РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КОРАНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ» - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
Аср15.15
Магриб17.04
Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КОРАНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ»

Мы, участники Межрегиональной научно-практической конференции «Кораническая культура в России» (политолог, редактор концептуального журнала «Поистине» Руслан Айсин; д-р философии, ассистент-профессор Амстердамского университета (Амстердам) Альфрид Бустанов; кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Марат Салимов; кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения Института международных отношений Казанского федерального университета Резеда Сафиуллина-Ибрагимова; кандидат физико-математических наук, доцент, действительный член Академии проблем качества РФ, вице-президент Регионального отделения Олег Шимельфениг; кандидат филологический наук, бакалавр теологии, руководитель Центра Корана «Зейд бин Сабит» при ДУМСО Вадим Ильясов; аспирант кафедры теологии и религиоведения Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Алексей Муратов; магистр Конституционного права Ильяс Богатырёв; член Президиума Совета муфтиев России, имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас хазрат Бибарсов; магистр исламской юриспруденции, хафиз Корана, муфтий ДУМ Пензенской области Ислам хазрат Дашкин; муфтий ЦДУМ Ульяновской области Мухаммад хазрат Байбиков; муфтий ДУМ Республики Мордовия Ильдуз хазрат Исхаков), заявляем о нижеследующем:

«Коран, безусловно, является грандиознейшим явлением мировой культуры, не теряющим своей актуальности и величия уже свыше 14 столетий. Со времени ниспослания Корана и становления Ислама как устойчивой идеологической системы индивидуального и общественного характера, мировая история прошла через значительные вехи – гибель, трансформацию и рождение крупных цивилизаций, рассвет наук и революцию знаний. Если вдуматься, то практически никакие мировые свершения последних 14 веков не обходились без влияния Корана, как источника Ислама и вдохновителя позитивных преобразований самого разного масштаба – от индивидуального подвижничества до взрывной пассионарности масс, объединённых движением к свету далёких горизонтов будущего.

Конечно, глобальные трагедии двух разрушительных войн 20 века, произошедшие на фоне возобладавшей секулярной идеологии, оставили на теле человечества незаживающие раны, но и они несут для нас урок того, что без опоры на устойчивые моральные истины люди теряют нравственные ориентиры и забывают о своей духовной составляющей. Коран же, как единственная сохранившаяся в неизменном виде Книга, несущая человечеству Слово Бога, остаётся той вервью, которая удерживает связь между Богом и человеком, формулируя такие коды осмысления бытия, которые одинаково глубоки и для человека эпохи средневековья, и для наших современников, несмотря на цивилизационные пропасти, лежащие межу этими поколениями. «Воистину, Мы ниспослали Напоминание и воистину Мы его охраняем» — так обещано Аллахом в девятом аяте 15-й Суры, и мы являемся свидетелями тому, что Аллах сохраняет для человечества не только неизменность коранического текста, что само по себе поразительно, но сохраняет актуальность смыслов Корана и неисчерпаемый заряд энергии, которая, как от вечного двигателя, вдохновляет миллионы людей в течение сотен лет.

Культура нашей Родины, прошлое и настоящее России, не остались в стороне от влияния Корана как главного источника Ислама, ставшего идеологической основой формирования и развития коренных российских мусульманских народов. Известна история пусть не безоблачного, но планомерного территориального сближения цивилизационных идеологий, воплотившихся сегодня в многоконфессиональном и многоэтничном политическом, общественном и культурном симбиозе народов нашей страны. На слуху у всех образованных людей возвышенные оценки гениев российской цивилизации по отношению к Исламу и его стержню — Священному Корану. И, конечно, Россия, как страна со значительным коренным мусульманским населением по праву занимает своё место в политических союзах мусульманских стран. Замечательно, что в центре многих подобных глобальных процессов лежит Книга, небольшая по объёму, но определяющая образ мыслей и жизни полутора миллиарда людей, формулирующая правила поведения отдельного человека и принципы взаимоотношений между народами и государствами.

Имея божественную природу, Коран выходит за временные рамки, ограничивающие естественные ритмы жизни всего сущего. Коран остаётся бессменным маяком в потоке лет и веков, в смене поколений. Но Коран нельзя воспринимать обобщённо как некий дар абстрактному человечеству. Коран — это скорее личный завет каждой человеческой душе, появившейся на этот свет. На многих изданиях Корана, распространяемых между людьми, мы часто видим отпечатанные слова «бесплатен и непродаваем», и это выражение за всей простотой обнаруживает глубокий смысл – люди никогда не возместят цену Корана Тому, Кто его ниспослал, даже если все поколения соберутся вместе.  

Масштаб Корана, его значение в мировой и российской культуре безгранично. Оно превыше событий, ситуативных и конъюнктурных процессов, исторических личностей. Выражаясь иносказательно, Коран видел много великого и многих великих, но всё тленно, кроме того, что охраняется Всевышним. Чтобы сохранять сопричастность вечным божественным ценностям нынешнему поколению не только мусульман, но просто образованных и культурных людей необходимо скорректировать отношение к базовым истинам, среди которых Коран, безусловно, занимает важнейшее место. Не всё можно пропускать через сито научного скептицизма. Многовековые устои нравственности и морали не нуждаются в эмпирических доказательствах. В этом контексте абсурдными и опасными воспринимаются попытки мировых секулярных сил манипулировать духовными принципами верующих людей, в том числе через ограничение религиозных свобод, запрет классической религиозной литературы и прочие ограничения. Такие примеры встречаются и в нашей стране, где до сих пор на основании заключений некомпетентных лиц, имеющих к вопросам религиозного исповедания крайне далёкое отношение, запрещаются классические мусульманские тексты, опирающиеся в первую очередь именно на Коран.

Справедливым будет отметить тот факт, что Коран наряду с Библией, Торой и Ганджуром обозначены в российской правовой системе, будучи законодательно защищённым от некомпетентного антиэкстремистского анализа. Однако это позитивное правовое установление имеет слабое выражение в реальных российских условиях, где периодически мусульманская литература, опирающаяся на Коран, подвергается необоснованному преследованию и запрету. Так, в настоящее время в Самаре рассматривается дело о признании экстремистскими трудов классического средневекового автора Ибн Касира «Комментарий к Великому Корану» и нашего современника Абдрахмана ас-Саади «Толкование Священного Корана». Исламоведам и образованным мусульманам знакомы эти книги, основывающиеся на Первоисточнике и имеющие широкое распространение в мусульманском просветительском процессе. Участники Конференции обращают внимание общественности, а также ответственных органов власти на необоснованность и правовую несостоятельность преследования этих книг, а также на высокую потенциальную конфликтогенность неквалифицированного и небрежного отношения к религиозным устоям тех российских граждан, кто исповедует Ислам, как, впрочем, и всех верующих.

Кроме этого, в рамках работы Конференции докладчики отметили текущие достижения российской исламоведческой школы и коранистики, которые, однако, нуждаются в более широкой поддержке и академическом развитии. Такие направления коранической науки как таджвид и тафсир, а также изучение арабского языка, являющегося одним из самых распространённых в мире, требуют системного подхода на общероссийском уровне, координации образовательного процесса в разных регионах с непременным проведением форумов соответствующего уровня.

В заключение участники Конференции, подчёркивая неразрывность взаимосвязи российской и мировой культуры с Кораном как стержнем Ислама, согласились с тем, что для современного общества, которое в потоке информационного многообразия и на фоне растущей социальной изолированности теряет идентичность и ценностные ориентиры, коранические принципы остаются актуальным и эффективным средством сохранения той духовной составляющей, без которой немыслим человек и здоровое общество».

30 сентября 2020 года,

Культурно-просветительский центр им. Х.Д. Тенишевой, г. Пенза