Можно ли праздновать день рождения Пророка Мухаммеда (мир ему)?
Мы приводим фатву, изданную шейхом ‘Атиййяхом Сакром , бывшим главой Комитета по фатвам Университета Аль-Азхар.
Шейх Атиййях Сакр касается исторического аспекта данного вопроса. Ссылаясь на авторитетные источники, он констатирует, что первыми, кто стал праздновать день рождения Пророка, были Фатимиды. Они устраивали по этому случаю грандиозные празднества в Египте и раздавали в больших количествах сладости. Но на самом деле Фатимиды праздновали день рождения и других членов семьи Пророка, а также день рождения Христа.
Однако все эти празднества прекратились в 488 г . (по хиджре) по приказу Аль-Афдаля Шахиндаха (сына главнокомандующего Бадра Аль-Джамали), который был богобоязненным человеком и следовал Сунне.
Люди не отмечали эти праздники до самого прихода к власти Аль-Ма?муна Аль-Бата?ихи, который в 517 г . (по хиджре) издал официальный указ, предписывающий раздачу милостыни на 12-й день месяца Раби аль-ауаль. Руководил ее раздачей Сана? Аль-Малик.
А когда к власти пришли Аюбиды, они положили конец обычаям Фатимидов, но люди продолжали праздновать день рождения Пророка дома в кругу семьи. Затем его вновь стали официально праздновать в начале VII века (по хиджре) в Ирбиле по указу наследного правителя этого города Музафара Ад-Дина.
Музафар с огромной заботой и вниманием относился к подобным праздникам и приказывал разбивать торговые ряды с начала месяца Сафар. Это были разукрашенные палатки, которые тянулись от ворот Аль-Кал?а до ворот Хандак. Музафар каждый день после молитвы аль-аср ходил посмотреть на устраиваемое в этих палатках веселье.
Празднование иногда проводили на 8-й день месяца Раби аль-ауаль (а иногда на 12-й) – который был официальным праздничным днем. За два дня до этой даты Музафар обычно отдавал приказ о забое овец, коров и верблюдов прямо на главной улице в разгар веселья, мясо которых затем нужно было приготовить и раздать людям.
Ввиду распространения новшеств ученые-улемы осудили эти празднования и заявили об их безосновательности. Среди таких ученых был правовед маликитской школы Тадж Ад-Дин ‘Умар Ибн Аль-Лахми Аль-Сакандари, известный как Аль-Факахани (умер в 731 г . по хиджре). Он по этому вопросу написал трактат «Аль-Маурид филь калям ‘аля-маулид».
Шейх Мухаммад Фадль ‘Ашур утверждает, что в X веке по хиджре ученые разделились во мнении по этому вопросу. Одни говорили, что это дозволено, а другие – что нет. Ас-Суюти, Ибн Хаджар Аль-Аскалани и Ибн Хаджар Аль-Хайтми высказались в пользу празднований, однако осудили новшества, имевшие место во время праздничных мероприятий.
Далее шейх Атиййях Сакр высказывает мнение о том, что сегодня праздновать подобное религиозное событие особенно желательно, поскольку молодежь – увлекшись празднованием других событий – стала забывать об исторических датах и их значимости. Он говорит: «…Празднование дня рождения Пророка (мир ему и благословение) разрешено в знак любви к нему и в стремлении следовать ему, но только если оно не предполагает ничего из запрещенного. В числе таких запретов – ненадлежащие контакты между мужчинами и женщинами, выходящее за рамки дозволенного поведение в мечетях и участие в новшествах, подобных поклонению на могилах, а также все остальное, что нарушает учения ислама. Если все эти новшества сводят на нет религиозную пользу от этих празднований, тогда их нужно прекратить, дабы – как то указано в Шариате – предотвратить вред и зло».
А вот что добавляет к этому шейх Юсуф Аль-Карадауи : «Все мы знаем, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) не праздновали ни его день рождения, ни годовщину хиджры, ни (годовщину) битвы при Бадре, ибо они сами были свидетелями этих событий, произошедших при жизни Пророка, который всегда оставался в их сердцах и душах.
По словам Саада Ибн Аби Уаккаса, сподвижники так же охотно рассказывали своим детям истории о битвах, которые вел Пророк, как и обучали их Корану. Таким образом, они сами напоминали своим детям о произошедшем при жизни Пророка, и поэтому им не нужно было устраивать подобных праздников. Однако последующие поколения стали забывать славную историю и ее значение. Подобные празднования нужно устраивать, чтобы напомнить людям о жизни и призыве Порока (мир ему и благословение). Но, к сожалению, они стали включать ряд новшеств. А ведь празднование дня рождения Пророка означает празднование рождения ислама. Подобное событие призвано напомнить людям, как жил сам Пророк (мир ему и благословение).
Всевышний Аллах говорит: «Посланник Аллаха — образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно» (Коран, 33:21).
Празднуя хиджру Пророка (мир ему и благословение Аллаха), мы должны учить людей таким ценностям, как способность к самопожертвованию, в том числе на примере сподвижников: вспомним Али, который лег спать на место Пророка в ночь хиджры, или же Асму, когда она поднялась на гору Саур. Мы должны учить их планировать свою жизнь так, как Пророк спланировал свою хиджру, и такой вере в Аллаха, какая была у Пророка, когда Абу Бакр сказал ему: «Нас легко могли увидеть», на что Пророк ответил: «О Абу Бакр! Что ты думаешь о двоих, когда третий с ними Аллах?» Нам нужно помнить все эти уроки и ценности, и подобные праздники возрождают их в нашей памяти. Я думаю, что если эти праздники правильно отмечать, тогда они послужат великой цели – приближению мусульман к учениям ислама, а также к Сунне и жизни Пророка».
Что касается второй части вопроса, то точная дата рождения Пророка является спорной, но это, скорее всего, понедельник, 9-й день месяца Раби аль-уауль (20 или 22 апреля 571 г . н.э.), причем того же года, когда произошло вторжение слонов в Каабу. А ушел он (мир ему и благословение) из жизни в понедельник, в 12-й день месяца Раби аль-уауль, в одиннадцатом году после хиджры (8 июня 632 г . н.э.).
Всевышний Аллах знает лучше всех
Опубликовано: 08.04.2009, рубрики: .