Ислам в 21 веке: малайзийская модель?
«Шариатский суд Малайзии приговорил известную топ-модель Картику Сари Деви Шукарно к шести ударам розгами и штрафу в пять тысяч рингитов (1,412 тысячи долларов) за распитие пива в ночном клубе».
Некоторое время тому назад в Малайзии разыгрался очередной «модельный» скандал, в центре которого оказалась известная топ-модель Картика Сари Деви Шукарно, мусульманка сингапурского происхождения, которую сфотографировали в одном из отелей Куала-Лампур с баночкой пива в руках.
В этой истории есть несколько интересных и любопытных элементов, на которые стоит обратить внимание. Прежде всего — это, конечно же, решение шариатского суда приговорить девушку к штрафу и шести ударам розгами. Ибо известно, что в Малайзии приобрести алкоголь можно не только в каждом отеле, но и во многих ночных клубах. В некоторых из них водятся субстанции гораздо более «серьезные», чем пиво. Более того, в недавнем опросе, проведенном одним из местных институтов, выяснилось, что большая часть мусульманской молодежи в крупных городах пробовала алкоголь хотя бы раз в жизни или употребляет алкоголь регулярно. Поэтому не вполне понятно, почему власти решили вдруг придраться к очаровательной Картике Шукарно, которой достаточно дорого пришлось заплатить за выпитую в прошлом году баночку пива. Не исключается, что этот приговор, который впоследствии был смягчен, вынесли «для острастки» — с тем, чтобы посетители ночных клубов и дискотек задумались в следующий раз, когда они протянут руку за вожделенным напитком.
Второй элемент этой истории — сам факт того, что в Малайзии есть мусульманские топ-модели, которые рекламируют не различные виды чадры, а вполне обыкновенную европейскую одежду, в некоторых случаях даже весьма откровенную.
И третий элемент — в Малайзии, как и в Израиле, действует смешанная юридическая система: гражданская и религиозная. В Израиле полномочия раввинатского суда распространяются в основном на вопросы заключения или расторжения браков, а в Малайзии шариатские суды занимаются и вопросами морали и правонарушений в этой сфере — потребление алкоголя, внебрачные связи и так далее. Разумеется, представители остальных религий шариатским судам неподвластны. Кстати, сама Картика Шукарно признала свою вину и заявила, что готова понести наказание, после чего суд решил смилостивиться над девушкой и в честь Рамадана смягчить приговор (ей придется заплатить небольшой штраф).
Как уже было сказано, в Малайзии есть не только топ-модели и шариатские суды, но и ночные клубы, где довольно часто появляются западные гастролеры. В этом году Малайзию посетила Кристина Агилера, Red Hot Chilly Peppers, Beyonce и другие популярные певцы, которые с легкостью собирают огромные стадионы. Правда, все они столкнулись с небольшим препятствием: местные студенческие союзы потребовали, чтобы концерты не противоречили «духу ислама». На деле это означает твердое «нет» соблазнительным и облегающим костюмам, которыми славятся западные поп-дивы. А вот концерт Red Hot Chilly Peppers почти под угрозой отмены. Ведь его спонсировала производительница пива «Гиннес», что также противоречит духу ислама. Зато во время Рамадана местные газеты с гордостью публиковали фотографии университетских закусочных, которые были открыты во время Рамадана и обслуживали студентов, которые не являются мусульманами. Соблазнительные пирожки и бутерброды были выставлены напоказ в знак малайзийской толерантности и веротерпимости, невзирая на внутренний протест голодающих по поводу Рамадана студентов-мусульман.
В последние годы Малайзия усиленно позиционирует себя в качестве «экспортера исламской умеренности», подчеркивая гармоничное сосуществование между мусульманским большинством и представителями остальных религий, веротерпимость, которая проявляется в том, что рядом с мечетями действуют индуистские храмы и пагоды (радикальные течения ислама считают всех тех, кто исповедует не монотеистические религии идолопоклонниками, которые подлежат преследованию и уничтожению) и высокий уровень образования в стране (впечатляющие достижения характерны для представителей всех общин).
Критики, среди которых есть немало жителей Малайзии, мусульман и немусульман, утверждают, что за видимостью прогресса и толерантности по-прежнему прячутся деспотизм, жестокость и средневековье. На их взгляд, сам факт того, что шариатский суд может вынести подобный приговор, свидетельствует о том, что Малайзия все еще далека от идеалов свободного и демократического общества.
Однако, ни те, ни другие не задумываются над тем, что Малайзия просто до сих пор не нашла свой путь, свое золотое сечение. В исламе не существует единого, высшего авторитета наподобие папы римского у католиков, и поэтому каждая страна, каждая община ищет свой собственный путь, опираясь на Коран и хадис и извлекая их них свои собственные выводы.
Радикальная ваххабитская школа считает, что ренессансу ислама может способствовать только «очищение» от чуждых исламу западных элементов и возвращение к нормам, принятым во времена пророка Мухаммада. В Египте религиозные власти находятся на службе у властей светских и штампуют угодные им «фатвы», которые не вызывают никакого уважения у верующих. А Малайзия сегодня занята поиском своей собственного, уникального пути, который позволил бы отдать дань традиции, с одной стороны, и не скатиться в бездну радикального ислама, с другой.
Как и любая другая религия, ислам похож на живой организм, который постоянно меняется, развивается и обновляется. Несмотря на то, что официально врата «иджтихада» (суждения и принципы, выведенные на основе Корана и Сунны теологом, который имеет соответствующую квалификацию) были закрыты в 10 веке, религия, которая одновременно является и образом жизни, обязана принять вызов современности и адаптироваться к актуальным событиям.
Можно ли мусульманину посещать концерт Red Hot Chilly Peppers? Если да, то при каких условиях? Даже в том случае, если этот концерт спонсирует фирма, которая производит алкоголь? Или компания, которая имеет филиалы в Израиле? Что насчет откровенных костюмов? Кто может дать четкое определение понятию «откровенный» — ведь для мусульманина, чья жена носит при людях чадру, даже ее неприкрытое лицо является чересчур «откровенным»? И где проходит граница между уважением к традиции и религии и — теократией?
Современные богословы бьются над этими вопросами и пытаются ответить на вызовы, которые перед ними ставит современность. Находясь по соседству с большой и нищей Индонезией, где действуют радикальные исламские организации, местные власти не могут не отдавать себе отчет в том, что религиозный экстремизм — это зло, которое неизбежно отразится в первую очередь на них самих. С другой стороны, на взгляд многих малайзийцев, демократия не есть вседозволенность. «Если американцы запрещают у себя аборты и преподавание теории Дарвина в своих школах, почему они хотят разрешить все эти вещи у нас дома?» — вопрошает малайзиский блоггер Али, который опубликовал на своей веб-страничке историю о возможной порке мусульманской топ-модели.
Найдет ли когда-нибудь Малайзия свой путь? И если да — станет ли эта модель примером для других арабских и исламских стран, которые заняты решением похожих вопросов? Пока малайзийским манекенщицам придется воздержаться от распития пива в публичных местах во избежание публичной порки.
Ксения Светлова
Читайте по теме:
Опубликовано: 12.10.2009, рубрики: Аналитика.