ОБРАЩЕНИЕ МУФТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр7.10
Шурук8.54
Зухр12.57
Аср15.05
Магриб16.51
Иша18.31
(г. Саратов)
на месяц

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы

ОБРАЩЕНИЕ МУФТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯМ МУСУЛЬМАНСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДУМ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

БРАТЬЯМ И СЁСТРАМ МУСУЛЬМАНАМ И МУСУЛЬМАНКАМ

ПРИХОЖАНАМ МЕЧЕТЕЙ

20 октября 2021 года

Саратовская соборная мечеть

Руководствуясь Шариатским заключением № 1/20 Совета улемов ДУМ РФ и СМР; решениями руководства ДУМСО о временной приостановке коллективных намазов в 2020 году;  учитывая местные условия, которые выражаются в высоких показателях заболеваемости и смертности среди жителей Саратовской области –  руководство Духовного управления мусульман Саратовской области обращается со следующей информацией и призывом.

СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ, ПОВЕДЕНИЕ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИЙ

  1. Ислам и здоровье человека являются одними из важнейших элементов сохранения уммы. Наряду с нашим вероубеждением, защита жизни и здоровья является важнейшей целью Шариата, а значит задачей каждого мусульманина.
  2. Главным методом мусульманских сообществ при столкновениях с эпидемиями являлся карантин, то есть комплекс ограничительных и режимных мероприятий, сутью которых является предотвращение контактов инфицированных людей со здоровыми и пресечение возможности для распространения заболевания. Этот базовый подход максимальной локализации болезни получил обоснование в шариате ещё на самой заре Ислама:
  • Аллах в Коране сказал: «Не обрекайте себя на погибель своими руками» (2/195); «Не убивайте самих себя (друг друга)»  (4/29)
  • Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы услышите о том, что на какой-то земле разразилась чума, то не отправляйтесь в эту землю, а если чума дойдет до тех земель, где вы находитесь, то не уходите оттуда, убегая от неё» (Са­хих аль-Бу­хари); «Не по­мещай­те боль­ное жи­вот­ное вмес­те со здо­ровым жи­вот­ным» (Са­хих аль-Бу­хари); «Не причиняй вреда себе и не причиняй его другим» (Ибн Маджа).
  1. В известной истории похода мусульман в Шам глава мусульман Умар, да будет доволен им Аллах, посоветовавшись со своим окружением, принял решение избежать возможного соприкосновения с территориями, где в то время распространялась болезнь. Некоторые выразили сомнение: «Ты хочешь убежать от того, что уже определил Всевышний?» На что Умар ответил: «Да. Мы убегаем от одного, определенного Аллахом, к другому, определенному Им же» (свод хадисов имама аль-Бухари).
  2. Судебная шариатская практика также касается вопросов заболеваний и их последствий. К примеру:
  • Ес­ли ин­фи­циро­ван­ный че­ловек скрыл смер­тель­ную бо­лезнь, чтобы нав­ре­дить не об­щес­тву, а кон­крет­но­му че­лове­ку, пос­ле че­го жер­тва по­гиб­ла, то рас­смат­ри­ва­ет­ся ва­ри­ант воздаяния до пожизненного заключения или смертной казни в зависимости от местного законодательства.
  • Ес­ли ин­фи­циро­ван­ный не знал, но мог предполагать возможность сво­ей бо­лез­ни, за­разил дру­гого и в пос­ледс­твии че­го жер­тва скон­ча­лась по при­чине этой бо­лез­ни, то за­разив­ший может быть обвинён в непредумышленном убийстве, выплатить «дань за ду­шу», пос­тить­ся два неп­ре­рыв­ных ме­сяца или получить иное наказание в соответствии с местным законодательством (См. Ис­лам­ская ака­демия фик­ха. Стр. 204-206).

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ НАМАЗОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

  1. Текущие цифры заболевающих и погибающих по причине COVID-19 являются рекордными и пиковыми с начала распространения болезни. Несмотря на процесс вакцинации и большое число болевших ранее, многие люди инфицируются повторно. Не имея достаточных данных о долгосрочных последствиях этой болезни на организм человека и на здоровье будущих поколений, необходимо в максимальной степени оберегать себя и окружающих от заболевания и от тяжёлых форм COVID-19.
  2. Вопрос об обязательности посещения пятничных и других коллективных намазов в текущий период распространения коронавируса рассматривается в опоре на шариатские принципы:
  • В одном из хадисов передается: «Ибн ‘Аббас в дождливый день сказал муэдзину, намеревающемуся прочесть азан на пятничный намаз: “Когда скажешь “ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах”, то не говори “хайя ‘аляс-саляя” (спешите на коллективный намаз), а вместо этого скажи “саллю фи буютикум” (совершайте намаз в своих домах). Люди, услышавшие это повеление, выразили явное недоумение, недовольство, на что Ибн ‘Аббас ответил: “Так поступал тот, кто лучше меня [так поступал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)]. Пятничный намаз проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднение идти в мечеть по грязи [появившейся от проливного дождя]». Великий мухаддис имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадис, говорил о том, что дождь является одной из причин, посредством которых ‘азима (непоколебимо обязательное) превращается в рухсу (желательное по мере возможности).
  • Следовательно, если категоричность требования посещать пятничные намазы снимается вследствие ухудшения климатических условий, затрудняющих приход в мечеть, то это правило применимо и в случае распространения редких и неизученных болезней. Также стоит помнить и о таком важном наставлении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не причиняй вреда себе и не причиняй его другим». Он также настоятельно советовал тому, кто съел чеснок или лук, не приходить в мечеть, а оставаться дома. Если это повеление касалось того, что в основе своей является лекарством, то что говорить о болезнях, которые могут передаваться воздушно-капельным путем.
  1. Существуют канонические правила, имеющие непоколебимую обоснованность в мусульманском богословии и применяющиеся в повседневной практике:
  • «Затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»;
  • «Сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;
  • «Вынужденность определяется сложностью обстоятельств» *.

*см.Фетву №1/20 Совета улемов ДУМ РФ и СМР ( https://muslims.ru/fatwa/sovershenie-kollektivnyh-i-pyatnichnyh-molitv-v-mechetyah-v-usloviyah-rasprostraneniya-koronavirusnoj-infekczii-covid‑19/)

МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНАМИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД

  • НЕ ПОСЕЩАТЬ КОЛЛЕКТИВНЫЕ НАМАЗЫ БОЛЬНЫМ ИЛИ ИМЕЮЩИМ ЛЮБЫЕ ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ;
  • Мусульманам и мусульманкам старше 65 лет – воздержаться от посещения коллективных намазов;
  • Родителям – не приводить на коллективные намазы детей младше 12 лет;
  • Всем – постараться сократить периодичность посещения коллективных намазов или даже воздерживаться от них (в случае пропуска пятничного намаза читать 4 ракаата зухр намаза);
  • Самым строгим образом соблюдать масочный режим и режим дистанцирования;
  • Пользоваться антибактериальными средствами и воздерживаться от рукопожатий;
  • Делать насихат и напоминания друг другу о важности обозначенных предписаний;
  • Дисциплинированно соблюдать указания имамов;
  • Терпеливо относиться к обозначенным мерам.

Аллах да позволит нам достойно вынести это испытание и да убережёт Аллах нас, наши семьи, мусульман и всех людей от заболевания! Амин!

Председатель Духовного управления мусульман Саратовской области

Муфтий Саратовской области Мукаддас хазрат Бибарсов