В Саратове прошла Всероссийская конференция «Наука таджвид в РФ: история, реалии, перспективы» - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
Аср15.15
Магриб17.04
Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

В Саратове прошла Всероссийская конференция «Наука таджвид в РФ: история, реалии, перспективы»


Почему важно не просто читать Коран в оригинале, а именно по правилам таджвида? Насколько изучено наследие отечественной коранистики? В каком направлении сегодня должна развиваться наука таджвид? 28 октября на эти и другие актуальные вопросы попытались ответить участники II Всероссийской научно-практической конференции «Наука таджвид в РФ: история, реалии, перспективы».

Как и в прошлом году, форум состоялся в Саратове, организатором выступил коранический центр «Зейд бин Сабит» при Духовном управлении мусульман Поволжья. В этот раз устроители конференции расширили темы выступлений и географию ее участников. Послушать доклады ученых, молодых исследователей и практиков собрались как преподаватели коранических курсов при мечетях регионов Поволжья, так и интересующиеся наукой таджвид.

В начале мероприятия руководитель центра «Зейд бин Сабит» Ильяс-хазрат Ильясов подчеркнул, что форум является единственным в своем роде. По его словам, пока лишь здесь на одной площадке собираются вместе специалисты в области изучения таджвида в РФ. «Надеемся, что в дальнейшем подобные конференции будут проводиться в разных регионах нашей страны», — сказал Ильясов.

После этого член Президиума Совета муфтиев России, муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов поприветствовал гостей форума. «Сегодняшняя конференция – это важный шаг в жизни российских мусульман в создании инфраструктуры, которая в будущем станет полноценной. Без изучения Корана не представляется мусульманское сообщество. Коран – это сердце Ислама. Его чтение и заучивание является цементирующим наш внутренний мир, посредством которого мы сможем стать лучше», — сказал муфтий и пожелал успехов собравшимся.

Бедные наследники богатого наследия

Часть выступлений была посвящена истории арабской письменности и составления текста Священного Корана в единый сборник (мусхаф). Преподаватель Пермского исламского колледжа, каллиграф, кандидат исторических наук Закир Небати напомнил, что арабы заимствовали письменность у набатеев (семитского племени, жившего до нашей эры), а также проследил за ее трансформацией. После этого он сообщил, что письменная фиксация Книги Аллаха началась в конце мекканского периода пророчества Мухаммада (мир ему) – сподвижники записывали аяты на коже животных, камнях и костях. Однако они не были систематизированы в мусхаф. Этим занялись первые праведные халифы – уже при Абу Бакре был сформирован единый сборник текста Корана. Ответственным за его составление был назначен Зейд бин Сабит.

О трепетном отношении к сохранению единого текста Корана также поведал имам-мухтасиб Вольского района Саратовской области Абдулхаким-хазрат Яфаров. Он сообщил, что при халифе Усмане мусхаф был растиражирован и отправлен в разные уголки света вместе с чтецами, которые знали правила таджвида и несколько кыраатов (виды чтения). Благодаря этому текст Корана сохранился до наших дней.

Наука таджвид в Поволжье имеет давнюю историю. Об этом в своем выступлении заявил аспирант кафедры «Теологии и религиоведения» Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского Алексей Муратов. В частности, он представил части рукописных мусхафов и записи к ним на старотатарском языке. Спикер обратил внимание собравшихся на особенности структуры древних Коранов – например, могли не указываться номера страниц, в некоторых случаях один аят мог разбиваться на две части, отсутствовали «подсказки» по таджвиду и т.д.

При этом, порой в таких экземплярах были указания на допущенные опечатки. «Так поступали в силу дороговизны издания арабографичных книг. Для сравнения, напечатанный в Казани мусхаф Корана в царской России стоил 200 рублей, в то время как корову могли продать за два рубля», — пояснил Муратов.

Он также рассказал о книгах по таджвиду, которые были изданы в Российской империи. «Чтение Священного Корана без правил таджвида является грехом», — привел спикер цитату из одного из таких трудов, написанных на старотатарском языке.

Тему изученных и забытых книг по науке таджвид в России развила в своем выступлении старший научный сотрудник Казанского федерального университета, кандидат филологических наук Резеда Сафиуллина-Аль Анси. В частности, она поделилась своим исследованием по поиску книг о таджвиде, хранящихся в библиотечных фондах Татарстана, и привела количественные показатели. «Мы бедные наследники богатого наследия. Я всегда говорю это своим студентам. Двойная смена алфавита (переход с арабской графики на латиницу, а затем на кириллицу) — причина того, что современные наследники не в состоянии освоить тот пласт знаний, который им оставили», — подчеркнула она и отметила дефицит людей, способных работать с этими источниками.

По словам Резеды Рифовны, плачевным остается и ситуация с исследованиями книг и рукописей по таджвиду. К такому выводу она пришла изучая карточки каталогов республиканских библиотечных фондов. Не лучшим образом обстоит ситуация со специалистами, способными и готовыми работать с источниками. Фактически такими исследованиями сегодня занимаются единицы, добавила Сафиуллина-Аль Анси.

Таджвид — наука и искусство

Доцент кафедры арабской филологии Института стран Африки и Азии Московского государственного университета им. М.Г.Ломоносова Гюльчара Аганина отметила уникальность арабского языка. «В нем есть такие звуки, которые не сохранили многие современные языки. А арабский смог сохранить», — сказала она. Свое выступление столичный спикер посвятила теме корректности использования терминов в науке таджвид.

Аганина пояснила, что «харф» не имеет точного эквивалента в русском языке. «Он очень многозначен. Харф больше, чем согласная», — заявила Гюльчара Рашидовна, добавив, что лингвисты склонны применять к нему термин графема, нежели буква. Доцент МГУ также рассказала про особенности произношения в арабском языке, уникальности различных элементов таджвида (калькаля) и т.д.

О проблематике углубленного изучения кыраата Хафс от Асыма по пути аль-Шатыбия на территории РФ собравшихся проинформировал Ильяс-хазрат Ильясов, соискатель кафедры «Теории, истории языка и прикладной лингвистики» Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, руководитель коранического центра «Зейд бин Сабит». Он привел наиболее распространенные ошибки при чтении, обозначил места в Коране, где правила таджвида имеют свои особенности, а также продемонстрировал варианты рецитации определенных аятов в указанном кыраате. «Только от учителя к ученику, из уст в уста, можно усвоить эти нюансы», — добавил Ильясов.

Профессор Саратовского государственного университета им.Н.Г. Чернышевского Олег Шимельфениг занимается религиозной философией долгое время. На конференции он подчеркнул, что таджвид – наука и искусство одновременно. Свое выступление профессор посвятил влиянию звуков на духовный мир человека.

Какой цвет соответствует каждой из букв алфавита? С докладом про цвето-звуковую синестезию на примере арабского языка на форуме выступила аспирант кафедры «Теология и религиоведение» Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, преподаватель коранического центра «Зейд бин Сабит» Абла Бедрицкая. По ее словам, в ходе исследований было доказано, что присваивая букве или цифре свой цвет, человек может проще запоминать и воспринимать текст. Поэтому с недавнего времени в центре «Зейд бин Сабит» стали применять методику синестезии при при обучении детей от года до пяти лет. «Она направлена на то, чтобы сформировать благоприятное восприятие у малышей к арабскому языку и эффективней заучивать Коран», — пояснила спикер.

В поисках нужного подхода

Во второй части конференции выступили ее участники, которые рассказали про перспективы таджвида в России и поделились опытом работы в регионах.

За последние десять лет было издано много литературы и пособий по коранической науке, однако этого не достаточно. До сих пор таджвиду не уделяется должного внимания среди российских мусульман, отметил член Совета улемов ДУМ РФ Ишмурат-хазрат Хайбуллин. Перечисляя факторы, способные вывести кораническую науку на новый уровень, он предложил создать энциклопедию таджвида на русском языке. Более того, спикер убежден, что с появлением центров по изучению и заучиванию Корана в разных регионах нашей страны можно дать новый импульс популяризации чтения Книги Аллаха. Хайбуллин также предложил наладить мосты с зарубежными специалистами с целью эффективного развития таджвида в России.

Методиками преподавания Корана в Московском исламском институте поделился его преподаватель Фарухжон Тожидинов. Он также рассказал про внедрение мобильных приложений в процесс эффективного обучения и заучивания Священного Писания.

Как заинтересовать годовалого ребенка изучать аяты и суры? На что лучше обращать внимание при обучении детей до пяти лет? Об этом и применяемых технологиях рассказали преподаватели саратовского коранического центра «Зейд бин Сабит» Ринат Кинжибаев и Амина Дмитриенко. «В группах от года до 3-4 лет обучение направленно на тех учеников, которые идут на контакт с учителем. Подобный метод позволяет лучше налаживать контакт с открытыми учениками, вести урок по тем правилам, которые устанавливает учитель, без принуждения и навязчивости в обучении остальных учеников, чем их и заинтересовывают к совместному обучению. Через приятное и доброжелательное взаимодействие учителя с основной группой учеников остальные ученики начинают доверять учителю, интересоваться его обучением и идти с ним на контакт. А учитель незамедлительно должен поддержать их интерес и постепенно налаживать с ним связь», — раскрыл один из секретов Кинжибаев.

По словам его коллеги Амины Дмитриенко, учитель также может получить определенный сигнал, используя некоторые приемы. Например, в кораническом центре детям предлагают выбрать воздушный шарик для изготовления игрушки. Исходя из цвета шарика, преподаватель может определить настроение ребенка и найти к нему определенный подход, заявила Амина Дмитриенко.

Участник конференции из Дагестана — проректор по внешним связям исламского университета имени Шейха Абдулла–Афанди в г.Дербенте, магистр теологии и арабской филологии Сайгидмагомед Газимагомедов – сделал акцент на мотивации и поддержке тех, кто только начинает изучать Слово Аллаха, а также уже стал настоящим хафизом. По его словам, поддержка должна быть на постоянной основе, она требует участия меценатов и всех, кто стремится получить довольство Всевышнего. Лишь тогда будет увеличиваться количество знатоков Корана в нашей стране, уверен Газимагомедов.

В завершении Всероссийской конференции ее участникам вручили сертификаты, а также раздали «Альманах Корана». Научный журнал был издан по итогам первого форума в Саратове. В следующий сборник войдут материалы участников прошедшей накануне конференции и других молодых ученых.

Ansar.Ru