В.В. Наумкин: Россия не только православная, но и мусульманская страна - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
Аср15.15
Магриб17.04
Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

В.В. Наумкин: Россия не только православная, но и мусульманская страна

Предлагаем Вашему вниманию выступление директора Института востоковедения РАН В.В. Наумкина на конференции «Россия и исламский мир», состоявшейся 24 сентября 2009 г. в Москве.

Глубокоуважаемые муфтии! Ваши Высокопревосходительства и Высокопреосвященства! Глубокоуважаемые гости и коллеги!

Позвольте мне, прежде всего, от имени российских востоковедов поблагодарить организаторов конференции за приглашение принять участие в этом высокопредставительном собрании, от всей души поздравить досточтимого шейха Равиля Гайнутдина с юбилеем и пожелать ему здоровья и новых свершений в благородном служении нашему Отечеству и российской умме!

Тема нашей конференции говорит сама за себя. Поэтому первым тезисом моего короткого выступления является всем известная, но иногда забываемая не только зарубежными коллегами, но и отдельными соотечественниками истина – нелишне ее напомнить: Россия не только православная, но и мусульманская страна. Поэтому мы не можем жить в отрыве от исламского мира: он и снаружи, и внутри нас одновременно. Позвольте немного коснуться истории: она непроста – объединение страны в единый уникальный многокультурный организм сопровождалось завоеваниями и вооруженными столкновениями между вошедшими в него в конечном итоге сообществами, причем зачастую не всегда на этнической основе – воевали между собой и сами русские княжества. Заметим при этом, что в Европе между собой воевали гораздо больше и гораздо ожесточеннее. Даже в войнах русских княжеств с Золотой Ордой, которая оказала на них большое культурное влияние, по обе стороны часто вместе находились представители и русских, и татар, и других народов той очень далекой теперь эпохи. Войско Александра Невского разбило западных захватчиков также при помощи ордынских воинов.

Объединившись и победив, Россия, опасаясь новых иноземных завоеваний и заботясь о своей безопасности, расширялась по периметру своих границ, но, в отличие от европейцев, она никогда не пытались колонизовать другие государства. Наши предки оставили нам в наследство хорошее поле взаимоприязненных отношений с народами мусульманского мира. Конечно, наши предки, как было принято в те далекие времена, с оружием в руках соперничали за влияние с соседними империями – Персией и Турцией, но при этом никогда не ставилась цель завоевания и подчинения, а сегодня наше прошлое, похоже, лишь сближает нас с этими двумя дружественными нам влиятельнейшими державами – новыми центрами силы многополюсного мира.

Как известно, внутренняя политика веротерпимости окончательно восторжествовала в России в эпоху Екатерины II. Но, вопреки расхожим представлениям, и до этого, и в петровскую эпоху, когда на отношения Петра I к мусульманам накладывалось столкновение интересов с Персией и Ираном, в политике царя все-таки не было исламофобии. Вокруг него, в том числе и в военных походах, всегда находились представители мусульман. К примеру, с Прутского похода 1711 г. в окружении царя стал выдвигаться представитель одного из известных мусульманских аристократических родов – Тевкелев. Толерантность российского ислама, преданность укрепляющейся и растущей российской уммы нашему многонациональному и поликонфессиональному государству давно стала одной из тех главных цементирующих основ, на которых базируется наша государственность. Но хватит истории, хотя сегодня к ней все чаще апеллируют политики, а часто и недостойно манипулируют ей. В общем, как сказал президент Медведев, выступая в Каире, нам не нужно добиваться дружбы с исламским миром, так как Россия является его неотъемлемой частью.

Мой второй тезис: нас сближают с исламским миром схожие моральные идеалы. Это и ответственность человека перед обществом и государством, и взаимопомощь, и роль семейных ценностей, и нравственный подход к международным отношениям, и многое другое. Можно говорить о цивилизационной близости наших народов. Коснусь лишь одного примера. Для мусульманской цивилизационной традиции характерна долгая культурно-историческая память. В ближневосточных обществах принято знать своих предков, помнить вклад великих ученых и правителей далекого прошлого, и эти сведения транслируются через систему образования. Речь идет не только о знаниях религиозных. Приведу простой пример. Среди арабов-мусульман можно встретить немало людей, которые расскажут вам, что в халифате стал первым стал чеканить динары и дирхемы на арабском, а не на греческом, Абд аль-Малик бин Марван. Среди представителей европейских культур применительно к аналогичной ситуации вряд ли можно часто встретить таких знатоков. Возможно, в наш век информационных технологий трансляция подобных знаний неэкономно избыточна, но, наверное, именно такие неотъемлемые черты этой культуры и позволяют ей сохраняться, быть привлекательной и украшать единую мировую цивилизацию, которая состоит из множества культур. Наша русская культурно-историческая память короче, уж слишком нещадно ее пытались укоротить и часто набрасывавшиеся на Россию хищные завоеватели, и наши собственные неразумные правители. Однако сегодня Россия живет именно в эпоху решительного восстановления нашей национальной культурно-исторической памяти. В этом одном из важных измерений процесса укрепления нашей государственности православная и мусульманская традиции объединены и своей богоданной близостью, и жизненными интересами людей, которые сталкиваются с ошеломляющими вызовами эры, попирающей национальные устои глобализации. Для исламского мира — это также вызовы агрессивной секуляризации, которые несут некоторые группы в западных обществах.

Религиозные корни наших культур восходят к одному корню, хотя ветви выросли в разных направлениях. Но разве так важно, что в наших православных храмах живописная икона, как писал Иоанн Дамаскин, является «поклонным образом», а в мечетях антропоморфного образа нет? Важно, чтобы в наших отношениях всегда торжествовала толерантность, готовность к сосуществованию культур. Именно толерантность является стержнем всех священных религий мира.

Наконец, третий, последний тезис: с исламским миром мы вместе являемся энергетической кладовой человечества. Не буду останавливаться на нем подробно. И так хорошо известно, что Россия и исламский мир совместно располагают основной частью ресурсно-энергетического потенциала вселенной. В этой лодке нам еще довольно долго – и желательно как можно дольше – плыть вместе.

В заключение лишь несколько слов о так называемой «мировой войне с террором». Термин «исламский терроризм» категорически неприемлем, что очень своевременно отметил наш президент. Этот термин стал таким ярлыком, который с радостью вешают на мусульманские общества их недруги. Однако не будем забывать того, что в этих обществах, к сожалению, есть разъедающие их изнутри злостные силы, неправомерно присваивающие себе право говорить именно от ислама и пытающие с помощью религии оправдать действия, коренным образом противоречащие ее ценностям. Они предали забвению тот факт, что для мусульманской культуры характерны не только любовь к единоверцам и почтение к друзьям, но и уважение к противникам и милосердие к побежденным. Как говорил имам Али бин Аби Талиб: «Если ты одолел врага, сделай прощение его благодарностью за твою победу» (Иза кадарта ‘аля ‘адуввика фадж‘аль аль-‘афва ‘анху шукран лиль-кудрати ‘аляйх). Но лечить свои болезни и исламский мир, и Россия, у которой они тоже есть, должны мы сами, а не иностранные советчики, охотно прибегающие для этого к военной силе. Я уж не говорю о том, что продолжающаяся десятилетия оккупация арабских земель – то зло, без устранения которого и прекращения трагедии палестинского народа мир невозможен.

Благодарю вас за внимание. Ас-саляму ‘аляйкум. Мир вам.

Источник: Islamrf.ru

Читайте по теме:

  1. Ю. Лужков:«Мы совершаем джихад через «не могу»
  2. «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности»
  3. Россия перенимает исламский опыт
  4. Мусульмане – вне конкуренции
  5. Р.Гайнутдин: «Россия обязана своим величием ханам»