В.В. Наумкин: Россия не только православная, но и мусульманская страна | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр3.54
Шурук5.44
Зухр13.15
» Аср17.52
Магриб20.07
Иша21.50
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архивы

В.В. Наумкин: Россия не только православная, но и мусульманская страна

Предлагаем Вашему вниманию выступление директора Института востоковедения РАН В.В. Наумкина на конференции «Россия и исламский мир», состоявшейся 24 сентября 2009 г. в Москве.

Глубокоуважаемые муфтии! Ваши Высокопревосходительства и Высокопреосвященства! Глубокоуважаемые гости и коллеги!

Позвольте мне, прежде всего, от имени российских востоковедов поблагодарить организаторов конференции за приглашение принять участие в этом высокопредставительном собрании, от всей души поздравить досточтимого шейха Равиля Гайнутдина с юбилеем и пожелать ему здоровья и новых свершений в благородном служении нашему Отечеству и российской умме!

Тема нашей конференции говорит сама за себя. Поэтому первым тезисом моего короткого выступления является всем известная, но иногда забываемая не только зарубежными коллегами, но и отдельными соотечественниками истина – нелишне ее напомнить: Россия не только православная, но и мусульманская страна. Поэтому мы не можем жить в отрыве от исламского мира: он и снаружи, и внутри нас одновременно. Позвольте немного коснуться истории: она непроста – объединение страны в единый уникальный многокультурный организм сопровождалось завоеваниями и вооруженными столкновениями между вошедшими в него в конечном итоге сообществами, причем зачастую не всегда на этнической основе – воевали между собой и сами русские княжества. Заметим при этом, что в Европе между собой воевали гораздо больше и гораздо ожесточеннее. Даже в войнах русских княжеств с Золотой Ордой, которая оказала на них большое культурное влияние, по обе стороны часто вместе находились представители и русских, и татар, и других народов той очень далекой теперь эпохи. Войско Александра Невского разбило западных захватчиков также при помощи ордынских воинов.

Объединившись и победив, Россия, опасаясь новых иноземных завоеваний и заботясь о своей безопасности, расширялась по периметру своих границ, но, в отличие от европейцев, она никогда не пытались колонизовать другие государства. Наши предки оставили нам в наследство хорошее поле взаимоприязненных отношений с народами мусульманского мира. Конечно, наши предки, как было принято в те далекие времена, с оружием в руках соперничали за влияние с соседними империями – Персией и Турцией, но при этом никогда не ставилась цель завоевания и подчинения, а сегодня наше прошлое, похоже, лишь сближает нас с этими двумя дружественными нам влиятельнейшими державами – новыми центрами силы многополюсного мира.

Как известно, внутренняя политика веротерпимости окончательно восторжествовала в России в эпоху Екатерины II. Но, вопреки расхожим представлениям, и до этого, и в петровскую эпоху, когда на отношения Петра I к мусульманам накладывалось столкновение интересов с Персией и Ираном, в политике царя все-таки не было исламофобии. Вокруг него, в том числе и в военных походах, всегда находились представители мусульман. К примеру, с Прутского похода 1711 г. в окружении царя стал выдвигаться представитель одного из известных мусульманских аристократических родов – Тевкелев. Толерантность российского ислама, преданность укрепляющейся и растущей российской уммы нашему многонациональному и поликонфессиональному государству давно стала одной из тех главных цементирующих основ, на которых базируется наша государственность. Но хватит истории, хотя сегодня к ней все чаще апеллируют политики, а часто и недостойно манипулируют ей. В общем, как сказал президент Медведев, выступая в Каире, нам не нужно добиваться дружбы с исламским миром, так как Россия является его неотъемлемой частью.

Мой второй тезис: нас сближают с исламским миром схожие моральные идеалы. Это и ответственность человека перед обществом и государством, и взаимопомощь, и роль семейных ценностей, и нравственный подход к международным отношениям, и многое другое. Можно говорить о цивилизационной близости наших народов. Коснусь лишь одного примера. Для мусульманской цивилизационной традиции характерна долгая культурно-историческая память. В ближневосточных обществах принято знать своих предков, помнить вклад великих ученых и правителей далекого прошлого, и эти сведения транслируются через систему образования. Речь идет не только о знаниях религиозных. Приведу простой пример. Среди арабов-мусульман можно встретить немало людей, которые расскажут вам, что в халифате стал первым стал чеканить динары и дирхемы на арабском, а не на греческом, Абд аль-Малик бин Марван. Среди представителей европейских культур применительно к аналогичной ситуации вряд ли можно часто встретить таких знатоков. Возможно, в наш век информационных технологий трансляция подобных знаний неэкономно избыточна, но, наверное, именно такие неотъемлемые черты этой культуры и позволяют ей сохраняться, быть привлекательной и украшать единую мировую цивилизацию, которая состоит из множества культур. Наша русская культурно-историческая память короче, уж слишком нещадно ее пытались укоротить и часто набрасывавшиеся на Россию хищные завоеватели, и наши собственные неразумные правители. Однако сегодня Россия живет именно в эпоху решительного восстановления нашей национальной культурно-исторической памяти. В этом одном из важных измерений процесса укрепления нашей государственности православная и мусульманская традиции объединены и своей богоданной близостью, и жизненными интересами людей, которые сталкиваются с ошеломляющими вызовами эры, попирающей национальные устои глобализации. Для исламского мира — это также вызовы агрессивной секуляризации, которые несут некоторые группы в западных обществах.

Религиозные корни наших культур восходят к одному корню, хотя ветви выросли в разных направлениях. Но разве так важно, что в наших православных храмах живописная икона, как писал Иоанн Дамаскин, является «поклонным образом», а в мечетях антропоморфного образа нет? Важно, чтобы в наших отношениях всегда торжествовала толерантность, готовность к сосуществованию культур. Именно толерантность является стержнем всех священных религий мира.

Наконец, третий, последний тезис: с исламским миром мы вместе являемся энергетической кладовой человечества. Не буду останавливаться на нем подробно. И так хорошо известно, что Россия и исламский мир совместно располагают основной частью ресурсно-энергетического потенциала вселенной. В этой лодке нам еще довольно долго – и желательно как можно дольше – плыть вместе.

В заключение лишь несколько слов о так называемой «мировой войне с террором». Термин «исламский терроризм» категорически неприемлем, что очень своевременно отметил наш президент. Этот термин стал таким ярлыком, который с радостью вешают на мусульманские общества их недруги. Однако не будем забывать того, что в этих обществах, к сожалению, есть разъедающие их изнутри злостные силы, неправомерно присваивающие себе право говорить именно от ислама и пытающие с помощью религии оправдать действия, коренным образом противоречащие ее ценностям. Они предали забвению тот факт, что для мусульманской культуры характерны не только любовь к единоверцам и почтение к друзьям, но и уважение к противникам и милосердие к побежденным. Как говорил имам Али бин Аби Талиб: «Если ты одолел врага, сделай прощение его благодарностью за твою победу» (Иза кадарта ‘аля ‘адуввика фадж‘аль аль-‘афва ‘анху шукран лиль-кудрати ‘аляйх). Но лечить свои болезни и исламский мир, и Россия, у которой они тоже есть, должны мы сами, а не иностранные советчики, охотно прибегающие для этого к военной силе. Я уж не говорю о том, что продолжающаяся десятилетия оккупация арабских земель – то зло, без устранения которого и прекращения трагедии палестинского народа мир невозможен.

Благодарю вас за внимание. Ас-саляму ‘аляйкум. Мир вам.

Источник: Islamrf.ru

Читайте по теме:

  1. Ю. Лужков:«Мы совершаем джихад через «не могу»
  2. «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности»
  3. Россия перенимает исламский опыт
  4. Мусульмане – вне конкуренции
  5. Р.Гайнутдин: «Россия обязана своим величием ханам»