Есть грань, через которую нельзя переступать - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
Аср15.15
Магриб17.04
» Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Есть грань, через которую нельзя переступать

Газета БогатейПубличные люди привыкли пользоваться СМИ как трибуной, и зачастую с газетных полос пытаются перекричать друг друга объемом печатных знаков. Тем не менее, журналистам редко предлагается завести разговор именно об этой стороне «публичности». Правда, когда такое предложение все-таки поступило журналисту «Богатея», мое удивление уступило место радости: наболело. Да и имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас-хазрат Бибарсов, пожалуй, именно тот собеседник, который может себе позволить приятно удивлять.

Корр.: Мукаддас Аббасович, за годы руководства религиозным объединением Вы приобрели статус, в первую очередь, яркого общественного деятеля, активно сотрудничающего со СМИ. Насколько я знаю, Вы серьезно обеспокоены теми тенденциями черного пиара, которые в последнее время все чаще будоражат местную прессу?

М. Бибарсов: Этим грешат многие издания, поэтому не буду говорить о конкретных СМИ или отдельных публикациях. Происходящее вызывает у меня сожаление, потому что в обществе, в исламском в частности, принято считать, что слово несет в себе нечто больше, чем просто слово. Слово делает врага другом, друга делает врагом. Я всегда говорил: ни один из нас не будет руководителем всю жизнь. Никто не будет ни вечным губернатором, ни вечным министром, ни вечным ректором, ни вечным бизнесменом. Настанет время, и в один прекрасный день люди уйдут на пенсию. Вот здесь и наступает время задуматься. Ведь человеку, отошедшему от дел, многого в этой жизни не нужно. Из своего опыта я убеждаюсь в том, что самое главное для человека – это нормальные взаимоотношения не только в семье, но и в том кругу, в котором он общается. Если этого нет, люди попросту не смогут смотреть друг другу в глаза. Но гармоничные отношения с внешним миром – еще не главное для человека. Люди обязательно должны воспитывать в себе ответственность. У пророка Мухаммада(мир ему!) есть известное изречение: «Каждый из вас – пастух, и каждый из вас отвечает за свою паству».

У многих из нас есть дети. Рано или поздно они вырастут или уже выросли. Но мы почему-то не думаем о том, как завтра наши дети будут общаться. Наконец, я считаю, что есть определенная грань, через которую просто нельзя переступать. Следует помнить о том, что все люди разные. Некоторые могут легко простить оскорбления в свой адрес, а кто-то не простит. В своих проповедях я акцентирую внимание, прежде всего, на этих аспектах. Жизнь очень скоротечна. Не успев моргнуть глазом, человек становится пожилым. Мы все должны задуматься над этим.

Корр.: Каким Вам представляется медийный рынок Саратова?

М. Бибарсов: С одной стороны, он достаточно активный. С другой – слишком ангажированный. Во всяком случае, четко видно, за каким изданием фигура какого бизнесмена или политика стоит. Конечно, хотелось бы, чтобы в области было больше относительно независимых изданий, которые несли бы людям добро, позитивные эмоции и созидание. Созидания в сегодняшнем обществе особенно не хватает, усилия большинства нацелены на разрушение. А мы и так уже разрушили слишком многое. Мне понравилось недавнее выступление епископа Лонгина, в котором он говорил о том, что россияне – единственный народ, который своими руками дважды разрушал свою государственность. Это действительно так. И я думаю, нам пора задуматься и о созидательной стороне жизни.

Корр.: Мне казалось, что журналистские войны, если они и имеют место быть, напрямую не затрагивают мусульманское сообщество. Или я ошибалась?

М. Бибарсов: Мусульмане ведь тоже люди. Мы живем в одном обществе, работаем вместе с разными людьми, у нас общие друзья. Мы мусульмане в своих убеждениях, своих мыслях, своем мировоззрении. А в повседневной жизни и на работе мы коллеги, друзья, соотечественники, сограждане. Хотя в данном случае я не столько имею в виду последователей ислама, потому что пока происходящее затрагивает нас только косвенно. Я оперирую общечеловеческими понятиями, которые делают человека человеком. Достоинство и честь должны оставаться в людях незыблемыми. Так было во все времена и остается актуальным до сих пор. Ведь как только начинают покушаться на эти ценности, человек теряет самого себя.

Корр.: Но ведь речь, как я понимаю, идет о взрослых людях? А они вполне могут себе позволить не смотреть и не читать то, что им навязывают.

М. Бибарсов: Вообще-то я тоже такое себе позволяю. Телевизор я практически не смотрю из принципиальных соображений. Что касается публикаций, то положение обязывает знакомиться с тем, что происходит в обществе и в регионе. Конечно, всю грязь не читаю. Если ее читать, не заметишь, как сам станешь таким же грязным.

Корр.: Впереди мусульман ждет большой религиозный праздник Курбан-Байрам. Как ДУМП готовится к этому событию?

М. Бибарсов: На прошлой неделе я уже объявил о создании комиссии по подготовке к празднику. Однако, помимо подготовки к проведению религиозных, духовных, мероприятий, будет вестись и более широкая подготовительная работа. Ведь Курбан-Байрам связан с жертвоприношением.

В эти дни состоятельные мусульмане должны приносить в жертву жертвенных животных с тем, чтобы раздавать их нуждающимся и неимущим. Это большая социальная работа. И задача нашей комиссии – в первую очередь, вести разъяснительную работу среди обеспеченных людей. Им объясняют, что Всевышний даровал им возможность вкушать мясо каждый день и даже по
несколько раз в день, тогда как малоимущие люди могут позволить себе мясо раз в неделю или раз в месяц. Но если хотя бы в праздничные дни мусульмане не поскупятся на пожертвования, Всевышний даст всяческие блага им и их близким. Наши комиссии способствуют тому, чтобы
аккумулировать собранные средства и закупить на них жертвенных животных, чтобы в дни праздника зарезать и раздавать мясо нуждающимся. В этом состоит повседневная, рутинная работа комиссий – на первый взгляд, малозаметная, но приносящая свои плоды.

Корр.: Запомнится ли праздник чем-то особенным саратовским мусульманам?

М. Бибарсов: Курбан-Байрам будет длиться три дня, и в его рамках мы планируем организовать культурные мероприятия для мусульман и всех тех, кто пожелает присоединиться к торжествам. Духовное управление планирует пригласить в Саратов исполнителей религиозных песнопений – нашидов. Предположительно, это будет дагестанская группа, которая поет на двенадцати языках. В свое время к нам уже приезжала известная нашид-группа «Райхан» из Малайзии. Однако ее участники выступают преимущественно на английском и малайском языках. А мы хотим, чтобы в этом году на празднике звучали языки проживающих на территории Поволжья мусульман: русский, татарский, казахский, азербайджанский, чеченский, языки народов Дагестана.

Корр.: Традиционно Курбан-Байрам предшествует паломничеству последователей ислама в Мекку. Скольких паломников «отпускает» наша область?

М. Бибарсов: В этом году желающих чуть меньше, если сравнивать с предыдущими годами. В общей сложности со всей области в хадж отправляются порядка тридцати пяти человек. Думаю, что в определенной степени это спровоцировано финансовым кризисом. Хотя в некоторых регионах прослеживается обратная тенденция: в этом году у них стало больше желающих отправиться в хадж. Главная причина заключается в слабости понимания людьми своих обязанностей перед Всевышним. Многие воспринимают паломничество с чисто материальной точки зрения, а именно: относятся к хаджу, как к простой экскурсионной поездке. Не понимая, что хадж – это та потребность, которая человеку необходима. Относиться к нему как-то иначе равносильно утверждению о том, что воздух нуждается в человеке. Как только к людям придет понимание того, что хадж необходим, прежде всего, им самим, я думаю, ситуация с количеством паломников в нашем регионе изменится.

Корр.: А сколько всего российских паломников отправляется в хадж?

М. Бибарсов: Называлась цифра в двадцать тысяч и больше.

Корр.: И все-таки это не дешевое удовольствие, по стоимости вполне сопоставимое с приличным экскурсионным туром. Даже не все обеспеченные люди могут позволить себе такую поездку. Может, проблема численности кроется именно в этом?

М. Бибарсов: Мы же не говорим о массовом хадже. Ну, что такое ежегодно хотя бы сто человек для Саратовской области? Я в данном случае виню, прежде всего, себя, потому что задача Духовного управления заключается в том, чтобы донести до людей простые истины.

Корр.: На какое число намечены проводы паломников?

М. Бибарсов: Первая группа из трех человек уехала в прошлую субботу. А основная масса отбывает 1 декабря. В этом году участники из нашей области отправляются в хадж одними из последних российских мусульман и вернутся к концу декабря. Но ничего страшного в этом нет, а наоборот, поскольку паломники будут больше проводить время в Медине, меньше будет народа и более свободно в Святынях Ислама.

Корр.: Само понятие паломничества связано с определенными тяготами и лишениями, которые преодолевает человек. Какие трудности пути ждут ранее не совершавших хадж мусульман?

М. Бибарсов: По традиции, в Мекку они прибудут авиарейсом. В программу хаджа входит стояние на горе Арафат. По преданию, после изгнания из Рая Адам и Ева встретились у подножия этой горы. Обязательным условием является нахождение там паломников с утра и до самого вечера. Столь же традиционен и обход вокруг Каабы. По нашему убеждению, Кааба является первым храмом, построенным еще Адамом для поклонения Всевышнему.

Совершив эти обряды, паломники уезжают в Медину. Жители этого города всегда оказывают очень теплый прием участникам хаджа. Согласно преданию, 1400 лет назад мединцы очень радушно приняли пророка(мир ему!). Уезжать оттуда не хочется, но из-за насыщенности программы посещений в Медине обычно удается провести всего один-два дня.

Корр.: С отъездом паломников духовно-общественная жизнь саратовских мусульман, конечно, не замрет?

М. Бибарсов: Разумеется, нет. Сейчас наши женщины и девушки вплотную заняты подготовкой конференции, посвященной проблемам воспитания детей. Изначально мы планировали провести ее до праздников, но из-за насыщенности предпраздничной декады из этого намерения ничего не вышло. Поэтому конференцию было решено перенести. Лично я уделяю таким мероприятиям даже более пристальное внимание, чем социальной работе.

Давайте взглянем на то, какие настроения преобладают в современном обществе по отношению к воспитанию подрастающего поколения. Мы ругаем систему, ругаем школу, ругаем учителей. Наверняка, эта критика небеспочвенна, но мы всегда забываем ругать главный объект – самих себя. Потому что полноценное воспитание не может происходить ни в школе, ни в детском саду, ни в коллективе. Воспитание ребенка начинается еще в чреве матери. А уже следующей ступенью взросления человека становится семья. Причем, воспитание не должно сводиться только к чтению нравоучений. Для ребенка очень важно, что говорит мама, что она смотрит, что слышит, как воспринимает окружающий мир. Но в нашем социуме, к сожалению, не прижилась практика подготовки будущих матерей. И поэтому сегодняшние молодожены повально идут в ЗАГСы, чтобы разводиться. В силу того, что семейная традиция воспитания сегодня нарушена, ДУМП хочет восполнить этот пробел и организовать что-то наподобие курсов для будущих матерей. С их помощью девушка, которая готовится стать матерью, приобретет если не опыт, то, по крайней мере, представление о роли и задачах материнства. Понятно, что одни курсы проблему не решат. Но они подтолкнут людей к размышлениям на эту серьезную тему.

Корр.: Неужели ответственность за ребенка целиком должна ложиться на женщину?

М. Бибарсов: Напротив. Центральной фигурой в семье и обществе является отец. Именно на нем, а не на матери, лежат функции воспитателя. Не случайно во все времена воспитательный процесс был построен вокруг мужчины. Как бы непривычно это ни звучало, но мать в данном случае – только помощница, главенствовать в семье она не может.

Корр.: Почему? Из-за своего субъективизма?

М. Бибарсов: Не только поэтому. В силу данных Всевышним качеств, которыми она наделена. Причем, мать и отец не могут быть взаимозаменяемыми в процессе воспитании ребенка, и это нормально. Однако когда порядок нарушается, все приходит в упадок. Если отец не является в семье авторитетом, его слово теряет всякий вес не только для детей, но и для жены, cоответственно, домочадцы перестают его уважать.

Корр.: А жене позволено иметь, а главное, высказывать свое мнение?

М. Бибарсов: Да, конечно. Но я считаю, что слово отца должно быть законом.

Корр.: Давайте коснемся злободневной темы – финансового положения дел в регионе. Как Вы считаете, экономический кризис, который, по некоторым оценкам, уже наступил, сильно затронет мусульманскую общественность?

М. Бибарсов: Достаточно сильно. Нестабильная ситуация в регионе, безусловно, не лучшим образом воздействует на людей. Во многих, с кем я общаюсь – это касается не только мусульман – появились тревога и беспокойство Люди в очередной раз потеряли уверенность в завтрашнем дне, и общая нервозность в обществе сильно ощущается. Людей пугает массовая безработица. Прежде всего, кризис коснется молодых специалистов, чья финансовая неустроенность по выходу из вузов только усугубится. Но мы принимаем это как испытание, посланное Всевышним. Беспричинно ничего не происходит, так как случайностей в этом мире не бывает. Подобные кризисы порождены грехом. Ссудная система, лежащая в основе банковской деятельности, является одним из самых тяжких грехов, сопоставимым с убийством или воровством. И это справедливо не только для ислама, но также для христианства и иудаизма. Главное, чтобы из каждого испытания мы сделали правильный вывод. Здесь, кстати, очень важную роль играют СМИ: вместо того, чтобы нагнетать в обществе ощущение безысходности, они должны помочь людям правильно сориентироваться в непростой жизненной ситуации. Что же касается «антикризисной» деятельности ДУМП, то мы продолжаем вести социальную работу, а обеспеченные люди стараются помогать малоимущим.

Корр.: Как, на Ваш взгляд, переживает кризис управленческий аппарат Саратова?

М. Бибарсов: Авторитет власти падает, а это плохо, потому что власть должна быть незыблемой. Коран учит, что смута и бунт являются худшими грехами, нежели убийство.

Корр.: Раз уж разговор зашел о власти… Она в городе есть?

М. Бибарсов: Город стал лучше, это заметно хотя бы по состоянию дорог. Чувствуется, что градоначальник работает.

Записала Екатерина Дмитриевская

Источник