Саратов является особенной моделью, — Р.Курбанов | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр3.42
Шурук5.33
Зухр13.00
Аср18.00
Магриб20.20
Иша22.00
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Саратов является особенной моделью, — Р.Курбанов

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, известный журналист и политолог, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир» Руслан Курбанов выступил в саратовской Соборной мечети с интересной темой – он попытался рассмотреть опыт взаимоотношения саратовских мусульман с обществом.

Мусульманский потенциал

В самом начале своего выступления Руслан Курбанов особо отметил, что мусульманская община, являясь неотъемлемой частью российской нации, сегодня в недостаточной мере раскрывает свой потенциал на благо собственного народа в деле защиты своих прав, свобод и интересов.

Несмотря на 20-ти миллионное количество российских последователей Ислама, мусульмане не могут в полной мере показать окружающим те блага, которые Всевышний даровал верующим. «Уровень образования в мусульманской среде оставляет желать лучшего, степень ответственности перед своим народом находится на низком уровне. Мусульмане превращаются в некое пугало, которым СМИ пугают остальных россиян», — подчеркнул Курбанов.

В ходе лекции он напомнил собравшимся, что в арабском языке есть слово «истихрадж», которое означает «извлечение полезных ископаемых из недр земли». Этот же термин используется в фикхе для описания того, как можно извлечь из основ шариата и его глубин, т.е. из Корана и Сунны, уроки и правовые решения. «Мы, мусульмане России, сегодня нуждаемся в истихрадже – извлечении из недр общины потенциала, который мог бы приносить пользу всему обществу», — заявил политолог и добавил, что заложенные в мусульманской умме возможности могли бы эффективно противостоять социальным порокам и бороться за справедливость, мир между различными общинами и т.д.

По мнению Курбанова, ярчайшим примером того, как можно преодолеть текущие проблемы и консолидировать общество, является община пророка Мухаммада (мир ему), которую он построил в Медине после своего переселения из Мекки. В основе успешного сосуществования, обеспечения мира и безопасности лежал общественный договор между тремя сторонами – мухаджирами, ансарами и иудеями Медины.

«Мы, мусульмане России, можем взять на себя ответственность и выступить с инициативой заключения подобных общественных договоров на уровне города, района и села, когда представители мусульманских и других общин, представители приезжих и местных, кавказцев и русских смогут сесть за общий стол и сказать: «Это наш город, наша область, наша страна, мы не позволим нас стравить, развалить наш дом, и мы сделаем все, чтобы уберечь его от угроз и пороков», — заявил Руслан Курбанов.

По словам политолога, первостепенным в решении сложившихся проблем является понимание того, что за нас никто ничего делать не будет. Инициатива должна идти снизу. Курбанов привел несколько эффективных моделей и проектов, которые реально работают и приносят свои результаты. Особо была выделена деятельность Фонда «Содействие развития карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», который существует уже 10 лет и помогает приезжающей в столицу молодежи познакомиться с культурой и традициями своего народа, воспитать ее в духе патриотизма и занять полезными делами.

Еще одним эффективным инструментом социализации молодежи, по словам Курбанова, является институт мечети и медресе, где прихожане различных национальностей, особенно приезжие с Кавказа и бывших республик СНГ, проходят адаптацию и встраиваются в современное российское общество.

Российская Андалусия

Продолжая свое выступление, московский гость отметил, что уникальную роль в становлении мусульман не просто как верующей общины, но как части российского общества, неотъемлемого сегмента гражданского общества играет саратовская мусульманская община.

Политолог подчеркнул, что Саратов является особенной моделью, где в мире и добрососедстве проживают свыше 100 народностей. «Это образец стабильности и внимательного отношения властей к нуждам мусульман», — заявил Курбанов.

По его словам, этот город в Поволжье также уникален тем, здесь происходит соприкосновение различных культур, проходит так называемая пограничная территория между различными мирами – мусульманского и христианского, западного и восточного.

«Уникальные модели общественного устройства возникали именно в пограничных зонах. Ярким примером служит испанская Андалусия, давшая импульс европейскому Ренессансу. Мы должны помнить и гордиться этим», — сказал Курбанов. Он напомнил своим единоверцам, что в этом уголке мира была самая образованная мусульманская община, богатейшие библиотеки и прообразы современных университетов. Здесь же происходило знакомство различных народов друг с другом.

Саратов, по мнению Курбанова, также является неким фронтиром. «Город носит тюркское название, большинство населения русские, недалеко находится городище времен Золотой Орды, в регионе проживает более 100 народностей. Фронтир культур и миров», — подметил он.

Политолог считает, что сохранить баланс взаимоотношений между народами стало возможным благодаря взвешенной политике региональных властей, а также усилиям руководителей национальных и религиозных общин.

«Данный пример показывает, что в современной России, несмотря на утверждения различных провокаторов и радикалов, возможны мир и дружба народов. Этот опыт необходимо перенести не только в другие регионы, но и на федеральный уровень. Также следует транслировать его через СМИ и общественные организации», — сказал Курбанов.

В завершении своего выступления, Руслан Курбанов призвал мусульман любить свой родной край также как свою религию, бережно относиться к нему и не позволять провокаторам посеять раздор между жителями российской Андалусии.