» Ислам в 21 веке: малайзийская модель? 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

 

Расписание намазов

Фаджр5.52
Шурук7.25
Зухр12.48
Аср16.14
Магриб18.03
Иша19.43
(г. Саратов)
на месяц

Октябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Ислам в 21 веке: малайзийская модель?

«Шариатский суд Малайзии приговорил известную топ-модель Картику Сари Деви Шукарно к шести ударам розгами и штрафу в пять тысяч рингитов (1,412 тысячи долларов) за распитие пива в ночном клубе».

Некоторое время тому назад в Малайзии разыгрался очередной «модельный» скандал, в центре которого оказалась известная топ-модель Картика Сари Деви Шукарно, мусульманка сингапурского происхождения, которую сфотографировали в одном из отелей Куала-Лампур с баночкой пива в руках.

В этой истории есть несколько интересных и любопытных элементов, на которые стоит обратить внимание. Прежде всего — это, конечно же, решение шариатского суда приговорить девушку к штрафу и шести ударам розгами. Ибо известно, что в Малайзии приобрести алкоголь можно не только в каждом отеле, но и во многих ночных клубах. В некоторых из них водятся субстанции гораздо более «серьезные», чем пиво. Более того, в недавнем опросе, проведенном одним из местных институтов, выяснилось, что большая часть мусульманской молодежи в крупных городах пробовала алкоголь хотя бы раз в жизни или употребляет алкоголь регулярно. Поэтому не вполне понятно, почему власти решили вдруг придраться к очаровательной Картике Шукарно, которой достаточно дорого пришлось заплатить за выпитую в прошлом году баночку пива. Не исключается, что этот приговор, который впоследствии был смягчен, вынесли «для острастки» — с тем, чтобы посетители ночных клубов и дискотек задумались в следующий раз, когда они протянут руку за вожделенным напитком.

Второй элемент этой истории — сам факт того, что в Малайзии есть мусульманские топ-модели, которые рекламируют не различные виды чадры, а вполне обыкновенную европейскую одежду, в некоторых случаях даже весьма откровенную.

И третий элемент — в Малайзии, как и в Израиле, действует смешанная юридическая система: гражданская и религиозная. В Израиле полномочия раввинатского суда распространяются в основном на вопросы заключения или расторжения браков, а в Малайзии шариатские суды занимаются и вопросами морали и правонарушений в этой сфере — потребление алкоголя, внебрачные связи и так далее. Разумеется, представители остальных религий шариатским судам неподвластны. Кстати, сама Картика Шукарно признала свою вину и заявила, что готова понести наказание, после чего суд решил смилостивиться над девушкой и в честь Рамадана смягчить приговор (ей придется заплатить небольшой штраф).

Как уже было сказано, в Малайзии есть не только топ-модели и шариатские суды, но и ночные клубы, где довольно часто появляются западные гастролеры. В этом году Малайзию посетила Кристина Агилера, Red Hot Chilly Peppers, Beyonce и другие популярные певцы, которые с легкостью собирают огромные стадионы. Правда, все они столкнулись с небольшим препятствием: местные студенческие союзы потребовали, чтобы концерты не противоречили «духу ислама». На деле это означает твердое «нет» соблазнительным и облегающим костюмам, которыми славятся западные поп-дивы. А вот концерт Red Hot Chilly Peppers почти под угрозой отмены. Ведь его спонсировала производительница пива «Гиннес», что также противоречит духу ислама. Зато во время Рамадана местные газеты с гордостью публиковали фотографии университетских закусочных, которые были открыты во время Рамадана и обслуживали студентов, которые не являются мусульманами. Соблазнительные пирожки и бутерброды были выставлены напоказ в знак малайзийской толерантности и веротерпимости, невзирая на внутренний протест голодающих по поводу Рамадана студентов-мусульман.

В последние годы Малайзия усиленно позиционирует себя в качестве «экспортера исламской умеренности», подчеркивая гармоничное сосуществование между мусульманским большинством и представителями остальных религий, веротерпимость, которая проявляется в том, что рядом с мечетями действуют индуистские храмы и пагоды (радикальные течения ислама считают всех тех, кто исповедует не монотеистические религии идолопоклонниками, которые подлежат преследованию и уничтожению) и высокий уровень образования в стране (впечатляющие достижения характерны для представителей всех общин).

Критики, среди которых есть немало жителей Малайзии, мусульман и немусульман, утверждают, что за видимостью прогресса и толерантности по-прежнему прячутся деспотизм, жестокость и средневековье. На их взгляд, сам факт того, что шариатский суд может вынести подобный приговор, свидетельствует о том, что Малайзия все еще далека от идеалов свободного и демократического общества.

Однако, ни те, ни другие не задумываются над тем, что Малайзия просто до сих пор не нашла свой путь, свое золотое сечение. В исламе не существует единого, высшего авторитета наподобие папы римского у католиков, и поэтому каждая страна, каждая община ищет свой собственный путь, опираясь на Коран и хадис и извлекая их них свои собственные выводы.

Радикальная ваххабитская школа считает, что ренессансу ислама может способствовать только «очищение» от чуждых исламу западных элементов и возвращение к нормам, принятым во времена пророка Мухаммада. В Египте религиозные власти находятся на службе у властей светских и штампуют угодные им «фатвы», которые не вызывают никакого уважения у верующих. А Малайзия сегодня занята поиском своей собственного, уникального пути, который позволил бы отдать дань традиции, с одной стороны, и не скатиться в бездну радикального ислама, с другой.

Как и любая другая религия, ислам похож на живой организм, который постоянно меняется, развивается и обновляется. Несмотря на то, что официально врата «иджтихада» (суждения и принципы, выведенные на основе Корана и Сунны теологом, который имеет соответствующую квалификацию) были закрыты в 10 веке, религия, которая одновременно является и образом жизни, обязана принять вызов современности и адаптироваться к актуальным событиям.

Можно ли мусульманину посещать концерт Red Hot Chilly Peppers? Если да, то при каких условиях? Даже в том случае, если этот концерт спонсирует фирма, которая производит алкоголь? Или компания, которая имеет филиалы в Израиле? Что насчет откровенных костюмов? Кто может дать четкое определение понятию «откровенный» — ведь для мусульманина, чья жена носит при людях чадру, даже ее неприкрытое лицо является чересчур «откровенным»? И где проходит граница между уважением к традиции и религии и — теократией?

Современные богословы бьются над этими вопросами и пытаются ответить на вызовы, которые перед ними ставит современность. Находясь по соседству с большой и нищей Индонезией, где действуют радикальные исламские организации, местные власти не могут не отдавать себе отчет в том, что религиозный экстремизм — это зло, которое неизбежно отразится в первую очередь на них самих. С другой стороны, на взгляд многих малайзийцев, демократия не есть вседозволенность. «Если американцы запрещают у себя аборты и преподавание теории Дарвина в своих школах, почему они хотят разрешить все эти вещи у нас дома?» — вопрошает малайзиский блоггер Али, который опубликовал на своей веб-страничке историю о возможной порке мусульманской топ-модели.

Найдет ли когда-нибудь Малайзия свой путь? И если да — станет ли эта модель примером для других арабских и исламских стран, которые заняты решением похожих вопросов? Пока малайзийским манекенщицам придется воздержаться от распития пива в публичных местах во избежание публичной порки.

Ксения Светлова

www.zman.com

Читайте по теме:

  1. Мусульманские страны среди отстающих
  2. На пути исламского призыва
  3. Их Восток и наш Кавказ
  4. Шариат — не дышло