Руслан Курбанов рассказал о проблемах мусульман
В минувшие выходные саратовских мусульман почтил своим визитом долгожданный гость из Москвы: с лекциями по приглашению ДУМ Саратовской области приехал политолог, журналист, кавказовед Руслан Курбанов. Темой его выступления стали проблемы развития мусульманской общины в современной России.
По мнению Руслана Курбанова, несмотря на кажущееся возрождение — строительство мечетей, появление хафизов, соблюдение норм Ислама, российская умма после долгих лет советского атеизма до сих пор находится в ослабленном состоянии. И тому есть свои причины, которые не позволяют раскрыть весь потенциал мусульманской общины.
Умме нужны профессионалы
Самая основная из них — это катастрофическая нехватка людей знания. Безусловно, отметил Руслан, мы получаем знания об исламе через выпускников исламских вузов: из России ежегодно уезжают учиться заграницу, в арабские страны, десятки молодых людей, которые возвращаются специалистами по фикху, Корану, шариату. Но проблема состоит в том, что они не могут реализовать эти знания в своей родной стране.
По мнению политолога, исламское образование за рубежом на сегодня недостаточно полноценно. «Во многих учебных заведениях программы усеченные, а некоторые преподаватели, особенно в Саудовской Аравии, как они сами говорят, никогда в жизни не видели живого немусульманина. Поэтому они не могут научить студентов тому, как выстраивать отношения с людьми, с народами, не знающими об Исламе, и как применять полученные знания в немусульманском обществе», — поясняет саратовский гость.
В итоге многие студенты, которые приезжают после учебы домой, обладают лишь религиозными знаниями и не имеют представления о том, как организовывать жизнь местных мусульман, как строить диалог с властью, как налаживать отношения с земляками, не признающими Ислам, как повышать свой уровень образования, какие проекты запускать. «Многие выпускники как дети: не знают, с чего начать. Они закрываются в скорлупу, передавая свои знания только в мечети, в медресе, где знакомая для них обстановка, и боятся выйти в город, в открытое общество, потому что не знают, как там работать», — считает лектор.
Руслан Курбанов обратил при этом внимание, что для эффективной работы с населением необходимо знать психологию каждой социальной группы, к каждой из них нужно подходить индивидуально, как это делал пророк (мир ему), разговаривая на уровне понимания отдельного человека. Однако мы на сегодня не знаем, как правильно говорить со студентами, полицейскими, бизнесменами, христианами, учеными, политиками и пр. Мусульмане зачастую не могут составить заявление в органы власти: они пишут документы языком верующего человека, и в итоге чиновник откладывает полученное письмо в сторону, потому что привык понимать только канцелярский язык.
А знания психологии, как отметил Руслан, позволили бы мусульманам продвигать свою активность в обществе. Политолог напомнил, какими образованными были первые мусульмане — сподвижникам пророка (мир ему). Помимо религиозных, у них были и социально значимые знания. Они были специалистами в той или иной сфере – глубокими знатоками истории арабского народа, знатоками религий и языков соседних народов… И эти «светские» знания помогали им в деле распространения Ислама.
Однако у первых мусульман было и еще одно важное преимущество: если они учили Коран, то сразу же воплощали слова Аллаха на деле. «Почему так популярны среди молодежи кавказские боевики? Потому что когда до их разума доходит смысл аята или хадиса, в котором они усматривают описание вооруженной борьбы, они тут же оставляют все — семью, бизнес — и уходят в ряды боевиков», — говорит журналист.
Ущербность нашего знания о том, как мирными путями развивать ислам, подчеркнул Руслан Курбанов, состоит как раз в том, что мы не реализуем его на практике, как только до нас доводят смысл того или иного предписания в исламе.
Затерянный в Средневековье
Еще одной проблемой из-за которой российская община не может преодолеть кризис, по мнению Руслана, является застой фикха, застрявшего на уровне средних веков и давно переставшего отвечать на вопросы современного Ислама. Можно ли заключать никах по скайпу? Как делать намаз в космосе? Как соблюдать пост в условиях крайнего севера? и т.д. Этих вопросов не существовало во времена пророка (мир ему).
Фикх должен успевать за развитием общества, новых технологий. Однако он превратился в «мертвый» набор знаний. Для того, чтобы он стал постоянно развивающимся механизмом, России необходимы профессиональные муджтахиды, которые смогут выносить решения, учитывая наши реалии, отметил московский гость. В пример Курбанов привел страны Европы и Северной Америки, где эта проблема решена – там существуют собственные советы по фикху из исламских ученых-муджтахидов, как например, Европейский совет по фатвам и исследованиям и Северо-американский совет по фикху. Несмотря на то, что Ислам в этих государствах заявил о себе всего лишь 50 лет назад, европейские и североамериканские общины шагнули далеко вперед в деле распространения религии и, в частности, в отношении фикха. Со временем местные мусульмане поняли, что современный социальный и общественный фикх, разрабатываемый учеными Саудии или Египта, им не подходит, поскольку реалии арабских и европейских стран отличны. В результате верующие стали разрабатывать социальный и общественный фикх специально для нужд мусульманских меньшинств, то есть общин, проживающих в условиях немусульманской страны. Теперь мусульмане Европы дают ответы на такие вопросы, как: можно ли служить в армии, можно ли брать кредит, голосовать на выборах, быть замужем за неверующим…
В России же «ситуация с неразвитием фикха дошла до того, что мы не можем спасти наших братьев, погибающих в братоубийственой войне на Кавказе», говорит Руслан Курбанов. «Мы не обладаем достаточным знанием, поэтому когда мы смотрим ролики, в которых с призывами обращаются боевики, порой нам нечем крыть против их доводов и далилей. И то, что мы не можем удержать молодежь от вступления в ряды боевиков, говорит о том, что у нас нет ответов на вопросы, которые они поставили», — считает кавказовед.
В связи с этим, в частности, напомнил Руслан, и была созвана в Москве в мае международная богословская конференция с участием ученых из разных стран мира. «Это была попытка сдвинуть с мертвой точки фикх, — пояснил Курбанов, — ученые в ходе конференции приняли Богословскую декларацию по вопросам джихада, такфира и халифата, основанную на положениях Корана и Сунны. Это тот ключ, который мусульмане России могут теперь использовать для развития общественного фикха в условиях России».
Руслан Курбанов обратил внимание, что радикализация молодежи, которая происходит отчасти из-за отрыва старшего поколения мусульман от молодого, также является причиной застоя Ислама. Молодые люди не видят примера для подражания во взрослых, они не советуются с ними, не учитывают их опыт, считая старших людьми, «предавшимися вопросам дуньи». В результате молодежь радикализируется. Однако, по мнению политолога, есть регионы, где мусульмане не допустил этого разрыва. «Для меня примером региона, где связь поколений еще сохранилась, является Саратовская область и республика Осетия… А вот в КБР, Ингушетии, Дагестане между поколениями сильный отрыв, и посмотрите — именно в этих регионах идет братоубийственная война», — отметил Курбанов.
Руслан при этом подчеркнул, что попытки исламизировать наше общество вооруженным путем со стороны боевиков не принесут желаемого результата. Политолог напомнил собравшимся, как распространялся ислам на Кавказе, когда туда прибыли первые сподвижники пророка (мир ему), обратив внимание, что на это потребовалось немало времени, и успеха мусульмане достигли в горах лишь путем мирного призыва.
В заключение своей лекции Руслан Курбанов призвал верующих к терпению на пути Ислама, отметив, что сегодня нет другого способа донести слова Аллаха до людей.
Опубликовано: 31.07.2012, рубрики: Новости.