Курбан-Байрам – главный праздник ислама - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

» Фаджр6.50
Шурук8.32
Зухр12.50
Аср15.13
Магриб17.00
Иша18.40
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Курбан-Байрам – главный праздник ислама

Общие правила, касающиеся жертвоприношения

Жертвоприношение — обряд Ислама

Жертвоприношение в день праздника Ид-аль-Адха (Курбан-байрам) является обрядом Ислама, которому есть множество доказательств. Всевышний Аллах говорит в Коране: «..молись Господу твоему и приноси жертву». Абу Хурайра передал, что Пророк (меиб) принес в жертву двух баранов, которые были большими, жирными и рогатыми. Когда Пророк закладывал одного из них, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах прими это от Мухаммада и семьи Мухаммада». А когда закладывал второго, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах прими это от Мухаммада, его Уммы, тех которые засвидетельствовали Твое единство, и засвидетельствовали мое исполнении миссии».

Пророк Мухаммад (меиб) призывал мусульман к жертвоприношению. Аиша передала слова Пророка: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения, это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Статус жертвоприношения

Большинство ученных считают жертвоприношение достоверной сунной (сунна-муаккада), желательным для выполнения мусульманами, основываясь на словах Пророка, которые передал ибн Аббас: «Три вещи являются для меня обязательными, а для вас желательными: витр, жертвоприношение и два ракаата перед рассветом». Также Пророк (меиб) связал жертвоприношение с желанием человека. Умму Салама передала, что Пророк (меиб) сказал: «Пусть тот, кто желает принести жертву не стрижет ногти и волосы в первые десять дней зуль-Хиджа, пока не принесет ее». Отсюда видно, что жертвоприношение желательное действие, а не обязательное, т.к. обязательное действие не связано с желание человека.

Этика жертвоприношения

Большинство ученных считают, что человеку, который намеривается принести в жертву животное не желательно стричь волосы и ногти в первые десять дней зуль-Хиджа пока не совершит жертвоприношения. Основанием этому является хадис Пророка (меиб) переданный Умм Салямя приведенный выше. Также на хадисе переданном Аишей: «Я свила веревки для Пророка, а он надел их на шеи (жертвенных) овец, после чего жил у себя дома (подобно любому из тех, кто не находился в состоянии ихрама)». Это говорит о нежелательности стричь волосы и ногти, но не о запрете, так как это из того, что разрешил Аллах.

Одно жертвенное животное достаточно для всей семьи

Человек может принести в жертву одного барашка за себя и за свою семью, т.к. Пророк (меиб) принес в жертву одного барашка за себя и свою семью. Также можно принести в жертву животное большее, чем баран, таких как верблюд, корова или бык.

Большинство ученых считают, что семеро могут принести в жертву корову или верблюда, будь они из одной семьи или из разных. Джабир рассказывал: «Когда мы были с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в Худайбии мы принесли в жертву верблюда за семерых и корову за семерых».

Условия жертвенного животного

В жертву можно принести барана, который достиг седьмого месяцев (по Шафии — полного года), быка или корову достигших полных двух лет, верблюда достигшего полных пяти лет. Желательно чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нем не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога, или отрезано больше половины уха. Аль-Барра передал, что Пророк (меиб) сказал: «Четыре животных не пригодны к жертвоприношению — животное с явно выраженной слепотой, больное, с ярко выраженной хромотой и худое».

Время жертвоприношения

Время жертвоприношения наступает после праздничной молитвы. Ал-Барра передал слова Пророка (меиб): «Кто совершит праздничную молитву с нами и принесет жертву, тот совершил жертвоприношение. А кто принес жертву перед молитвой, то пусть заменит ее другой». А также: «Первый обряд в этот день молитва, а затем жертвоприношение. Если кто-то зарезал до праздничной молитвы, то это мясо для его семьи, но не жертвоприношение». Поэтому, кто зарежет животное до праздничной молитвы, то ему не засчитывается жертвоприношение, и он должен принести в жертву другое животное.

Присутствие при жертвоприношении

Тому, за кого приносится жертва, желательно присутствовать при жертвоприношении. Ибн Аббас передал, что Пророк (меиб) сказал: «Присутствуйте при жертвоприношении, поистине вам простятся грехи при первой капле ее крови». Также Пророк (меиб) сказал своей дочери Фатиме: «Присутствуй при жертвоприношении за тебя, поистине тебе простятся грехи при первой капле ее крови». Желательно также, чтобы приносящий жертву сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик». Также желательно добавить: «О Аллах это от Тебя и для Тебя. О Аллах прими это от меня (или от такого-то)». Как передано, что Пророк (меиб) когда ему привели барана для закланья, он повалил его и сказал: «О Аллах прими от Мухаммада, семьи Мухаммада и Уммы Мухаммада», а затем принес его в жертву. Джабир передал, что Пророк сказал: «О Аллах это от Тебя и для Тебя от Мухаммада и его Уммы», а затем принес в жертву животное.

Как распорядиться мясом жертвенного животного

Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом. Как сказал об этом Всевышний: «…то ешьте их мясо и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты».

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении Пророка (меиб): «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки — треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Али рассказывал: «Пророк, мир ему и благословление Аллаха, велел мне проследить за жертвоприношением, разделить ее мясо и шкуру, и не давать мяснику ничего из жертвенного животного. Он сказал: «Мы расплатимся с ним»».

Тот, кто принес жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другим ее частями.

Доктор Абд-ул-Фатах Идрис

Исламская Цивилизация

В Саратове продажа жертвенных животных будет осуществляться централизовано. Желающие приобрести баранов смогут сделать это в канун и дни праздника Курбан-Байрам около Соборной мечети на ул. Татарской и в старой мечети на Валовой.

Комиссия Курбан — 2009