Величие месяца Рамадан - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

» Фаджр6.50
Шурук8.32
Зухр12.50
Аср15.13
Магриб17.00
Иша18.40
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Величие месяца Рамадан

«В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение….» (Коран, 2:185).

Рамадан — девятый месяц лунного мусульманского календаря, в котором Пророку Мухаммаду, мир ему, были ниспосланы первые аяты Корана. В сборнике «Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, приводится следующий хадис: «Скрижали Ибрахима (Авраама) были ниспосланы в первую ночь Рамадана, Тора была ниспослана на шестую ночь Рамадана, Евангелие — на тринадцатую ночь, а Коран Аллах ниспослал на четырнадцатую ночь Рамадана».

В течение всего Рамадана мусульмане, согласно Корану и Сунне Пророка, воздерживаются от принятия пищи, питья и супружеской близости в светлое время суток. С наступлением темноты с человека снимаются запреты Рамадана: «Вам в ночь поста разрешено к супругам приближаться: они — одежда вам, а вы — одежда им… И есть, и пить дотоле можно вам, пока седая нить (зари) не отойдет от черной нити (ночи)…» (Коран, 2:187)

Пост в Рамадане для мусульманина — это возможность приблизиться к Всевышнему и искупить прошлые грехи. Пророк Мухаммад, мир ему, говорил: «Кто постился Рамадан с верой и надеждой, тому простятся прошлые грехи».

К сожалению, в общественном сознании уже сформировался устойчивый стереотип понимания Ислама как жесткой, в какой-то степени, даже безжалостной теократической системы, загоняющей человека в узкие тиски поклонения, представленного в виде выматывающих и к тому же многократных молитв, истощающих постов и неких других не менее опасных для здоровья и времени ритуалов. Между тем, одной из фундаментальных основ мусульманской правовой системы является феномен «облегчения» (арабское «тайсир»), одновременно служащий фактором гибкости шариата. Коран провозглашает принцип «облегчения» в Исламе: «…Бог хочет облегчения для вас, он не желает отягчать вам жизнь…» (Коран, 2:185).

Теме облегчения посвящено множество высказываний Пророка Мухаммада, мир ему, например, «Религия Аллаха заключается в облегчении», «Облегчайте, а не затрудняйте, успокаивайте, а не отпугивайте».

Одним из факторов постоянства шариата служат многообразие и свобода взглядов, различные направления мусульманской юриспруденции по-своему толкующие и интерпретирующие основные начала и принципы Ислама.

Поэтому легкость соблюдения мусульманского поста, наглядно демонстрирующую факторы облегчения и прогрессивности Ислама, поддаются объяснению на следующих примерах.

Правильнее, скорее всего, будет начать с того, что легкость поста в Рамадане состоит в периодическом удовлетворении организма постящегося. Ведь воздержание от еды и питья длится лишь от первых проблесков зари до заката солнца (примерно около 12 часов), а ночью человек уже освобождается от запрета на еду и питье. Такой доступный режим мусульманского поста обеспечивает ему универсальность и простоту. В отличие от голодания, при мусульманском посте организм подпитывается основными липидами и аминокислотами во время принятия пищи перед рассветом и после захода солнца, что не дает ослабнуть человеку и обеспечивает необходимый баланс в организме.

Но вместе с этим, феномен облегчения шариата тонко учитывает состояние людей: мусульманский пост не является обязательным для немощных старцев, больных, путников, беременных матерей и кормилец.

Больной, которого изнуряет пост или оттягивает его выздоровление, должен воздержаться от поста и возместить в другие дни года, пропущенные по болезни дни. Но даже совершенно здоровый человек должен немедленно прекратить поститься, если пост губительно сказывается на его здоровье.

«…Самих себя не убивайте, поистине, Господь к вам милосерд…» (Коран, 4:29).

Если же болезнь имеет постоянный, хронический характер, то больной полностью освобождается от поста. В этом случае вместо одного предписанного дня больной должен накормить одного бедняка. Точно также поступают и немощные старцы, физическое состояние которых не позволяет им поститься. Интересно, что современные ученые, как, например Мухаммад Абдо (1849-1905), муфтий Египта, издали фатву, разрешающую воздержаться от поста людям, обреченным на постоянные изнурительные работы, являющиеся единственным источником их проживания. В эту категорию входят также заключенные, осужденные на пожизненные каторжные работы на шахтах или рудниках.

Беременная мать или кормилица тоже могут не поститься, если бояться за собственное здоровье или здоровье ребенка. Более того, если сведущие специалисты подтверждают опасность поста беременной для жизни ребенка, Ислам обязывает мать воздержаться от поста. «…Детей своих не убивайте…» (Коран, 6:151).

Примечательно, что по мнению некоторых видных ученых и сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как Ибн Аббас и Ибн Умар, беременная мать или кормилица, опасавшиеся за здоровье ребенка, не обязаны даже и возмещать пост. Достаточно накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Хотя, согласно точке зрения большинства ученых, они все-таки должны возмести пост в другие дни года.

А человек, находящийся в поездке или в путешествии, как уже было сказано, со спокойной совестью днем и ночью может наслаждаться божьими дарами. «…А тот, кто болен иль находится в пути, предписанные дни поста поститься должен в дни другие…» (Коран, 2:185).

Интересно, что часть сподвижников и крупных ученых считает воздержание от поста во время поездки даже обязательным для постящегося, а пост, соответственно, крайне нежелательным поступком. Прекрасное мнение на этот счет принадлежит Умару ибн Абд аль-Азизу, ученому и омеядскому халифу: «Предпочтительнее (между постом и воздержанием в пути) — это наилегчайшее для человека». Большинство же ученых оставляет право выбора между постом и разговением за самим путником. Еще одним проявлением легкости мусульманского поста является тот факт, что возмещение пропущенных дней можно совершать независимо друг от друга в разные дни и времена года по мере сил и возможностей.

Постящийся может купаться, полоскать рот и нос, чистить зубы и душиться благовониями. Кто же по забывчивости (осмелюсь акцентировать внимание — по искренней забывчивости) отправил в желудок даже очень солидную порцию пищи, может смело продолжать поститься. Его пост не нарушен! Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто, будучи постящимся, по забывчивости вкусил пищу, то пусть продолжит пост. Поистине, это лишь Аллах накормил и напоил его».

А, по мнению большой части современных мусульманских ученых уколы, будь они внутривенные, внутримышечные, питательные или любые иные, не могут нарушить пост. Например, египетский ученый Юсуф Карадави, один из выдающихся ученых современной исламской мысли, вынес фатву, разрешающую постящемуся употребление любого вида уколов, а также использование клизмы и суппозиторий. В своей книге «Современные фатвы» он пишет: «…Совершенно очевидно, как мы видим, что употребление любых видов уколов, суппозиторий не является принятием пищи — ни с точки зрения языка, ни с точки зрения общепринятых традиций, и не противоречит целям шариата в соблюдении поста, а, следовательно, и не нарушает пост…» Аналогичного мнения придерживается и более ранний мусульманский правовед Ибн Хазм аль-Андалуси (994-1064), крупнейший ученый, сторонник направления Захиритов в мусульманском праве.

Универсализм мусульманского поста, выраженный в легкости и простоте его соблюдения, живо и красочно иллюстрирует коранический постулат: «…В религии для вас Он (Бог) тягот никаких на вас не возложил» (Коран, 22:78)

Всякое поклонение в Исламе преследует цель нравственного улучшения и облагораживания человека. И поэтому пост в Рамадане — это прежде всего пост духовно-нравственный. В течение месяца постящийся проявляет максимально высокую культуру поведения и такие моральные качества, как любовь, милость, щедрость, прощение обид и снисхождение, посещение родственников, почитание гостей и соседей. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…Пост — это защита (от греха). Пусть в дни вашего поста никто не бранится, не повышает голоса и не проявляет безрассудство…» Также он говорил: «…А если кто полезет в драку или набросится с бранью, то пусть ответом ему будет: я — постящийся, я — постящийся…»

Рамадан воспитывает в человеке терпение, силу воли и сдержанность, вселяя в душу постящегося умиротворение и радость. Духовно-психологическую пользу мусульманского поста трудно переоценить.

В то же время Рамадан приносит огромную пользу и для физической составляющей человека. Пост дает возможность организму отдохнуть от переваривания пищи, усвоить накопленные питательные вещества, вывести накопившиеся шлаки. Он укрепляет иммунную систему, предохраняет от ожирения и образования камней в почках. Большую пользу приносит воздержание от питья во время поста, что повышает энергетику организма и способность к обучению и улучшает память.

Таким образом, Рамадан представляет собой гармонию духа и тела. Человек достигает наивысшего духовного и физического равновесия посредством особенного умонастроения и психологического состояния, избежания волнений и стрессов, направления духовных и физических сил исключительно на позитивное и благое.

В Коране говорится: «О вы, кто верует! Предписан пост вам, как он предписан был для тех, кто был до вас, чтоб благочестие могли вы обрести». (Коран, 2:183).

Пост, как гласит Коран, нацелен именно на обретение человеком благочестия, которое состоит из индивидуальной и социальной составляющих. Ведь высоконравственный, благочестивый человек приносит пользу, прежде всего окружающим его людям, родным, близким и всему обществу в целом. Помимо этого Рамадан являет собой равенство, любовь, братство и единство членов мусульманского общества, где все люди, независимо от социального статуса, рода, нации, расы и цвета кожи, соблюдают одинаковый для всех пост. Общество, благодаря создаваемой Рамаданом особой духовной атмосферы, превращается в единое тело, живущее в одном режиме, существующее по одним законам. И поэтому Рамадан, являясь гармонией духа и тела, в такой же степени представляет собой гармонию индивида и общества, гармонию мусульманского социума.

Размышляя о величии и полезности Рамадана невольно проникаешься до глубины души словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если бы вы знали, сколько всего полезного в Рамадане, то возжелали бы, чтобы он длился весь год».

И тогда чуткое сердце начинает трепетать, потрясенное глубоким смыслом пророческих слов: «…Наступил для вас благословенный месяц, в котором вам надлежит поститься. В нем распахиваются врата Рая…»

Да узреет незрячий
и услышит глухой,
что пост предписал нам Всевышний
соблюдать в этот месяц благой.

Подготовил: Мавлудин Караханов

Исламская Цивилизация