Сила в единении - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.49
Шурук8.30
Зухр12.50
Аср15.14
Магриб17.01
Иша18.41
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Сила в единении

Российские мусульмане призывают общество к консолидации и выступают против радикализма среди молодежи и ксенофобии

«Ислам в современном российском обществе. Перспективы межконфессионального и межкультурного диалога» — конференция под таким названием прошла в минувшую субботу в стенах СГСЭУ. Ее участниками наряду с Духовным управлением мусульман Поволжья, организатором конференции, стали видные деятели исламского мира из Кувейта, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Москвы, Пензы, Самары и Казани.

Тон конференции задал короткометражный фильм, снятый саратовскими мусульманами. Кадры документальной кинохроники запечатлели основные события из жизни общины — празднование Ураза-Байрама, Курбан-Байрама, Мавлида, а также будни детских исламских лагерей, обучение в саратовском медресе «Шейх Саид», семейный отдых, спортивные мероприятия и многое другое.

Приветствуя гостей, муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов поздравил всех православных с праздником Введения во храм Пресвятой Марии, с которым совпало данное мероприятие. От лица правительства области к участникам конференции обратился министр-председатель комитета общественных связей и национальной политики Сергей Авезниязов. Он отметил, что саратовские мусульмане — это уникальный пример плюрализма и толерантности. Они очень активны, постоянно проводят всевозможные мероприятия и участвуют в культурной жизни губернии. Приветственное письмо от епископа Саратовского и Вольского Лонгина зачитал протоиерей Дмитрий Усольцев.

Открывая конференцию, Мукаддас Бибарсов пояснил, что это первая попытка саратовских мусульман и их единоверцев обсудить проблемы, с которыми сегодня столкнулся российский ислам. Цель встречи — консолидация верующих в борьбе с исламофобией, волна которой докатилась сегодня до традиционно межконфессиональной России, и радикальными течениями в исламе.

— У нас нет повода бить тревогу, но нет смысла доводить это противостояние до угрожающих размеров, — подчеркнул муфтий. — Мы коренное население России. И у меня никогда не возникало мысли, что я могу быть нероссийским мусульманином.

Само слово «ислам», как отметил Мукаддас Бибарсов, сегодня вызывает непонимание и недоверие в обществе. А его приверженцев воспринимают едва ли не как закрытую секту. Кроме того, активную антиисламскую пропаганду ведет большинство СМИ. Серьезные проблемы, по мнению муфтия, есть и в самом исламском сообществе. Прежде всего это отсутствие интеллигенции и неправильная позиция в воспитании молодежи.

— Мы разрознены, — констатировал муфтий. — Сначала мы отрицали все и вся, а затем, вырывая какие-то отрывки из Корана и хадисов, начинаем их вольно трактовать. Другая проблема — Интернет. На просторах Сети я обнаружил около пятидесяти радикально настроенных сайтов. В основном они все анонимные.

Свой взгляд на проблемы российского ислама озвучил глава комитета по тренингу международного центра «Аль-Васатыйа» доктор Салим-аль-Баянуни из Кувейта. По мнению ученого, корни непонимания кроются в неправильном восприятии некоторыми мусульманами границ своей Родины, а слепой патриотизм не должен превращаться в национализм.

О самобытности российских мусульман говорили и другие докладчики. Возвращаясь к проблеме интеллигенции, кандидат исторических наук Алим Абидуллин из СГУ напомнил, что исламские деятели культуры трудились и в царской России. Среди них знаменитый татарский просветитель Шигабутдин Марджани, крымско-татарский мыслитель Исмаил Гаспринский и татарский писатель Юсуф Акчурин.

Познавательным получился доклад председателя МРОО «Исламский молодежный центр», преподавателя Мордовского университета кандидата экономических наук Марата Салимова, который внес живую ноту в конференцию.

По мнению ученого, проблема современных российских мусульман в том, что среди них нет основополагающей идеи и системности. Все, чем гордится, к примеру, татарский народ, достигнуто в советский период благодаря системе подготовки.

— Наши цели должны быть амбициозными, — подчеркнул он, — а мусульманскому сообществу нужны грамотные менеджеры. Это значит, что руководители муфтиятов должны быть хорошими управленцами. Людей нужно заинтересовать. Даже пятничная джума должна быть построена так, чтобы она привлекала верующих. Системный подход необходим и при обучении в медресе.
К слову, ту модель взаимоотношений, которую выстроила мусульманская община Саратовской области, оратор назвал весьма успешной и отметил, что ее необходимо распространить по всей стране. Зал на это отреагировал бурными аплодисментами.

Другой взгляд на ту же проблему озвучил на конференции председатель президиума Московской коллегии адвокатов «Солидарность» Расул Кубанов. Выходец из Карачаево-Черкесии констатировал, что российский ислам пребывает сегодня практически в абстрактном состоянии. Нет понимания не только со стороны власти и СМИ, но и среди самих мусульман.

— Кто сейчас ходит в мечеть? — задал он вопрос. — Это либо старики, либо молодежь. Воспитанное в духе атеизма среднее поколение до сих пор не может перестроиться. В постсоветский период мы наблюдали идеологический хаос и голод. У нас не было опытных проповедников, люди были не подготовлены и принимали все, что им говорили. В итоге нас едва не захлестнула радикальная волна ислама. Само понятие традиционный и нетрадиционный ислам имеет разные трактовки. На Восточном Кавказе таковым принято считать суфизм, а на Западном Кавказе этого нет. Лично я понимаю под традиционным исламом возможность человека придерживаться разных точек зрения, в том случае если они не противоречат учению Аллаха, не подрывают устоев нашего государства и не наносят вреда людям. Должна быть золотая средина и умеренность во всем. В противном случае нас может ждать эффект, который мы наблюдаем в сегодняшней Ингушетии и Дагестане, где гибнут люди. Непонятны и отдельные методы правоохранительных органов на Кавказе. Все это ведет к озлобленности людей.

Не только разрозненность, но и отсутствие правовой подготовки у мусульман, по словам Расула Кубанова, играет против них. При этом Саратов — это, пожалуй, хороший пример, где православные и мусульмане живут в мире.

— У нас нет общенациональной идеи. И как можно стать патриотом, когда с экрана телевизора нас пичкают сценами насилия? Когда какой-нибудь бывший спецназовец зачищает территории в горах и убивает местных жителей. В многонациональном государстве не должно быть такого. Все наши проблемы мы должны решать вместе: и мусульмане, и православные, и евреи, и атеисты.

Неоправданно жестокими мерами московский адвокат считает запрет на исламскую религиозную литературу. На волне борьбы с радикальными течениями пострадали едва ли не все основные труды исламских богословов, те книги, которые должны быть настольными для каждого верующего. К нарушителям закона применяются самые жесткие меры вплоть до уголовной ответственности. По мнению Расула Кубанова, законотворцы должны проводить специальные комплексные экспертизы содержания этих книг, но такой практики пока нет.

— Мы российские мусульмане, и это должны понять все: и власть, и органы безопасности, — заключил он.

Отказаться от радикальных богоборческих споров и стремиться к достижению общечеловеческих ценностей призвал собравшихся и директор республиканского межконфессионального клуба «Согласие» Хаджимурат Хакуашев из Кабардино-Балкарии.

Итог вышесказанному подвел проректор Российского исламского университета Рустам Батров:

— Вместо того чтобы спорить, кто на этой земле лучше проповедует Бога, не лучше ли делать дела и решать общие проблемы. А Бог сам решит, кто прав, — сказал он.

Юлия ДАШКЕВИЧ, газета «Саратовская Панорама»