«Мы сами сужаем дорогу, по которой призваны идти одной общиной» - ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

» Фаджр5.03
Шурук6.39
Зухр12.57
Аср17.03
Магриб19.06
Иша20.46
(г. Саратов)
на месяц

Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архивы

«Мы сами сужаем дорогу, по которой призваны идти одной общиной»

Мы – мусульмане. Мы свидетельствуем, что нет божества, кроме Аллаха, и то, что истинный путь — путь Пророка Мухаммада (мир ему). Мы единая Умма уверовавших и предавшихся Аллаху, община Мухаммада (мир ему), рассчитывающая на его заступничество в День суда. Мы люди Сунны и общины (ахлю Сунна валь джамаа).

Нас более миллиарда по всему свету и 20 миллионов в России. Мы части единого тела. Но мы разделены и продолжаем разделяться. Эти проблемы существуют, и закрывать на них глаза – недопустимо. Об этом нужно говорить, необходимо искать пути решения, стремиться найти маленький источник света, который приведет нас к выходу. В поисках истины мы решили обратиться к сопредседателю Совета муфтиев России Мукаддасу-хазрату Бибарсову, который вот уже много лет служит на российском религиозном поприще и знает особенности уммы не понаслышке.

— Уважаемый Мукаддас-хазрат, как Вы считаете, в чем причина разобщенности мусульманского сообщества?

Я и сам не раз задавал себе этот вопрос. На мой взгляд, мы едины в восприятии основ ислама, имана и ихсана, а наши разногласия носят несущественный характер и лежат в широкой плоскости дозволенного. Однако сегодня эти разногласия становятся причиной взаимного отторжения, противостояния и конфликта между мусульманами, любящими Аллаха и Его пророка (мир ему), тогда как любовь и уважение друг к другу ради любви к нашей религии должна превалировать над причинами, побуждающими нас осуждать наших братьев на публичных площадках, видеоканалах, конференциях и минбарах. Мы сами сужаем дорогу, по которой призваны идти одной общиной, предпочитая быть немногочисленными и слабыми, лишь бы не иметь по соседству альтернативного мнения, пусть даже по самому несущественному вопросу.

При этом мы без жалости, без попыток проявить терпение, без усилий наладить взаимопонимание, готовы пожертвовать нашими близкими братьями, которых мы выводим из «правильного» круга. Коран, Сунна, мазхабы, тарикаты, учёные и их книги – всё это находится в лоне Ислама, религии покорности Творцу, ниспосланной для человечества Аллахом до Судного Дня. Ориентация в вопросах взаимной идентификации мусульман на покорность Аллаху и любовь к Пророку (мир ему) ведёт к доверию и взаимной поддержке. Идентификация по принадлежности к мазхабам, тарикатам, учёным и их трудам ведёт к недопониманию и разделению на своих и чужих по ещё более поверхностным признакам — национальным, языковым, культурным и т.д..

— Сегодня некоторые мусульманские деятели предлагают на повестку дня суфизм, как, возможно, единственную платформу для формирования просвещённого сообщества российских мусульман, отвечающего вызовам современности. Как Вы считаете, так ли это?

Суфизм как система образования, воспитания, очищения сердец, и путь самосовершенствования, опирающийся на Коран и Сунну, корнями уходит к самим основам Ислама. Если мазхабы мы называем правовыми школами, то тарикаты являются школами воспитания. Передача знаний и благочестивого примера для подражания начались от самого Пророка (мир ему) и величайших сподвижников, затем веками передавались от учителя к ученику, распространилась на весь мир в самом разнообразном состоянии во второстепенных вещах, но будучи, в целом, одинаковой в основе.

— Это если говорить о мире, а что касается реалий нашей страны? Каково место суфизма в жизни российских мусульман?

Если говорить о России, то у мусульман Сибири, Центральной России, Кавказа, следующих тарикатам, есть свои особенности, и даже относясь к одному крупному направлению, они не смешиваются и не пересекаются. Проблемой является отсутствие на данный момент крупных российских учёных с академическими знаниями, которые не только восприняли традицию исламского воспитания от своего учителя по цепочке, но и имеют серьезные труды, на которых бы воспитывались их последователи. Недостаток литературы, трудов узбекских, татарских, дагестанских, чеченских, казахских суфийских учёных и просветителей прошлого на полках магазинов, мечетей и медресе также имеет место.

Все перечисленные нами проблемы, на мой взгляд, являются препятствием к тому, чтобы утверждать суфизм в качестве единственной платформы для развития мусульман России. Опасность такого утверждения может выражаться в том, что из широкого пространства российской уммы будут выдавливаться мусульмане, не ассоциирующие себя с тарикатами и которые в свою очередь будут отказывать в принадлежности к Ахли Сунна тем, кто воспитывает себя и своих детей на основе суфийских концепций. Это замкнутый круг постоянной фитны, вражды и ненависти, которые мы уже могли не раз наблюдать за сотни лет распространения Ислама.

Страшно представить, чем бы закончился конфликт современных российских мусульман, из которых одни бы решили читать намаз Аср вовремя наперекор приказу пророка Мухаммада (мир ему), а другие неукоснительно выполнили бы приказ пророка (мир ему), пусть и пропустив при этом время молитвы. В истории это было и как это закончилось у сподвижников мы знаем, но учиться ничему все равно не хотим.

Но ещё более недопустимо и опасно пытаться выводить людей из правового поля государства на основании отношения к мазхабам и тарикатам, то есть по вопросам внутри исламского диалога, являющегося уделом учёных. Государство, равноудалённое от всех конфессий, не вмешивающееся в деятельность религиозных организаций и в вопросы исповедания гражданами различных религиозных убеждений, если они не выходят за рамки правового поля, не должно делить мусульман на «правильных» и «неправильных».

— Какой Вы видите выход из данной ситуации?

Нам необходимо научиться этике диалога, уважению к чужому мнению, принципам критики и наставления, которые бы вели к консенсусу и единению, а не наоборот. Сегодня же мы наблюдаем, что градус взаимных обвинений и нападок настолько высок, что становится неловко за нашу немощь в решении самых простых вопросов. Проблемы и взаимные претензии должны разрешаться узким кругом знающих людей, без публики и телекамер, если же мы используем интернет, минбар и хутбу для громкой критики, то вряд ли способствуем пользе для Ислама и мусульман. Наоборот, таким образом в конфликт и вражду вовлекается широкий круг верующих, которым сегодня нужны знания основ Ислама, а также воспитание и твердое укоренение сердец на принципах религии.

Российскому мусульманскому сообществу предстоит ещё долгий путь до того, чтобы появилось поколение, воспринимающее Ислам не в качестве культурной надстройки, но в качестве мировоззрения, определяющего ежедневные быт и духовную жизнь человека. Когда мы увидим, что, помимо полных мечетей, мусульмане рождают учёных в различных сферах науки, являются лучшими соседями, надёжными партнёрами и согражданами, от чьей руки не ждешь удара и от языка дурного слова, чье благочестие, улыбка и облик привлекают внимание, когда дома, улицы и поселения мусульман будут чистыми и ухоженными, тогда можно будет надеяться, что принципы Ислама, которые заповедал нам Пророк (мир ему) действительно укоренились в наших сердцах. Пока же все распри о том, кто относится к какому манхаджу, только отдаляют нас и нашу молодёжь от принадлежности к общине Пророка (мир ему).

Беседовал Рустам Исаев