И ДУМ высокое стремленье… - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.49
Шурук8.30
Зухр12.50
Аср15.14
Магриб17.01
Иша18.41
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

И ДУМ высокое стремленье…

Руслан КУРБАНОВ

Все российские СМИ взорвались на этой неделе сенсационной новостью – в расколотой среде официального российского «духовенства» начался тектонический сдвиг к объединению. Чинно-размеренное сообщество официальных муфтиев и имамов сегодня роится, как пчелиный улей. А причиной всему этому стал глава Центрального духовного управления мусульман России, непредсказуемый и оригинальный Талгат Таджутдин.

Неделей ранее он не просто публично и неоднократно выступал с инициативой объединения мусульман России под началом единого муфтия, но и предложил на этот пост своего давнего оппонента Равиля Гайнутдина. Он даже написал на имя Дмитрия Медведева официальное письмо, в котором попросил поддержать его инициативу по объединению российских ДУМов и кандидатуру Равиля Гайнутдина на пост Верховного муфтия.

Как известно, в России сейчас весь массив региональных духовных управлений расколот между тремя основными центрами:

1. Советом муфтиев России (СМР), который возглавляет Равиль Гайнутдин;

2. Центральным духовным управлением мусульман России (ЦДУМ) во главе с Талгатом Таджутдином;

3. Координационным центром мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) во главе с карачаево-черкесским муфтием Исмаилом Бердиевым.

При всем том скепсисе, который могут вызвать любые инициативы Талгата Таджутдина у любого думающего мусульманина, следует признаться, что так далеко он никогда еще не заходил. Да, с его стороны были неоднократные призывы к единству, которые ничем в итоге не оканчивались. Но еще ни разу Таджутдин не предлагал возглавить единую структуру своему оппоненту Равилю Гайнутдину, не писал об этом президенту и не объявлял в эфире «Первого канала» на всю страну.

Если подобная инициатива по объединению расколотых официальных структур получит продолжение, она может стать для мусульман России событием исторической важности. 23 миллионная российская умма — уже давно не инертное сообщество забывших о своей религии людей. Если рассматривать их как общест-
венную, гражданскую и даже политическую силу, то их численность в десятки раз превышает численность самой массовой политической партии — «Единой России».

Мусульмане России посредством этого объединения могут стать во много раз более сплоченным сообществом, которое теперь сможет сообща решать возникающие проблемы и давать отпор недругам исламской религии в таких вопросах, как попытки блокирования строительства новых мечетей, попытки огульного запрета исламских книг, задержания и заказные суды над имамами и так далее.

Если же в едином духовном управлении его глава получит первого заместителя кавказца, как на это настаивает СМР, то кавказские муфтии через объединение получают шанс преодолеть свой региональный статус и сделать свой голос более слышимым в Москве и во всей Центральной России, где количество кавказцев в последние годы стремительно растет.

Однако вся эта схема объединения выдержана в духе и стиле «совковых» административных структур, когда судьбы миллионов верующих решаются в высоких кабинетах и согласуются с Кремлем, а никак не с самим народом. Данный факт становится очевидным при сравнении схемы объединения, предложенной Таджутдином, со схемой тюменского муфтия Галимжана Бикмуллина, который заявил, что верховный муфтий должен «избираться свободным волеизъ-
явлением на всеобщем съезде мусульман».

Российским ДУМам в своем стремлении к истинному единству еще придется очень долго работать над единением не столько друг с другом, сколько с огромной уммой, над тем, чтобы стать более открытыми и демократичными. Поскольку в основе ислама лежит не командно-административная традиция, а традиция Шуры — совещательности всей исламской уммы.

http://gazeta-nv.ru