Проект «Анти-Бурятский»
Один молодой парень, приехавший из Бурятии, заставил содрогнуться Кавказ и всю Россию.
Это потом выяснилось, что Назрановский ГОВД взрывал не он. Но тогда, признаться, его видео потрясло огромные массы верующей мусульманской молодежи, а также кавказских муфтиев, президентов и даже главу российского государства Дмитрия Медведева. Явилось это прямым следствием или нет, но сразу после размещения в сети ролика Бурятского, похлопывающего бочку с взрывчаткой для ингушских милиционеров, политические и духовные лидеры кавказских республик были собраны на встречу с президентом Медведевым, где он признался, что и сам отслеживает «содержимое экстремистских сайтов».
«Я иногда смотрю, что там пишут», — заявил он на недавнем совещании в Сочи и добавил, что от прочитанного там у него «волосы дыбом встают». Признаться, от того, что пишут и от того, что в действительности происходит на Кавказе, волосы встают дыбом уже не первый год. Про чудовищный уровень коррупции, покушения на работников милиции, штурмы домов, пытки и похищения невинных людей мы не только знаем, но и живем в такой обстановке.
Но вот новая волна атак с применением смертников в Ингушетии и Чечне стала для всей страны совершенно неожиданной. Максим Шевченко, комментируя данное явление, заявил: «…в Чеченской Республике выросло целое поколение. Вот, 25-летние ребята, которые сегодня уходят к Доку Умарову, в 1994 году, то есть 15 лет назад, им было 10 лет. То есть эти ребята ничего не видели, кроме насилия, бомбардировок, людей с оружием, людей, которые высказывают те или иные радикальные взгляды, унижения человеческого достоинства, унижения национального достоинства, унижения религиозного достоинства. Они мечутся между радикалами одними и радикалами другими. Все полюса ненависти присутствовали в их детстве, в их юности и молодости».
Все эти годы власти делали вид, что проблемы не существует. Но совсем недавно данная стена молчания была пробита неожиданными заявлениями президента России Медеведева о необходимости срочно спасать ситуацию на Кавказе. Было озвучено много инициатив: от отказа применения термина «исламский экстремизм» до создания исламского телевидения. Но, признаться, власть несколько запоздала с этими инициативами. Их надо было выдвигать не сейчас, а лет 15 назад, когда ситуацию еще можно было спасти, чтобы не допустить массовой радикализации молодежи и кровопролития на Кавказе.
Конечно, сегодняшние инициативы власти мусульманское сообщество только приветствует. Но какой ценой за это заплачено? Сотнями искалеченных жизней, сотнями убитых и уничтоженных молодых кавказцев, как искренне уверовавших, так и носящих форму. Не слишком ли дорогая цена за долгую раскачку бюрократической системы и за ее неумение предвидеть и предвосхищать трагедии?
Самое страшное, что многие чиновники и сегодня не понимают, что даже последние инициативы власти не являются проявлением ее мудрости и силы, поскольку они сделаны под нажимом обстоятельств, запоздало, вослед упущенному развитию ситуации. Эти шаги выглядят вымученными, вырванными у власти против ее воли неумолимой логикой развития ситуации и эскалации насилия.
За отсутствием стратегии власть бросает на кавказский пожар своих самых преданных бойцов в надежде, что их пассионарность перешибет пассионарность «лесных братьев». Именно поэтому целый президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров для федеральных властей стал своеобразным «анти-Бурятским».
Руслан Курбанов, сопредседатель ООД «РКНК», международный аналитик Фонда эффективной политики.
Опубликовано: 07.10.2009, рубрики: Новости.