Духовный смысл закята - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр7.00
Шурук8.43
» Зухр12.53
Аср15.08
Магриб16.55
Иша18.35
(г. Саратов)
на месяц

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы

Духовный смысл закята

«Возрождение религиозных наук» Аль-Газали

Рассматривая закят как один из столпов ислама, правоведы и теологи, отмечая его прямую связь с правами бедных и немощных на часть имущества богатых, указывают на то, что закят является практическим выражением милосердия, помощи и сочувствия, заповеданного верующим Пророком. Закят рассматривается также как вид поклонения, выражающийся в виде уплаты части своего имущества, которым мусульманин ищет благосклонности Аллаха, в пользу бедных.

«Закят – пишет Х.Х Шахата, профессор университета Аль-Азхар – выражение покорности и поклонения Всевышнему Аллаху, основа социальной солидарности, база экономического развития и один из источников финансирования жизненно необходимых сфер существования исламской уммы».

Таким образом, ученые отмечают несколько аспектов, связанных с выплатой закята – религиозный, экономический, социальный.

Тема закята является в последние годы одной из наиболее актуальных и обсуждаемых среди мусульман не только России, но также других неисламских стран, где проживают мусульмане. Свидетельство тому – значительное количество пособий по расчету закята, проводимые семинары.

Такой живой и неподдельный интерес обусловлен, как представляется, несколькими причинами.

Первая – поиск средств, необходимых для выживания исламских организаций, общин, мечетей, финансирования различных учебных, социальных программ. Причем, акцент в последнее время делается на использование «внутренних ресурсов», нахождение дополнительных источников финансирования, независимых от зарубежных средств. Так, А.Р Мухаметов в статье «Халявный ислам для инвалидных мусульман» отмечает: «Ислам в России только тогда встанет на ноги, только тогда окрепнет, когда перейдет на самофинансирование».

Вторая причина – разъяснение верующим необходимости исполнения этого важнейшего религиозного предписания, предоставление возможности правильного его выполнения.

И третья, как представляется, не менее важная причина – активный поиск верующими возможности живя секулярном государстве, строить свою жизнь в соответствии с предписаниями ислама. Здесь наиболее важной является именно религиозная, духовная сторона закята. Современные мусульмане все чаще пытаются найти доступные способы и средства реализации себя не просто как «члена социума», но как искренне верующего человека. Одним из таких доступных способов реализации является закят.

Именно о духовной стороне этого важнейшего столпа ислама сегодня необходимо говорить в первую очередь. Для этого следует обратиться к наследию великого прошлого исламской цивилизации – работам выдающегося ученого – правоведа, теолога XІ – XII в.в. Абу Хамида Мухаммада Аль-Газали, в частности, его труду «Возрождение религиозных наук».

В историю ислама Аль-Газали вошел не только как защитник исламской догматики в тот критический период, когда Халифат захлестнули различные религиозно-политические течения. Его также называли оживителем веры и обновителем ислама. Ал-Газали еще при жизни удостоился звания «Хадджат аль-ислам» — довод ислама.

В «Возрождении религиозных наук» Аль-Газали излагает свое учение в виде религиозной и правовой концепции, в рамках которой он указывает наличие высшего смысла незыблемых положений шариата, исполнение которых не должно ограничиваться лишь соблюдением внешних предписаний. «Поклонение сердцем» — тезис, прочно вошедший в словооборот факихов, благодаря учению Аль-Газали. «В тонкостях установлений Шариата и в правилах его исполнения, в установлениях веры, которые Аллах возложил на людей поклонением, заключены тайны и невыразимые сокровенности, что разум с его возможностями не в силах охватить», — пишет ученый. Цель верующего состоит в соединении религиозного знания, нравственного состояния души, обусловленного этим знанием и действия в соответствии с ним.

Три смысла закята. Правила выплаты.

Говоря о сокровенных смыслах установлений шариата, Аль-Газали отмечает наличие трех категорий предписаний шариата. Первая категория – нормы религиозной практики, в которых рациональному осмыслению и истолкованию нет места. Вторая категория – предписания, цель которых понятна разуму, как например, обязанность возврата долга. И третья категория – составная, «ею являются оба дела вместе – удел раба, (состоящий в возврате положенного. прим. мое), и испытание мукалляфа, посредством возложения на него поклонения». Закят, по-мнению Аль-Газали, относится именно к третьей категории установлений шариата.

«Ислам основан на чистоте», — приводит Аль-Газали хадис Пророка, указывая при этом на важность чистоты внутренних помыслов, «поскольку маловероятно, что высказывание Пророка «Чистота – половина веры» подразумевает исключительно украшение внешности с помощью воды, не обращая внимания на внутреннюю сторону, оставив сердце полным пороков и скверны».

Очищение (тахара), пишет Аль-Газали, имеет четыре степени. Первая степень: очищение от того, что нарушает религиозную чистоту. Вторая степень: очищение частей тела от совершения грехов. Третья степень: очищение сердца от порицаемых черт характера и пороков, вызывающих гнев Всевышнего. Четвертая степень: очищение сокровенности сердца от всего, кроме Всевышнего Аллаха. У каждой степени, отмечает Аль-Газали, свои уровни и раб Божий не достигнет следующего уровня, если не пройдет низкие. Так, нельзя достичь очищения сокровенного в сердце, пока человек не завершит очищение сердца от осуждаемых черт характера и не украсит его достохвальными. Один из смыслов закята, по мнению ученого, состоит именно в очищении сердца от таких черт как скупость, самолюбование, надменность.

Закят имеет три смысла, пишет Аль-Газали. Первый смысл состоит в исполнении взятого на себя произнесением слов шахады обязательства – исповедовать единобожие, и условием этого является отсутствие иного предмета любви, кроме Единственного и Единого Аллаха. «Степень любви испытывается расставанием с предметом любви», говорит ученый. «Высшая степень достигается путем джихада, который есть жертвование жизнью из жажды встречи с Аллахом, а пожертвование богатством гораздо незначительней»

Отношением к смыслу пожертвования богатства, люди, как считает Аль-Газали, делятся на три категории. К первой, наивысшей категории относятся люди, отдавшие, подобно Абу Бакру, все свое богатство, не дожидаясь выплаты закята. Ко второй категории относятся те, кто помимо закята считает своим долгом добровольное пожертвование, помощь нуждающимся. Избавление мусульманина от нужды, по мнению Аль-Газали, является обязанностью общины – фард аль-кифайа. И к третьей категории относятся те верующие, которые выполняют лишь обязательные предписания шариата.

Второй смысл закята состоит в очищении от скупости, поскольку последнее – из пороков, губящих людей. «Три вещи губят людей, — приводит Аль-Газали хадис Пророка: скупость, которой подчиняются, вожделение, которому следуют и самолюбование».

Третий смысл – благодарность за милость Аллаха. «Поистине, у Аллаха для его раба есть милость в нем самом и в его имуществе, и телесное поклонение является благодарностью Всевышнему за милость в теле, а поклонение (путем выдачи) богатства – за милость Аллаха в богатстве».

Выплачивающему закят следует придерживаться пяти вещей, пишет Аль-Газали. Первое – намерение. Второе – незамедлительная выплата закята по истечении года. Третье – Аль-Газали, как факих шафиитского мазхаба, считает недопустимым выплату закята чем-то экваивалентным, исходя из стоимости. Четвертое – «не следует передавать закят в другой город, ибо глаза бедных в каждой местности обращены к ее богатствам, а в передаче закята в другую местность – разочарование в надеждах». Пятое – выплачивающий закят должен разделить его по числу категорий лиц, которым положены выплаты из этих средств.

Обязанности, возложенные на плательщика закята

Переходя к разъяснению тонкостей скрытых правил выплаты закята, Аль-Газали говорит о восьми обязанностях, возложенных на тех, кто стремится к обретению блаженства в Будущей жизни.

Первая обязанность состоит в понимании обязательности выплаты закята, его смысла, способа испытания им, того, почему закят является столпом ислама.

Вторая обязанность касается времени выплаты закята. Одним из нравственных качеств богобоязненных людей Аль-Газали считает его заблаговременную выплату. Лучшее время для выплаты закята, по мнению Аль-Газали, это месяцы аль-мухаррам, один из заповедных месяцев, либо месяц рамадан.

Третья обязанность состоит в выдаче закята втайне. В подтверждение ученый приводит коранический аят: «Если вы открыто делаете милостыню, то хорошо это; а если скроете ее, подавая ее бедным, то это — лучше для вас и покрывает для вас ваши злые деяния: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете»(Коран 2: 271)

Аль-Газали приводит примеры, когда некоторые из праведных людей столь сильно чтили достоинство тайного пожертвования, что даже старались, чтобы получающий не узнал дающего: кто-то давал пожертвование слепому, другой тайком оставлял его на месте сидения бедняка, третий передавал пожертвование через посредника, требуя не разглашать имени благодетеля.

Четвертая обязанность заключается в открытой выплате закята, когда верующий знает, что своим поступком он побуждает людей следовать своему примеру.

Делая выбор в пользу тайной либо открытой выплаты закята, верующий должен учитывать соотношение вреда и пользы. Не унизить бедняка подаянием, не впасть в грех лицемерия и показухи, но и не оставить без внимания необходимость подавать пример своим поведением.

Пятая обязанность состоит в том, чтобы не делать свое пожертвование тщетным, требуя от бедняка признательности и попрекая его: «Не делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой», приводит Аль-Газали коранический аят. (Коран 2:246)

Попреки в адрес бедняка, считает Аль-Газали, вызваны двумя причинами, первая из которых состоит в нежелании расставаться со своим имуществом, а вторая – в убеждении, что он лучше бедняка, а бедняк – хуже него по причине нужды.

Аль-Газали приводит в пример праведных предков, которые клали пожертвование перед бедным, и, становясь перед ним, принимали облик просящих, упрашивая принять его. А некоторые, боясь унизить бедного, протягивали раскрытую ладонь с пожертвованием, чтобы рука его оказалась сверху.

Приводя хадис Пророка «Поистине, пожертвование попадает к Аллаху до того, как оно окажется в руке просящего», Аль-Газали пишет: «Пусть дающий убеждается в том, что он отдает свой долг Аллаху, и что бедный получает от Аллаха свое пропитание после перехода его (от дающего) к Аллаху». Это положение Аль-Газали разъясняет далее, когда указывает, что обязанностью получающего закят является благодарность и вознесение молитвы Аллаху за дающего пожертвование, однако благодарность и молитва не должны выводить дающего из роли посредника – он лишь путь милости Аллаха к получающему это пожертвование.

Шестая обязанность состоит в том, чтобы видеть свое пожертвование незначительным, поскольку если человек считает его большим и ценным, это приводит его к восхищению собой, что является одним из губительных пороков. Богатство принадлежит Аллаху, и Ему человек должен выразить признательность как за обладание имуществом, так и за содействие в его пожертвовании. «Почему он считает в выполнении обязательства, вмененного Аллахом, значительным пожертвование того, что само является собственностью Аллаха?», задает резонный вопрос Аль-Газали.

Седьмая обязанность состоит в выборе из имущества самого хорошего, дорогого и любимого, поскольку Аллах лишен недостатков и не принимает ничего, кроме наилучшего. Отчисляя закят не из лучшей части богатства, человек, таким образом, предпочитает Аллаху других – тех, кому предназначена лучшая часть.

Восьмая обязанность состоит в том, что свое пожертвование следует постараться отдать тому, за выплату закята которому вознаграждение увеличивается. Т.е. среди категорий получателей закята желательно выделить людей с особыми качествами. К таким Аль-Газали относит людей богобоязненных, отказавшихся от земного мира и полностью посвятивших себя обретению блаженства в жизни будущей; ученых, для которых закят будет подспорьем в получении знаний; искренних в Единобожии, которые, принимая подаяние, благодарят Аллаха за оказанную милость, расценивая дающего лишь как посредника; человеку, впавшему в нужду, но сохранившему благородные свойства, не позволяющие ему жаловаться, скрывающему бедность и живущего, создавая видимость благополучия; главе большого семейства или прикованному к постели из-за болезни, либо в силу иной причины; близкому родственнику, поскольку это служит укреплению родственных уз. (Необходимо отметить, что к близким родственникам не относятся супруги, родители, дети, поскольку содержание их является обязанностью.)

«Нравственная максима» мусульманина – настоящее и будущее.

В свете сегодняшнего дня вопросы закята приобретают особую актуальность. Благодаря просветительской работе ученых, существует определенная ясность относительно правил исчисления закята, понимание, что такое нисаб, имущества, подлежащего обложению данным налогом, категорий получателей закята, его целевого назначения.

Однако не менее важным для современных мусульман является постижение, как было сказано, именно духовной стороны этого важнейшего столпа ислама, на чем настаивает великий ученый Абу Хамид Мухаммад Аль-Газали.

Позиция Аль-Газали, состоящая в необходимости придания этического характера положениям шариата, дополняется, как сказал И. Насыров, его «нравственной максимой», состоящей в единстве знания и действия. Именно такая позиция, как единственно верная для мусульманина, позволяет осознать истину, которую очень образно и сильно выразил М. Икбал: «Только религия, которая в своем наивысшем проявлении не есть догма, духовенство или ритуал, способна этически подготовить современного человека к несению бремени великой ответственности, неизбежно вызываемой прогрессом современной науки, и восстановить в нем ту веру, которая делает его способным завоевать личность здесь и сохранить ее в будущем».

Ирина Черкасова

Ansar.RU