И ДУМ высокое стремленье…
Руслан КУРБАНОВ
Все российские СМИ взорвались на этой неделе сенсационной новостью – в расколотой среде официального российского «духовенства» начался тектонический сдвиг к объединению. Чинно-размеренное сообщество официальных муфтиев и имамов сегодня роится, как пчелиный улей. А причиной всему этому стал глава Центрального духовного управления мусульман России, непредсказуемый и оригинальный Талгат Таджутдин.
Неделей ранее он не просто публично и неоднократно выступал с инициативой объединения мусульман России под началом единого муфтия, но и предложил на этот пост своего давнего оппонента Равиля Гайнутдина. Он даже написал на имя Дмитрия Медведева официальное письмо, в котором попросил поддержать его инициативу по объединению российских ДУМов и кандидатуру Равиля Гайнутдина на пост Верховного муфтия.
Как известно, в России сейчас весь массив региональных духовных управлений расколот между тремя основными центрами:
1. Советом муфтиев России (СМР), который возглавляет Равиль Гайнутдин;
2. Центральным духовным управлением мусульман России (ЦДУМ) во главе с Талгатом Таджутдином;
3. Координационным центром мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) во главе с карачаево-черкесским муфтием Исмаилом Бердиевым.
При всем том скепсисе, который могут вызвать любые инициативы Талгата Таджутдина у любого думающего мусульманина, следует признаться, что так далеко он никогда еще не заходил. Да, с его стороны были неоднократные призывы к единству, которые ничем в итоге не оканчивались. Но еще ни разу Таджутдин не предлагал возглавить единую структуру своему оппоненту Равилю Гайнутдину, не писал об этом президенту и не объявлял в эфире «Первого канала» на всю страну.
Если подобная инициатива по объединению расколотых официальных структур получит продолжение, она может стать для мусульман России событием исторической важности. 23 миллионная российская умма — уже давно не инертное сообщество забывших о своей религии людей. Если рассматривать их как общест-
венную, гражданскую и даже политическую силу, то их численность в десятки раз превышает численность самой массовой политической партии — «Единой России».
Мусульмане России посредством этого объединения могут стать во много раз более сплоченным сообществом, которое теперь сможет сообща решать возникающие проблемы и давать отпор недругам исламской религии в таких вопросах, как попытки блокирования строительства новых мечетей, попытки огульного запрета исламских книг, задержания и заказные суды над имамами и так далее.
Если же в едином духовном управлении его глава получит первого заместителя кавказца, как на это настаивает СМР, то кавказские муфтии через объединение получают шанс преодолеть свой региональный статус и сделать свой голос более слышимым в Москве и во всей Центральной России, где количество кавказцев в последние годы стремительно растет.
Однако вся эта схема объединения выдержана в духе и стиле «совковых» административных структур, когда судьбы миллионов верующих решаются в высоких кабинетах и согласуются с Кремлем, а никак не с самим народом. Данный факт становится очевидным при сравнении схемы объединения, предложенной Таджутдином, со схемой тюменского муфтия Галимжана Бикмуллина, который заявил, что верховный муфтий должен «избираться свободным волеизъ-
явлением на всеобщем съезде мусульман».
Российским ДУМам в своем стремлении к истинному единству еще придется очень долго работать над единением не столько друг с другом, сколько с огромной уммой, над тем, чтобы стать более открытыми и демократичными. Поскольку в основе ислама лежит не командно-административная традиция, а традиция Шуры — совещательности всей исламской уммы.
Опубликовано: 17.12.2009, рубрики: Новости.