» Курбан-Байрам – главный праздник ислама 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

 

Расписание намазов

Фаджр2.45
Шурук4.37
Зухр12.59
Аср18.38
Магриб21.20
Иша23.00
(г. Саратов)
на месяц

Июнь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архивы

Курбан-Байрам – главный праздник ислама

Общие правила, касающиеся жертвоприношения

Жертвоприношение — обряд Ислама

Жертвоприношение в день праздника Ид-аль-Адха (Курбан-байрам) является обрядом Ислама, которому есть множество доказательств. Всевышний Аллах говорит в Коране: «..молись Господу твоему и приноси жертву». Абу Хурайра передал, что Пророк (меиб) принес в жертву двух баранов, которые были большими, жирными и рогатыми. Когда Пророк закладывал одного из них, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах прими это от Мухаммада и семьи Мухаммада». А когда закладывал второго, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах прими это от Мухаммада, его Уммы, тех которые засвидетельствовали Твое единство, и засвидетельствовали мое исполнении миссии».

Пророк Мухаммад (меиб) призывал мусульман к жертвоприношению. Аиша передала слова Пророка: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения, это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Статус жертвоприношения

Большинство ученных считают жертвоприношение достоверной сунной (сунна-муаккада), желательным для выполнения мусульманами, основываясь на словах Пророка, которые передал ибн Аббас: «Три вещи являются для меня обязательными, а для вас желательными: витр, жертвоприношение и два ракаата перед рассветом». Также Пророк (меиб) связал жертвоприношение с желанием человека. Умму Салама передала, что Пророк (меиб) сказал: «Пусть тот, кто желает принести жертву не стрижет ногти и волосы в первые десять дней зуль-Хиджа, пока не принесет ее». Отсюда видно, что жертвоприношение желательное действие, а не обязательное, т.к. обязательное действие не связано с желание человека.

Этика жертвоприношения

Большинство ученных считают, что человеку, который намеривается принести в жертву животное не желательно стричь волосы и ногти в первые десять дней зуль-Хиджа пока не совершит жертвоприношения. Основанием этому является хадис Пророка (меиб) переданный Умм Салямя приведенный выше. Также на хадисе переданном Аишей: «Я свила веревки для Пророка, а он надел их на шеи (жертвенных) овец, после чего жил у себя дома (подобно любому из тех, кто не находился в состоянии ихрама)». Это говорит о нежелательности стричь волосы и ногти, но не о запрете, так как это из того, что разрешил Аллах.

Одно жертвенное животное достаточно для всей семьи

Человек может принести в жертву одного барашка за себя и за свою семью, т.к. Пророк (меиб) принес в жертву одного барашка за себя и свою семью. Также можно принести в жертву животное большее, чем баран, таких как верблюд, корова или бык.

Большинство ученых считают, что семеро могут принести в жертву корову или верблюда, будь они из одной семьи или из разных. Джабир рассказывал: «Когда мы были с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в Худайбии мы принесли в жертву верблюда за семерых и корову за семерых».

Условия жертвенного животного

В жертву можно принести барана, который достиг седьмого месяцев (по Шафии — полного года), быка или корову достигших полных двух лет, верблюда достигшего полных пяти лет. Желательно чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нем не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога, или отрезано больше половины уха. Аль-Барра передал, что Пророк (меиб) сказал: «Четыре животных не пригодны к жертвоприношению — животное с явно выраженной слепотой, больное, с ярко выраженной хромотой и худое».

Время жертвоприношения

Время жертвоприношения наступает после праздничной молитвы. Ал-Барра передал слова Пророка (меиб): «Кто совершит праздничную молитву с нами и принесет жертву, тот совершил жертвоприношение. А кто принес жертву перед молитвой, то пусть заменит ее другой». А также: «Первый обряд в этот день молитва, а затем жертвоприношение. Если кто-то зарезал до праздничной молитвы, то это мясо для его семьи, но не жертвоприношение». Поэтому, кто зарежет животное до праздничной молитвы, то ему не засчитывается жертвоприношение, и он должен принести в жертву другое животное.

Присутствие при жертвоприношении

Тому, за кого приносится жертва, желательно присутствовать при жертвоприношении. Ибн Аббас передал, что Пророк (меиб) сказал: «Присутствуйте при жертвоприношении, поистине вам простятся грехи при первой капле ее крови». Также Пророк (меиб) сказал своей дочери Фатиме: «Присутствуй при жертвоприношении за тебя, поистине тебе простятся грехи при первой капле ее крови». Желательно также, чтобы приносящий жертву сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик». Также желательно добавить: «О Аллах это от Тебя и для Тебя. О Аллах прими это от меня (или от такого-то)». Как передано, что Пророк (меиб) когда ему привели барана для закланья, он повалил его и сказал: «О Аллах прими от Мухаммада, семьи Мухаммада и Уммы Мухаммада», а затем принес его в жертву. Джабир передал, что Пророк сказал: «О Аллах это от Тебя и для Тебя от Мухаммада и его Уммы», а затем принес в жертву животное.

Как распорядиться мясом жертвенного животного

Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом. Как сказал об этом Всевышний: «…то ешьте их мясо и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты».

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении Пророка (меиб): «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки — треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Али рассказывал: «Пророк, мир ему и благословление Аллаха, велел мне проследить за жертвоприношением, разделить ее мясо и шкуру, и не давать мяснику ничего из жертвенного животного. Он сказал: «Мы расплатимся с ним»».

Тот, кто принес жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другим ее частями.

Доктор Абд-ул-Фатах Идрис

Исламская Цивилизация

В Саратове продажа жертвенных животных будет осуществляться централизовано. Желающие приобрести баранов смогут сделать это в канун и дни праздника Курбан-Байрам около Соборной мечети на ул. Татарской и в старой мечети на Валовой.

Комиссия Курбан — 2009