Приоритеты в Исламе | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр4.03
Шурук5.53
Зухр13.02
» Аср17.50
Магриб20.03
Иша21.43
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Приоритеты в Исламе

Как заработать больше награды от Всевышнего, не навредить мусульманам и не сбиться с прямого пути? Почему одни дела ценнее перед Аллахом, а другие имеют меньшее значение? На эти и другие вопросы в минувший четверг в саратовской Соборной мечети попытался ответить руководитель коллегии адвокатов «Солидарность» (Карачаево-Черкесия) и новоиспеченный председатель правления Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир» Расул Кубанов.

Гость из КЧР в начале своего выступления охарактеризовал фикх приоритетов как одно из современных направлений в области исламского права. Эта наука помогает верующим научиться жить, работать, вести отношения с друзьями, родственниками и соседями наиболее правильным образом, а также принимать важные и верные решения.

«Расположение всех положений, ценностей, любых дел в соответствии с их значимостью и важностью, руководствуясь при этом принципами справедливости на основе Корана и Сунны – вот чем занимается фикх приоритетов», — подчеркнул Расул Кубанов.

По его словам, согласно исламским принципам, приоритет в первую очередь отдается тому положению, которое заслуживает этого. При этом откладывается то, что менее важно, не возвеличивается малое и не облегчается тяжелое.

Кубанов особо отметил, что каждому явлению и положению отводится свое место в свете Корана и Сунны.

«Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (Сура 55, аяты 7-9)

Гость из КЧР привел этот аят не случайно – в нем говорится, что каждое дело необходимо «взвесить» – посмотреть, что более важно, а что менее.

«Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаhа и в Последний день и сражался на Его пути? Они не равны перед Аллаhом, и Аллаh не ведет прямым путем несправедливых людей. Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаhа своим имуществом и своими душами, выше пред Ним. Они являются преуспевшими.» (Сура 9, аяты 19-20)

Этот аят Священного Корана наглядно демонстрируют различие уровней дел и поступков, а также награды за них.

«Иман (вера) имеет более 70 ответвлений, наивысшим из которых являются слова «Нет божества, кроме Аллаха», а наименьшим проявлением является устранение препятствия с дороги» — хадис.

«Пророк Мухаммад (мир ему) в этом изречении показал своим последователям дифференциацию дел и поступков. На первое место посланник Аллаха ставит истину – слова Единобожия, а на низшую ступень – устранения препятствия с дороги», — прокомментировал Расул Кубанов. Он также добавил, что сподвижники всегда интересовались наиболее лучшими делами перед Всевышним.

Наряду с различием в значимости и важности благих поступков, религия Ислам дифференцирует и область греховного. «Один грех пред Всевышним может быть тяжелее другого. Это отражено во многих хадисах», — отметил Кубанов.

По его словам, в Коране можно найти аяты, которые декларирует различия между людьми – в их познаниях, физических качествах и т.д., хотя они одинаково равны в основе своего создания.

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий». (Сура 49, аят 13)

«Из этого аята мы можем понять, что все народы имеют свою самобытность, уникальную культуру. При этом пред Всевышним нет какого-либо избранного народа, а есть избранные люди – богобоязненные. Это те, про которых в Коране говорится: «Мы услышали и подчинились», — прокомментировал Кубанов.

«Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее (Рай). Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде» (Сура 4, аят 95)

Приводя аяты и хадисы о различиях награды от Всевышнего в делах верующих, Расул Кубанов подвел к следующему выводу: если мусульманин не знает механизм правила выбора, то вполне вероятно, что он сможет выбрать тьму вместо света и погибель для своей души.

Сегодня многие мусульмане понимают различия в правовых вопросах, касающихся поклонения. «Мы знаем, как разделить благие дела по ступеням, когда речь идет об ибадате — фард, сунна и так далее. Также в области греховного: харам, макрух и прочее» , — пояснил Кубанов. Однако они не всегда понимают, что является приоритетным в других вопросах.

Поэтому ученые основ фикха выделяют несколько категорий узаконенных Шариатом благих дел:

– необходимые для жизни

— нужные (без них жизнь человека усложняется)

— дела, украшающие жизнь (делают ее комфортабельной).

В завершении своего выступления Расул Кубанов напомнил единоверцам, чтобы они следовали простому правилу «необходимые дела ставь перед нужными и украшающими жизнь, а не наоборот», и тогда часть проблем мусульман решится сама по себе.

ANSAR.RU