Их Восток и наш Кавказ - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр7.00
Шурук8.43
Зухр12.53
Аср15.08
Магриб16.55
Иша18.35
(г. Саратов)
на месяц

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы

Их Восток и наш Кавказ

Руслан КурбановРуслан Курбанов

Большой мусульманский Восток пребывает в глубочайшем и затяжном сне. Сон его разума продолжает и в наши дни рождать чудовищ, таких как арабские диктаторы, фанатики-экстремисты и радикалы-секуляристы. Вязкость сознания традиционного представителя этого региона, его погруженность в прошлое, в мифологизированную архаику не позволяют сегодня говорить ни о каких перспективах модернизационных процессов в этом мире.

Однако, Восток не всегда был таким. Некогда он породил великую культуру, заложил основы блистательной цивилизации. Но только в состоянии бодрствования своего сознания, раскрепощения духа и высвобождения рациональной мысли. Проблема же заключается в том, что вывести его из его летаргического сна удавалось только настоящим титанам, вышедшим из самого этого народа, являвшимся плотью от плоти его и оттого не стеснявшимся в средствах для принуждения своего народа к модернизации.

Энтропия Востока

На момент же развала пусть и эфемерного, но все же сохранявшего некий потенциал к единству, исламского политического пространства и формирования на его руинах новых национальных государств, исламское гражданское общество (о котором начинают сегодня говорить все большее количество авторов), как организованное и мобилизованное сообщество свободных и ответственных представителей уммы, находилось в очень слабом и деморализованном состоянии.

После системного кризиса, поразившего весь исламский мир, практически во всех отраслях – науке, политике, экономике, военном деле, после столетий колониальных войн, истощивших его внутренние силы, исламское гражданское общество, или умма, находилось в упадке, как и все остальные составляющие исламской нации. Таким образом, сегодня, наблюдая крах очередного модернизационного проекта в этом мире, мы можем констатировать наличие следующих неразрешимых пока проблем на Большом мусульманском Востоке:

  1. Отмирание и исчезновение в мусульманском мире гражданского самосознания, ответственности за судьбу общества, страны и нации, что и является основной причиной расцвета коррупции, местничества, безынициативности, тотальной гражданской лености и апатии.
  2. Историческая, политическая, правовая, культурная и религиозная безграмотность, что приводит к политической слепоте, фанатизму, ограниченности, невежеству, обвинению других в своих несчастьях и бедах, нетерпимости к иным.
  3. Отсутствие навыков совместной, коллективной мобилизации, организации и активности, что порождает полный паралич любых гражданских инициатив, невероятную гражданскую разобщенность в конструктивном русле при одновременной способности к взрывной сиюминутной мобилизации на основе инстинктов толпы – ярости, мести, жажде разрушения.

    Если раньше всю эту массу разноязыких, разнокультурных племен организовывало и упорядочивало государство и институты исламского гражданского общества – широчайшая сеть мечетей, университетов, учебных центров, профессиональные и социально-политические ассоциации свободных горожан, корпорация независимых и даже оппозиционных власти ученых, правоведов и судей, организованные общины людей Писания – христиан и иудеев, то в условиях ослабления и того, и другого мусульманский мир погрузился в полный в хаос.

После оккупации и ухода западных оккупационных властей оказалось, что в исламском мире нет никакой силы, способной организовать и контролировать весь этот массив племен, родов и народов, кроме жесткой авторитарной государственной власти, будь то светской, как в Сирии, Ираке и Турции, или религиозной, как в Саудовской Аравии, странах Залива и Иране. Весь этот огромный регион от Инда до Атлантики превратился в невероятно рыхлую, дезорганизованную и взрывоопасную социальную массу, которую можно было организовать только с помощью грубого принуждения.

Невосточный Кавказ

Несмотря на то, что Северный Кавказ довольно рано оказался в культурной орбите исламской цивилизации, он никогда не был Востоком в полном смысле этого. Более того, на протяжении почти всей своей истории он оставался и продолжает сегодня оставаться уникальной культурно-цивилизационной моделью. Тем не менее, тот факт, что Кавказ 14 веков находился под интеллектуальным, политическим и экономическим влиянием сначала арабов, затем персов и тюрок, оказал самое мощное влияние на формирование мировоззрения горцев, их социальной и политической культуры, культуры власти, мира и войны.

Следующий фактор, который невозможно игнорировать при приближении к проблемам региона – это совершенно очевидный факт, что пик деисламизации и секуляризации мусульманского общества пройден, как для самой уммы, так и для отдельных кавказских народов. Как бы тому ни сопротивлялись арабские мубараки, асады, или наши отечественные муху алиевы, без апелляции к исламу и шариату никому не удастся решить ни одной сколь-нибудь значимой проблемы, как Кавказа, так и Большого Востока.

Сегодня по всему миру наблюдается мощный всплеск военно-политической активности ислама. Если в остальном, более широком исламском мире еще как-то, с большими оговорками, возможно удерживать эту активность в ненасильственном, политическом русле, то на Кавказе, судя по развитии ситуации в Дагестане, Чечне и Ингушетии, эта активность еще некоторые годы будет пробиваться через вооруженные конфликты. Если об этом говорить, как о предопределенной тенденции, то причиной тому ряд факторов:

  1. Менталитет и психология кавказцев, которые более, нежели многие народы Востока, склонны браться за оружие в конфликтных ситуациях. Менталитет горцев-кавказцев всегда был таким, что они, как правило, вместо долгого диалога и поиска взаимных выгод, готовы «взорваться» и «порваться пополам», но, чтобы обязательно сию минуту, и, чтобы как можно с большим уроном для оппонента.
  2. Историческая память о Большой войне за мусульманскую душу Кавказа. Несомненно, за советские годы эта память несколько приглушилась, но расползание боевых и диверсионных акций по всему Кавказу показывает, что в регионе у части активной молодежи произошла практически полная перезагрузка этой памяти на новом историческом этапе.
  3. Полной неразвитостью институтов гражданского общества, отсутствием опыта и навыков политической организации, пусть даже и под исламскими, лозунгами. Здесь имеются в виду даже не столько западные, либеральные гражданские институты, а скорее традиционные горские и исламские, такие как съезды народов, сети вольных джамаатов, политически мобилизованные родовые союзы, межплеменные ассоциации и объединения, исламские и маслиатские суды, мощная сеть мечетей, медресе и исламских вузов, благотворительные и иные социальные исламские организации и фонды, союзы и советы ученых.

    На исламском Востоке некоторые из институтов исламского гражданского общества и отчасти система взаимоотношений между ними сохранилась, несмотря на годы колонизации и попытки построения светских и даже социалистических режимов. Эти институты оказывают огромную роль на формирование общественного мнения, на канализацию общественных ожиданий, предпочтений, активности и даже финансовых пожертвований в том или ином направлении.

    На Кавказе же вся эта система была практически полностью уничтожена советской властью. И сегодня нет никакой силы, которая бы канализировала, или хотя бы номинально влияла на направленность активности мусульман.

  4. Полное отсутствие не то, что ярких и талантливых политических лидеров мусульман, но полное отсутствие хотя бы частично годных для этого. Если в начале бурного возрождения национального и исламского сознания народов региона после краха Советского Союза пара десятков лидеров на весь Кавказ существовали, то они в скором времени сошли с арены по разным причинам.

    Наиболее яркие лидеры, которые потенциально могли вдохновить, организовать и повести за собой на созидательное усердие молодых кавказцев, и которые предпринимали даже к тому усилия, были выдавлены за пределы региона, а иногда и более широкого легитимного поля на общероссийском уровне. Оттого сегодня, если какие-то попытки социально-политической мобилизации и модернизации и предпринимаются на Кавказе, то они концентрируются на двух очень далеких друг от друга полюсах – официально-государственном и неофициально-протетсном, а иногда даже и подпольном.

  5. Низкий уровень общего, всестороннего образования у горцев Кавказа. Сегодня в идеологически поляризованном регионе в режиме худого мира сосуществуют два варианта образованности – светская образованность, практически полностью оторванная от традиционной и мусульманской культуры и интеллектуального наследия, а также исламская образованность, также практически полностью оторванная от достижений светской гуманитарной науки и ценностей демократической культуры.

Тектонический сдвиг

Наш Кавказ, как и их Восток, еще ждет своего глубинно-тектонического толчка, способного вывести его из затянувшейся социально-политической летаргии. Таким толчком, несмотря на все стремления западного мира, уже не сможет стать распространение в среде этих народов либеральной культуры и демократических ценностей. Поскольку даже тот импульс, который придала либеральная культура традиционным обществам Востока, привел здесь совершенно к иным результатам и приобрел совершенно иные характеристики, нежели ожидалось.

Население исламского мира, сознания которого коснулись западные призывы к свободе личности, ответственности за свою судьбу и судьбу нации, активному участию в политической жизни государства, восприняло отчасти все эти призывы, но совершенно с другой полярностью – не либерально-демократической, а исламско-обновленческой. Опять-таки, это произошло из-за чрезвычайной внутренней силы исламской традиции, которую за годы колонизацию и секуляризации этих обществ так и не удалось подавить.

А если эта традиция и была в какой-то мере подавлена, то она была подавлена в первую очередь самими мусульманами в период закрытия врат иджтихада, рационального научного поиска в вопросах мусульманского гражданского права и отхода от научно-творческого и гражданско-политического усердия и ответственности. Западный же мир, как это ни удивительно, своими либерально-демократическими заклинаниями над исламским миром в попытках его социально-политической трансформации на свой лад, совершенно неожиданно породил обратный эффект.

Он пробудил в мусульманах, уже забывших, кто они есть, прежнюю историческую память и невероятной энергетики готовность полностью перезагрузить исламскую цивилизационную модель на новом историческом витке. В итоге вся светская социально-политическая и политико-правовая система, возведенная Западом путем огромных финансовых, политических, временных усилий на руинах прежних исламских политических образований и конструкций начала рушиться, как карточный домик. Происходит это сегодня по следующим векторам:

  1. Снижение роли и падение авторитета государства в исламском мире;
  2. Возвышение роли джамаатов – основополагающих и первичных элементов исламского гражданского общества. Причем джамаатов, как гражданской, так и военной активности.
  3. Подмена джамаатами функций и институтов государства;
  4. Кризис светских идеологий;
  5. Эскалация ассиметричной войны, в которой технологиям западного мира мусульманами противопоставляется вера, сила духа и самоубийственное самопожертвование;
  6. Варваризация остального мира и закат прежних сверх-держав;

Вынужденная модернизация

Несомненно, Большому мусульманскому Востоку и российскому Кавказу нужна глубинная, тектоническая трансформация и модернизация. Ждать, пока это произойдет само собой – мочи нет. Ни у Запада, ни у пылких сыновей самого Востока и Кавказа. А поскольку силовые варианты экспресс-модернизации региона, как в социалистическом, так и в либерально-демократическом формате, доказали свою полную неэффективность, речь сегодня может идти о целенаправленном, терпеливом и ориентированном на долгую перспективу стимулировании модернизационных процессов в этом мире. Это возможно:

  1. Через увеличение социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной) в традиционном мусульманском обществе;
  2. Через увеличение социального разнообразия и плюрализма этого же самого общества;
  3. Через стимулирование социальной конкуренции;
  4. Через создание успешной альтернативной модели развития в сердце арабского мира, каковой в свое время для ГДР выступала ФРГ, для КНДР сегодня выступает Южная Корея, а для мусульман Юго-Восточной Азии – Малайзия. Кавказ еще ждет своей альтернативной модели.
  5. Через создание и популяризацию привлекательных моделей социального поведения выходцев из традиционных обществ нового типа, например, успешных бизнесменов новой конкурентной экономики, независимых журналистов, политиков и т.д.

Эти все методы при взвешенном подходе и умелом применении позволяют целенаправленно управлять процессами социально-политической модернизации больших обществ. Но, к сожалению, на сегодняшний день увеличение социальной мобильности и конкуренции в традиционных обществах региона происходит только в результате острых социальных потрясений или войн. Именно подобное потрясение, к примеру, выбросило палестинцев во внешний мир и позволило им стать самым образованным народом арабского мира. То же самое произошло с чеченцами, первым кавказским народом, густо засеявшим европейские просторы.

Волевой перехват

Что же касается модернизации, возрождения гражданской активности и социально-политической мобилизации, питаемой энергией самого исламского мира, то оно сегодня идет по двум направлениям. В странах с авторитарными режимами и загнанными в полу-подполье обществами происходит милитаризация исламских гражданских структур и их превращение в боевые ячейки, исламские диверсионно-подрывные группировки и движения, наподобие «Исламского джихада» в Египте, «Исламского движения Узбекистана». На российском Кавказе их аналогами являются джамааты «Ярмук» в Кабарде и «Шариат» в Дагестане.

Что же касается открытых демократических обществ и правовых государств, каковые мусульманские мигранты нашли только на Западе, там происходит легитимная институционализация возрождающей исламской активности и там же рождаются и реализуются наиболее смелые проекты собственной, вызревшей изнутри мусульманских сообществ модернизации. Наиболее влиятельной интеллектуальной лабораторией по разработке таких проектов является Европейский совет по фетвам и исследованиям, а наиболее ярким проектом – продвигаемый им проект фикха, или мусульманского права, для мусульманских меньшинств. Однако сегодня Кавказ не готов не то, что к рождению собственного такого проекта, но и даже к заимствованию наработанного опыта.

Отсюда, Москве, пораженной вспышкой исламского фанатизма на Кавказе, как бы это ни было трудно и страшно, необходимо найти в себе силы усмотреть в этой вспышке начало нового взрыва исламской активности, мобилизации и попытки протестной, альтернативной модернизации кавказского общества. Эту проблему не решить силовыми методами и накачиванием региона дотационными деньгами. Следует осознать, что Кавказ нуждается в тектонической мировоззреческой, ценностной, культурной и цивилизационной перезагрузке.

Причем такой перезагрузке, которая повлекла бы за собой глубинную трансформацию, реформацию и модернизацию всех его несущих мировоззренческих, культурно-идеологических, политико-правовых и социально-политических конструкций и систем. На этом пути любому, желающему перехватить стратегическую инициативу, придется не только оседлать эту энергию возрождения, не только стараться направить ее в конструктивное русло, но и быть готовым принять некоторые системообразующие социальные, политические, правовые, идеологические элементы нового кавказского модернизационного проекта, несущие на себе глубокую печать исламской культуры.

Кроме того, на определенном этапе придется решительно брать инициативу в свою руки, поскольку без волевого стимулирования и даже принуждения к социальной и политической модернизации кавказских обществ, погрязших в коррупции, непотизме, местничестве, махровом национализме и политической летаргии, дать дорогу свежей крови не получится. Да и потом, нам стоит вспомнить, что наиболее успешными модернизационными проектами на Кавказе были те, которые обеспечивала арабская конница, железная воля имама Шамиля и суровые комиссары страны Советов.

Русский Журнал