М.Бибарсов: «Уход» Евтеева станет настоящим подарком нашим «лесным» оппонентам» - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.48
Шурук8.28
Зухр12.50
» Аср15.14
Магриб17.02
Иша18.42
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

М.Бибарсов: «Уход» Евтеева станет настоящим подарком нашим «лесным» оппонентам»

Bibarsov

Глава Духовного управления мусульман Саратовской области, сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас-хазрат Бибарсов высказал в комментарии «Ансар.Ru» свою позицию относительно столь резонансного интервью председателя Духовного управления мусульман Северной Осетии Али-хаджи Евтеева.

— В этой публикации меня смутил один момент. С одной стороны, информация подана в виде интервью. Однако, с другой, было видно, что оно проходило в формате живого разговора, беседы, который предусматривает опубликование текста нецеликом. По сути, при таком подходе и при желании разговорную речь любого человека можно представить в каком угодном свете и даже подвести под проявление экстремизма, особенно если вырывать слова из контекста.

Али-хаджи Евтеев, на мой взгляд, констатировал факты, объяснял те понятия, которые есть в нашей религии. Кстати, джихад (защита своего Отечества, семьи, дома), о котором идет речь в материале, есть во всех религиях, он заложен в основе любого государства, в том числе и нашего. В частности муфтий Габдурахман Расулев в 1942 году объявил джихад фашистской Германии.

Однако Евтеев совершил ошибку, позволив себе не совсем корректные высказывания в адрес других конфессий, что считаю недопустимым для руководителя такого уровня. Здесь проявился недостаток его опыта. Насколько мне известно, он принес извинения по этому поводу, и представители православия приняли их. Я думаю, на этом конфликт исчерпан.

Православные братья оказались в данном случае мудрее, чем некоторые из наших мусульманских деятелей.

В остальном это был честный, откровенный разговор, анализ своих ошибок с тем, чтобы другие не повторяли их. Он искренне поделился своими взглядами, рассказав, как они трансформировались, менялись в течение жизни — от достаточно радикальных до умеренных, что характерно для очень многих современных политиков. Так, например, один из бывших министров иностранных дел Германии Йошка Фишер был в числе лидеров лево-радикального движения Западной Германии, а впоследствии, тем не менее, долгие годы работал министром. Аналогичных примеров можно привести немало и из современной истории России.

Да, для нас столь откровенные высказывания непривычны. Может, потому мы уступаем в идеологической борьбе с экстремистским силами. Но мы должны понять, что живем не в 70-е годы ХХ века, а на рубеже второго десятилетия XXI-ого. Не в этом ли кроется причина непонимания между многими официальными мусульманскими лидерами и самой мусульманской общиной? Ведь мы до сих пор мыслим и живем категориями 50-летней давности.

И потом муфтий Северной Осетии не совершал никаких противоправных действий, не призывал к ним, не воевал против федеральных сил. Он лишь рассказал об изменении своих взглядов. Здесь хочется напомнить слова: «Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень», которые сказал пророк Иса (мир ему!).

Я считаю поспешным призыв к отставке муфтия Евтеева, уверен, что в этой ситуации, наоборот, его нужно просить, умолять не уходить. Иначе его «уход» станет настоящим подарком нашим «лесным» оппонентам, о котором они даже и не мечтали. И под вопрос может быть поставлена политика государства по выходу из затяжного кризисного состояния на Кавказе.