Арслан-хазрат Тимербулатов об аль-Азхаре накануне восстания | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр4.03
Шурук5.53
Зухр13.02
» Аср17.50
Магриб20.03
Иша21.43
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Арслан-хазрат Тимербулатов об аль-Азхаре накануне восстания

Арслан-хазрат ТемирбулатовГородок для иностранных студентов аль-Азхара (البعوث الإسلامية مدينة), расположенный в районе Абассия ( عبسية ) находится в 20 минутах пути от аэропорта (если нет пробок). Городок окружён высоким забором, внутри периметра которого находится около 35 зданий, большинство из которых являются общежитиями для студентов, остальные – это здания администрации, столовые, душевые, библиотека, больница и другие.

Нас поселили в специально предназначенном для имамов корпусе, первый этаж которого был столовой, второй – для имамов из-за рубежа, третий – для египетских имамов, а четвёртый чаще всего пустовал, иногда там временно селился обслуживающий персонал.

Приблизительно в двух километрах от городка высятся два высоких минарета мечети Ар-рахман, которая была построена совсем недавно и на данный момент являющаяся красивейшей в Египте, а может быть и на всём Ближнем Востоке. В 20 минутах ходьбы от городка начинается район Хусейн, прежде всего знаменитый двумя культовыми историческими постройками – это мечеть Аль-азхар и мечеть Хусейн. Туристов же в этом районе больше всего привлекает восточный базар. А для студентов… на каждом шагу книжные лавки, в которых можно найти совершенно разную литературу и всё по низким ценам – что ещё нужно для тех, кто всерьёз интересуется религиозной литературой на арабском языке. К примеру, я там приобрёл 4ёхтомник «Фикху-Сунна» Саида Сабика всего за 50 фунтов, что в пересчёте на наши «российские» — 250 рублей!

Аль-азхар – это старейший в мире исламский университет, который не только сохранился до наших дней, но продолжает оказывать сильнейшее влияние на развитие мусульманской мысли во всём мире, несравнимое с каким либо другим институтом. Основное преимущество этого университета и может быть причина, по которой он до сих пор играет такую значительную роль в мусульманской Умме – это плюрализм и рассмотрение широкого диапазона различных мнений. А это важнейшие факторы для формирования Иджтихада, без которого многие мусульманские дисциплины были бы просто абстрактными науками, не имеющими никакого отношения к действительности.

Среди плюсов азхаровского образования нельзя не отметить его широту и разносторонность. То есть, обучаясь в университете, вы не получите узкое и однобокое представление по каким-либо вопросам, как это имеет место в некоторых других исламских учебных заведениях. Напротив, вы найдете большой спектр мнений различных ученых, что предотвращает появление фанатично преданных одной точке зрения мусульман и раскол на основе разногласий в вопросах фикха.

К минусам можно отнести не столько программу образования, сколько саму систему обучения. В ней мало порядка, отсутствует дисциплина, слаб также уровень материальной базы университета. Впрочем, это проблема не только Аль-Азхара, но, к сожалению, всей мусульманской Уммы.

По поводу преподавания. У Аль-Азхара очень высокие требования к профессионализму преподавательского состава. Достаточно привести слова знаменитого проповедника Мухаммеда Хасана: « В Аль-Азхаре такие учёные, учениками которых мы быть недостойны». Высший преподавательский состав – это доктора исламских наук, практики, которые помимо преподавания заняты широким кругом деятельности. Они не относятся к тому роду ученых, которые живут в башне из слоновой кости и глядят на мир через призму средневековых представлений.

Курсы имамов (в нашем случае 87ые по счёту) длились 3 месяца. Помимо традиционных для исламских учебных заведений наук, (тафсир, хадис, жизнеописание пророка, таджвид, основы правоведения, арабский язык) мы к тому же ещё изучали следующие предметы (названия говорят сами за себя): роль и положение семьи в Исламе, Ислам и современность, исламская экономика, история мусульманского правоведения, вероубеждение и суфизм, вероубеждение и мусульманская этика, сравнительное правоведение.

В основном обучение проходило в самом студенческом городке в одном из корпусов, первый этаж которого был оборудован под классы. Занятия проводились в форме лекций, во время которых разбирались актуальные вопросы, в том числе касающиеся политики, экономики, экологии. Поэтому для прохождения этих курсов требуется основательное знание арабского языка (умение читать статьи в газете на вышеописанные темы), мусульманских наук, умение разбираться в различных направлениях в Исламе, иметь хорошее светское образование. В процессе обучения иногда бесплатно выдавались книги, авторами которых являлись сами преподаватели. Помимо обучения на самих курсах, можно также посещать уроки, проводимые имамами в различных мечетях.

Всего на наших курсах обучалось 22 иностранца (не все из них были имамами): 5 –из Судана (один из них был журналистом, ещё один возглавлял центр по исламскому призыву), 2 – из Индии, 3 – из Пакистана (в том числе муфтий одного из регионов Пакистана), 2 – Из России, 9 – из Нигерии, 1 – из Швеции (является одним из руководителей Исламского центра в Стокгольме). Параллельно с нашими курсами также проходили двухнедельные курсы для египетских имамов, прибывших в Каир из разных городов Египта.

Хочется отдать должное организаторам наших курсов, которые позаботились не только о нашем обучении, также была широко предоставлена и культурная программа, а именно экскурсии по различным историческим местам. Благо, что таких мест в Египте, как всем известно, много. Поэтому на этом останавливаться не буду.

Питание и обеспечение. Кормили два раза в день – завтрак и обед. Конечно не шведский стол (вообще, арабская кухня особым разнообразием не блещет), но где это видано, чтобы студенты хорошо питались. Поэтому приходилось тратиться на дополнительное питание. Цены на продукты там, в целом дешевле. В конце каждого месяца нам выдавали стипендию в 100 фунтов и именно наши курсы стали первыми, когда выдача стипендии имамам начала практиковаться.

По окончании обучения нам вручили 2 сертификата: один – о прохождении курсов вообще, а второй – о прохождении специальных курсов по исламской экономике. Также нам подарили одежду азхаровских шейхов. В Египте такую одежду могут носить только те, кто действительно обучался в Аль-Азхаре.

Время нашего пребывания в Египте (с октября по декабрь 2010 года) пришлось на тот момент, когда в египетском обществе стали нарастать антиправительственные настроения, которые, как известно, вылились в масштабные манифестации в конце января 2011 года. Воздух был наэлектризован. Все вели себя так, как будто о чём-то сговорились. В ноябре проводились выборы в парламент, результаты которых были сфальсифицированы и которые население просто проигнорировало. Наши преподаватели, которые представляли собой срез интеллигенции египетского общества, намёками нам давали понять о своём недовольстве существующим режимом. Вслух говорить об этом было непринято, да и опасно. В ноябре-декабре мы стали свидетелями нескольких антиправительственных демонстраций — сначала в Каире, а потом и в Александрии. Во время одной из них при мне был арестован молодой египтянин, который попытался сфотографировать происходящее мобильным телефоном. Хвала Аллаху, что я не успел тогда достать свой мобильник из кармана — повсюду сновали агенты спецслужб в штатском, царила обстановка всеобщего недоверия. Каждый день совершались полицейские рейды, в ходе которых арестовывали неугодных правительству. В народе президента, а в его лице и всю власть называли Али Баба (для египтян это отрицательный герой – олицетворение мошенничества и разбоя). Пусть Аллах даст мира, свободы и процветания всем мусульманам. Аминь.

И в заключение хотелось бы сказать об ошибочности мнения многих представителей российского духовенства, которые предлагают отказаться от отправки студентов за рубеж. Глубокое изучение Ислама без выезда в арабские страны на сегодняшний день – утопия. Подготовка любого специалиста требует практического курса, максимально приближенного к естественной среде взаимодействия в данной сфере. Особенно это актуально в отношении арабского языка, без которого исламское образование ни в коем случае не может быть полноценным.

Также хочется отметить, что, к сожалению, нет никакого взаимодействия, нет никаких контактов между российскими духовными управлениями, российским правительством и исламскими учебными заведениями в арабских странах. Общаясь с имамами и студентами из других государств, я заметил, что между их духовными управлениями, причём на правительственном уровне, налажена крепкая связь с Аль-Азхаром. Мне лично пришлось наблюдать как делегации из различных стран – Франции, Пакистана, Швеции, Малайзии и др. – приходили на приём к руководству Аль-Азхара. В прошлом году был открыт филиал университета в Великобритании! Стоит ли удивляться после этого, что у нас до сих пор на тех, кто отучился в арабских странах, смотрят как на маргиналов и экстремистов.

Однажды один из наших преподавателей рассказал нам одну историю, за действительность которой я не могу поручиться. Как-то раз папа римский решился навестить коптов в Египте (10% населения в Египте – это копты-христиане), а так как копты относятся к ортодоксальной православной ветви христианства и не признают католицизм, патриарх александрийский отказался встретить папу, аргументировав свой отказ просто и ясно: «Он кяфир». «И что, – спросили мы, – как выкрутились?» А преподаватель ответил: «Пришлось шейху Аль-Азхара встречать его».

Арслан Тимербулатов, имам-хатыб мечети г. Маркс Саратовской области специально для Ансар.ру