В Саратове обсудили проблемы и перспективы российского медресе | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр5.59
Шурук7.39
Зухр12.47
Аср16.01
Магриб17.48
Иша19.28
(г. Саратов)
на месяц

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы

В Саратове обсудили проблемы и перспективы российского медресе

1-130 сентября в Исламском комплексе г.Саратова состоялся круглый стол на тему «Российское медресе: проблемы и перспективы». Его организаторами выступили Духовное управление мусульман региона и медресе «Шейх Саид».

В форуме, приуроченном к 10-летнему юбилею саратовского исламского образовательного учреждения, приняли участие религиозные и научные деятели из Москвы, Татарстана, Башкортостана, Пензенской и Саратовской областей. Также его посетили выпускники и студенты медресе, которые занимаются просветительской и общественной деятельностью.

В своем приветственном слове сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман нашей губернии Мукаддас-хазрат Бибарсов отметил, что сегодня с развитием технологий открывается широкий доступ к информации о религии. Также среди мусульман немало тех, кто получил исламское образование как в РФ, так и за рубежом. «При этом среди нас не так много людей, которые смогли переформатировать полученную информацию в настоящие знания и применить их в жизни», — подчеркнул муфтий, заострив внимание участников круглого стола на этой проблеме.

Руководитель Департамента образования, науки и культуры ДУМ РФ Роберт Шарифуллин заявил, что медресе, как важнейший ресурс для пополнения кадрового состава религиозных организаций, также играет ключевую роль в воспитании уммы.

Однако сегодня необходимо выстроить полноценную систему исламского образования  – от начального уровня мактаба, через медресе до университета и академии. По словам столичного гостя, при этом должны применяться единые стандарты на всех уровнях образования.

«Без сильного медресе невозможно говорить о высшем исламском образовании», — особо отметил директор «Шейх Саида» Расим-хазрат Кузяхметов и обозначил ряд вопросов, с которыми сегодня сталкиваются многие средне-профессиональные религиозные заведения. По словам Расима-хазрата, многие проблемы решаемые, поэтому преподаватели не опускают руки и продолжают трудиться на благо религии и нашей страны.

«Знания можно сравнить с зернами, а сердца — с землей. Иногда мы не видим плодов, потому что не подготовлена земля», — сказал имам-мухтасиб Вольского района Саратовской области Абдулхаким-хазрат Яфаров. По его словам, медресе должно больше уделять внимание вопросам воспитания студентов.

С этим согласился первый заместитель муфтия Татарстана Рустам-хазрат Валиуллин. Он сообщил, что практически во многих медресе адаб (нравственность, этикет) преподается не на должном уровне. «Этикет – это локомотив призыва. Отсутствие адаба у выпускников медресе сказывается на дальнейшем их пути», — сказал гость из Казани и отметил, что эту дисциплину студенты должны изучать на всем протяжении учебы.

Стоит отметить, тема образования и воспитания была одной из ключевых в обсуждении участников круглого стола. Рассказывая про деятельность исламского колледжа имени Марьям Султановой (г.Уфа), заместитель директора образовательного учреждения Ильгам-хазрат Шарипов заявил, что, к сожалению, статус медресе порой недооценивают. При этом в колледже делают особый акцент на преподавании арабского языка и Священного Корана, преподаватели стараются воспитывать студентов таким образом, чтобы они применяли в своей жизни полученные знания.

Участники круглого стола отмечали, что интерес к исламским знаниям растет большими темпами, а количество поступающих в медресе и религиозные вузы не увеличивается. Хотя еще 15-20 лет назад желающих учиться было хоть отбавляй. Собравшиеся попытались назвать причины «моды» на исламское образование в середине 90-х годов XX века и начале 2000-х. Тогда, по их мнению, люди испытывали острый дефицит в знаниях о своей религии, поэтому в российские медресе приезжали студенты разных возрастов даже из далеких регионов. В большинстве случаев учебные заведения удовлетворяли потребности шакирдов в получении базовых знаний (основы Ислама и чтение Корана), которые сейчас можно получить в воскресных школах при мечетях.  Кроме этого изменились и требования к медресе – сегодня на выходе они готовят священнослужителей — имам-хатыбов и преподавателей исламских дисциплин.

Собравшиеся также не исключают, что на значительное уменьшение количества абитуриентов сказалось и недоверие части населения к легальным существующим религиозным организациям.

В ходе форума преподаватели саратовского медресе Нидаль Эль-ХиХ, Махди Алтынбаев и Рашид Тугушев рассказали про методики преподавания. «Я не ставлю перед студентами задачу выучить материал, а стараюсь добиться его понимания для практического руководства в жизни», — отметил Эль-Хих. Он также подчеркнул важность непосредственного общения шакирдов с учителем, при этом назвав дистанционное обучение в исламском образовании вспомогательным методом.

Кроме этого, преподаватели медресе обнажили проблему отсутствия единых стандартов и нехватки учебников по различным дисциплинам. Они добавили, что при составлении пособий необходимо учитывать различные факторы (в том числе поликонфессиональное общество), а также современные достижения в педагогике и социальных науках.

Заместитель директора «Шейх Саид» Али-хазрат Хабибуллин обозначил важность включения в образовательную программу историю мусульманских народов РФ.

Почетный гость форума, доцент Поволжского института управления, историк Владимир Семёнов напомнил, что проблемы в системе образования существуют не только в исламских заведениях, но и в светских вузах. Кроме этого он поддержал идею преподавания истории мусульманских народов Поволжья, предложив выпустить по этой дисциплине отдельную  книгу.

В ходе форума выпускники медресе также рассказали, как пригодились полученные знания в их повседневной деятельности.

В завершении работы круглого стола руководитель аппарата ДУМ Саратовской области Ильяс-хаджи Богатырев отметил, что медресе должно ставить перед собой задачу не только готовить исламские кадры, но и приучать студентов к исследовательской деятельности. «Без этого невозможно говорить о развитии отечественного богословия», — резюмировал Богатырев.

Подводя итоги форума, его участники также обозначили необходимость повышения квалификации педагогов и введения моды на ученость – мотивировать религиозных деятелей заниматься наукой, публиковать свои исследования в журналах и издавать книги.

Пресс-служба