ОБРАЩЕНИЕ МУФТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр7.01
Шурук8.43
Зухр12.53
Аср15.07
Магриб16.53
» Иша18.33
(г. Саратов)
на месяц

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архивы

ОБРАЩЕНИЕ МУФТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯМ МУСУЛЬМАНСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДУМ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

БРАТЬЯМ И СЁСТРАМ МУСУЛЬМАНАМ И МУСУЛЬМАНКАМ

ПРИХОЖАНАМ МЕЧЕТЕЙ

20 октября 2021 года

Саратовская соборная мечеть

Руководствуясь Шариатским заключением № 1/20 Совета улемов ДУМ РФ и СМР; решениями руководства ДУМСО о временной приостановке коллективных намазов в 2020 году;  учитывая местные условия, которые выражаются в высоких показателях заболеваемости и смертности среди жителей Саратовской области –  руководство Духовного управления мусульман Саратовской области обращается со следующей информацией и призывом.

СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ, ПОВЕДЕНИЕ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИЙ

  1. Ислам и здоровье человека являются одними из важнейших элементов сохранения уммы. Наряду с нашим вероубеждением, защита жизни и здоровья является важнейшей целью Шариата, а значит задачей каждого мусульманина.
  2. Главным методом мусульманских сообществ при столкновениях с эпидемиями являлся карантин, то есть комплекс ограничительных и режимных мероприятий, сутью которых является предотвращение контактов инфицированных людей со здоровыми и пресечение возможности для распространения заболевания. Этот базовый подход максимальной локализации болезни получил обоснование в шариате ещё на самой заре Ислама:
  • Аллах в Коране сказал: «Не обрекайте себя на погибель своими руками» (2/195); «Не убивайте самих себя (друг друга)»  (4/29)
  • Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы услышите о том, что на какой-то земле разразилась чума, то не отправляйтесь в эту землю, а если чума дойдет до тех земель, где вы находитесь, то не уходите оттуда, убегая от неё» (Са­хих аль-Бу­хари); «Не по­мещай­те боль­ное жи­вот­ное вмес­те со здо­ровым жи­вот­ным» (Са­хих аль-Бу­хари); «Не причиняй вреда себе и не причиняй его другим» (Ибн Маджа).
  1. В известной истории похода мусульман в Шам глава мусульман Умар, да будет доволен им Аллах, посоветовавшись со своим окружением, принял решение избежать возможного соприкосновения с территориями, где в то время распространялась болезнь. Некоторые выразили сомнение: «Ты хочешь убежать от того, что уже определил Всевышний?» На что Умар ответил: «Да. Мы убегаем от одного, определенного Аллахом, к другому, определенному Им же» (свод хадисов имама аль-Бухари).
  2. Судебная шариатская практика также касается вопросов заболеваний и их последствий. К примеру:
  • Ес­ли ин­фи­циро­ван­ный че­ловек скрыл смер­тель­ную бо­лезнь, чтобы нав­ре­дить не об­щес­тву, а кон­крет­но­му че­лове­ку, пос­ле че­го жер­тва по­гиб­ла, то рас­смат­ри­ва­ет­ся ва­ри­ант воздаяния до пожизненного заключения или смертной казни в зависимости от местного законодательства.
  • Ес­ли ин­фи­циро­ван­ный не знал, но мог предполагать возможность сво­ей бо­лез­ни, за­разил дру­гого и в пос­ледс­твии че­го жер­тва скон­ча­лась по при­чине этой бо­лез­ни, то за­разив­ший может быть обвинён в непредумышленном убийстве, выплатить «дань за ду­шу», пос­тить­ся два неп­ре­рыв­ных ме­сяца или получить иное наказание в соответствии с местным законодательством (См. Ис­лам­ская ака­демия фик­ха. Стр. 204-206).

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ НАМАЗОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

  1. Текущие цифры заболевающих и погибающих по причине COVID-19 являются рекордными и пиковыми с начала распространения болезни. Несмотря на процесс вакцинации и большое число болевших ранее, многие люди инфицируются повторно. Не имея достаточных данных о долгосрочных последствиях этой болезни на организм человека и на здоровье будущих поколений, необходимо в максимальной степени оберегать себя и окружающих от заболевания и от тяжёлых форм COVID-19.
  2. Вопрос об обязательности посещения пятничных и других коллективных намазов в текущий период распространения коронавируса рассматривается в опоре на шариатские принципы:
  • В одном из хадисов передается: «Ибн ‘Аббас в дождливый день сказал муэдзину, намеревающемуся прочесть азан на пятничный намаз: “Когда скажешь “ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах”, то не говори “хайя ‘аляс-саляя” (спешите на коллективный намаз), а вместо этого скажи “саллю фи буютикум” (совершайте намаз в своих домах). Люди, услышавшие это повеление, выразили явное недоумение, недовольство, на что Ибн ‘Аббас ответил: “Так поступал тот, кто лучше меня [так поступал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)]. Пятничный намаз проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднение идти в мечеть по грязи [появившейся от проливного дождя]». Великий мухаддис имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадис, говорил о том, что дождь является одной из причин, посредством которых ‘азима (непоколебимо обязательное) превращается в рухсу (желательное по мере возможности).
  • Следовательно, если категоричность требования посещать пятничные намазы снимается вследствие ухудшения климатических условий, затрудняющих приход в мечеть, то это правило применимо и в случае распространения редких и неизученных болезней. Также стоит помнить и о таком важном наставлении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не причиняй вреда себе и не причиняй его другим». Он также настоятельно советовал тому, кто съел чеснок или лук, не приходить в мечеть, а оставаться дома. Если это повеление касалось того, что в основе своей является лекарством, то что говорить о болезнях, которые могут передаваться воздушно-капельным путем.
  1. Существуют канонические правила, имеющие непоколебимую обоснованность в мусульманском богословии и применяющиеся в повседневной практике:
  • «Затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»;
  • «Сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;
  • «Вынужденность определяется сложностью обстоятельств» *.

*см.Фетву №1/20 Совета улемов ДУМ РФ и СМР ( https://muslims.ru/fatwa/sovershenie-kollektivnyh-i-pyatnichnyh-molitv-v-mechetyah-v-usloviyah-rasprostraneniya-koronavirusnoj-infekczii-covid‑19/)

МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНАМИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД

  • НЕ ПОСЕЩАТЬ КОЛЛЕКТИВНЫЕ НАМАЗЫ БОЛЬНЫМ ИЛИ ИМЕЮЩИМ ЛЮБЫЕ ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ;
  • Мусульманам и мусульманкам старше 65 лет – воздержаться от посещения коллективных намазов;
  • Родителям – не приводить на коллективные намазы детей младше 12 лет;
  • Всем – постараться сократить периодичность посещения коллективных намазов или даже воздерживаться от них (в случае пропуска пятничного намаза читать 4 ракаата зухр намаза);
  • Самым строгим образом соблюдать масочный режим и режим дистанцирования;
  • Пользоваться антибактериальными средствами и воздерживаться от рукопожатий;
  • Делать насихат и напоминания друг другу о важности обозначенных предписаний;
  • Дисциплинированно соблюдать указания имамов;
  • Терпеливо относиться к обозначенным мерам.

Аллах да позволит нам достойно вынести это испытание и да убережёт Аллах нас, наши семьи, мусульман и всех людей от заболевания! Амин!

Председатель Духовного управления мусульман Саратовской области

Муфтий Саратовской области Мукаддас хазрат Бибарсов