ОБРАЩЕНИЕ МУФТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯМ МУСУЛЬМАНСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДУМ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БРАТЬЯМ И СЁСТРАМ МУСУЛЬМАНАМ И МУСУЛЬМАНКАМ
ПРИХОЖАНАМ МЕЧЕТЕЙ
20 октября 2021 года
Саратовская соборная мечеть
Руководствуясь Шариатским заключением № 1/20 Совета улемов ДУМ РФ и СМР; решениями руководства ДУМСО о временной приостановке коллективных намазов в 2020 году; учитывая местные условия, которые выражаются в высоких показателях заболеваемости и смертности среди жителей Саратовской области – руководство Духовного управления мусульман Саратовской области обращается со следующей информацией и призывом.
СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ, ПОВЕДЕНИЕ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИЙ
- Ислам и здоровье человека являются одними из важнейших элементов сохранения уммы. Наряду с нашим вероубеждением, защита жизни и здоровья является важнейшей целью Шариата, а значит задачей каждого мусульманина.
- Главным методом мусульманских сообществ при столкновениях с эпидемиями являлся карантин, то есть комплекс ограничительных и режимных мероприятий, сутью которых является предотвращение контактов инфицированных людей со здоровыми и пресечение возможности для распространения заболевания. Этот базовый подход максимальной локализации болезни получил обоснование в шариате ещё на самой заре Ислама:
- Аллах в Коране сказал: «Не обрекайте себя на погибель своими руками» (2/195); «Не убивайте самих себя (друг друга)» (4/29)
- Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы услышите о том, что на какой-то земле разразилась чума, то не отправляйтесь в эту землю, а если чума дойдет до тех земель, где вы находитесь, то не уходите оттуда, убегая от неё» (Сахих аль-Бухари); «Не помещайте больное животное вместе со здоровым животным» (Сахих аль-Бухари); «Не причиняй вреда себе и не причиняй его другим» (Ибн Маджа).
- В известной истории похода мусульман в Шам глава мусульман Умар, да будет доволен им Аллах, посоветовавшись со своим окружением, принял решение избежать возможного соприкосновения с территориями, где в то время распространялась болезнь. Некоторые выразили сомнение: «Ты хочешь убежать от того, что уже определил Всевышний?» На что Умар ответил: «Да. Мы убегаем от одного, определенного Аллахом, к другому, определенному Им же» (свод хадисов имама аль-Бухари).
- Судебная шариатская практика также касается вопросов заболеваний и их последствий. К примеру:
- Если инфицированный человек скрыл смертельную болезнь, чтобы навредить не обществу, а конкретному человеку, после чего жертва погибла, то рассматривается вариант воздаяния до пожизненного заключения или смертной казни в зависимости от местного законодательства.
- Если инфицированный не знал, но мог предполагать возможность своей болезни, заразил другого и в последствии чего жертва скончалась по причине этой болезни, то заразивший может быть обвинён в непредумышленном убийстве, выплатить «дань за душу», поститься два непрерывных месяца или получить иное наказание в соответствии с местным законодательством (См. Исламская академия фикха. Стр. 204-206).
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ НАМАЗОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
- Текущие цифры заболевающих и погибающих по причине COVID-19 являются рекордными и пиковыми с начала распространения болезни. Несмотря на процесс вакцинации и большое число болевших ранее, многие люди инфицируются повторно. Не имея достаточных данных о долгосрочных последствиях этой болезни на организм человека и на здоровье будущих поколений, необходимо в максимальной степени оберегать себя и окружающих от заболевания и от тяжёлых форм COVID-19.
- Вопрос об обязательности посещения пятничных и других коллективных намазов в текущий период распространения коронавируса рассматривается в опоре на шариатские принципы:
- В одном из хадисов передается: «Ибн ‘Аббас в дождливый день сказал муэдзину, намеревающемуся прочесть азан на пятничный намаз: “Когда скажешь “ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах”, то не говори “хайя ‘аляс-саляя” (спешите на коллективный намаз), а вместо этого скажи “саллю фи буютикум” (совершайте намаз в своих домах). Люди, услышавшие это повеление, выразили явное недоумение, недовольство, на что Ибн ‘Аббас ответил: “Так поступал тот, кто лучше меня [так поступал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)]. Пятничный намаз проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднение идти в мечеть по грязи [появившейся от проливного дождя]». Великий мухаддис имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадис, говорил о том, что дождь является одной из причин, посредством которых ‘азима (непоколебимо обязательное) превращается в рухсу (желательное по мере возможности).
- Следовательно, если категоричность требования посещать пятничные намазы снимается вследствие ухудшения климатических условий, затрудняющих приход в мечеть, то это правило применимо и в случае распространения редких и неизученных болезней. Также стоит помнить и о таком важном наставлении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не причиняй вреда себе и не причиняй его другим». Он также настоятельно советовал тому, кто съел чеснок или лук, не приходить в мечеть, а оставаться дома. Если это повеление касалось того, что в основе своей является лекарством, то что говорить о болезнях, которые могут передаваться воздушно-капельным путем.
- Существуют канонические правила, имеющие непоколебимую обоснованность в мусульманском богословии и применяющиеся в повседневной практике:
- «Затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»;
- «Сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;
- «Вынужденность определяется сложностью обстоятельств» *.
*см.Фетву №1/20 Совета улемов ДУМ РФ и СМР ( https://muslims.ru/fatwa/sovershenie-kollektivnyh-i-pyatnichnyh-molitv-v-mechetyah-v-usloviyah-rasprostraneniya-koronavirusnoj-infekczii-covid‑19/)
МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНАМИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД
- НЕ ПОСЕЩАТЬ КОЛЛЕКТИВНЫЕ НАМАЗЫ БОЛЬНЫМ ИЛИ ИМЕЮЩИМ ЛЮБЫЕ ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ;
- Мусульманам и мусульманкам старше 65 лет – воздержаться от посещения коллективных намазов;
- Родителям – не приводить на коллективные намазы детей младше 12 лет;
- Всем – постараться сократить периодичность посещения коллективных намазов или даже воздерживаться от них (в случае пропуска пятничного намаза читать 4 ракаата зухр намаза);
- Самым строгим образом соблюдать масочный режим и режим дистанцирования;
- Пользоваться антибактериальными средствами и воздерживаться от рукопожатий;
- Делать насихат и напоминания друг другу о важности обозначенных предписаний;
- Дисциплинированно соблюдать указания имамов;
- Терпеливо относиться к обозначенным мерам.
Аллах да позволит нам достойно вынести это испытание и да убережёт Аллах нас, наши семьи, мусульман и всех людей от заболевания! Амин!
Председатель Духовного управления мусульман Саратовской области
Муфтий Саратовской области Мукаддас хазрат Бибарсов
Опубликовано: 21.10.2021, рубрики: Новости, От первого лица.