. Есть и еще один важный момент. Школа, о которой я говорил, не должна быть религиозной. Это будет общеобразовательное учебное заведение, где смогут учиться не только мусульманские дети: в его задачу не будет входить обращение учеников в ислам. Конечно, в воспитательном процессе (за рамками уроков) будет прослеживаться мусульманский «уклон»,однако родители смогут выбирать: оставлять своих детей в интернате или нет. В самой школе этой религиозной атмосферы быть не должно.

— То есть приоритет – высочайший уровень образования?

— Да, иначе мы создадим условия для самоизоляции, а это очень опасная тенденция. Я знаю множество примеров закрытых этнических групп: даже в однородной, мононациональной среде встречаются поселения, где люди живут настолько обособленно, что их плохо понимают и воспринимают даже собратья. У таких общин возникают большие проблемы и с местной властью, потому что они не знают, как налаживать нормальные человеческие контакты. Это путь к вырождению. Люди должны быть открыты миру. Поэтому я еще раз подчеркиваю: мы мечтаем создать не религиозную школу, а элитное образовательное учреждение, выпускники которого не станут в обязательном порядке служителями ислама или христианства. Кто-то выберет для себя профессию инженера или журналиста, однако воспитаны они будут на основе вечных ценностей. И если захотят связать свою жизнь с духовной деятельностью, станут настоящими профессионалами. К примеру, найти сейчас хорошего мусульманского журналиста – большая проблема. С одной стороны, среди молящихся мусульман есть журналисты, а мусульманских журналистов практически нет.

— Понятно, что существует специфика…

— Вот-вот, неправильно подобрал одно слово, и смысл сказанного или написанного полностью изменился. Чтобы донести все религиозные нюансы, журналисту недостаточно быть молящимся, он должен знать основы ислама.

— То есть не все молящиеся знают основы своей религии?

— Конечно, нет. У них разный уровень подготовки. Например, пятничный намаз в нашей мечети совершают 1500 человек, и не все они знают основы ислама. Иногда можно услышать, как мусульмане, обращаясь к православным, говорят: «У вас — Христос, у нас – Мухаммад», — и совершают ошибку. А если мусульманский журналист так напишет, его нужно гнать с работы. Потому как эта фраза противоречит исламу, его канонам. В Коране Аллах говорит, что Иисус такой же посланник Всевышнего, как и пророк Мухаммад. И подобных нюансов очень много. К примеру, человек, не признающий Евангелие как Божественную книгу, не может быть мусульманином. Это настолько принципиально, что может вывести человека из ислама. А чтобы такого не случилось, он должен быть грамотным во всех отношениях.

— Можете ли вы сказать, что за последнее время существенно увеличилось количество людей, которые пришли к вере, стали посещать мечеть?

— Безусловно. И я сужу не только по мечети. Вы замечали, сколько женщин в хиджабах ходят сегодня по улицам Саратова? Раньше такого не было. А ведь для того чтобы носить хиджаб, нужно обладать огромной внутренней силой, убежденностью в своей правоте. В душе у верующего человека особый микромир, который дает ему силы противостоять моральному прессингу со стороны окружающих, не замечать их недоброжелательности, а порой и просто враждебности.

— Если уж мы заговорили о женщинах… Бытует мнение, что мусульмане принижают своих жен. Что вы об этом думаете?

— Я бы сказал так: то отношение к женщине, которое у нас существует, это чисто российский подход. В арабских странах у женщин очень много прав, однако это не всегда благо.

— И как же, по вашему мнению, должно быть в идеале? Каким образом, на какой основе должны строиться семейные отношения между мужчиной и женщиной?

— Я считаю, что мужчина должен быть мужчиной, а женщина – женщиной. Это та норма, при которой в семье будет гармония. Изначально Аллах создал женщину не для верховенства над мужчиной. Муж должен быть для своей жены опорой и защитой, должен направлять и наставлять ее в жизни. Тогда в семье будет порядок. Другое дело – методы, которыми мужчина будет этот порядок поддерживать: естественно, я против всяческого насилия и не считаю, что мужчина должен переложить на плечи жены всю домашнюю работу. Я, например, никогда не считал для себя унизительным постирать белье или обед приготовить. Но сейчас у меня на это просто не хватает времени.

— Нам известно, что из года в год вы занимаетесь организацией детского летнего отдыха. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Я очень люблю детей и уверен, что детям нужно стараться дать все самое лучшее, тогда будет отдача. Организуя мусульманские смены в летних оздоровительных лагерях, мы пытаемся заложить фундамент крепкой дружбы и научить наших ребят общаться. Помимо развивающих и спортивных игр, прогулок на свежем воздухе, детям из старших групп в лагере преподаются основы ислама, они совершают коллективный намаз: так мы пытаемся привить им вкус к духовной жизни.

— У Духовного управления мусульман области есть собственный лагерь или вы его арендуете?

— Пока арендуем или получаем в пользование по социальной линии. В этом году ребята у нас отдыхают в лагере «Заря» в Усть-Курдюме, в прошлом году наши дети прекрасно провели каникулы в «Ласточке», что в Базарном Карабулаке. Чуть позже летние лагеря будут организованы и при мечетях в области. Что касается собственной летней базы отдыха для детей, то мы сейчас рассматриваем варианты ее создания.

— Вообще детская тема в деятельности Духовного управления занимает особое место. Так, ко Дню защиты детей у вас очень интересное мероприятие было приурочено…

— Да, действительно, праздник удался на славу. Силами наших активисток из женской мусульманской организации «Родник» для ребят было устроено театрализованное представление: они побывали в «Стране маленьких мусульман», поучаствовали в различных конкурсах, в общем, повеселились от души. Кроме того, для наших юных гостей были приготовлены подарки и накрыт сладкий стол. Думаю, этот день запомнится им надолго. Проводя такие мероприятия, мы стараемся привлечь к ним внимание родителей, ведь основы будущих крепких семейных отношений закладываются в детстве.

Беседовала Ольга КИСЕЛЕВА.