Будь активен! - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
» Аср15.15
Магриб17.04
Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Будь активен!

yafarovНаш сегодняшний урок мы начнем с вопроса: «Активен ли ты, целеустремлен, позитивен и оптимистичен? Или же ты бездеятелен и апатичен, безразличен и пассивен?»

Люди бывают апатичными по причине того, что их окружает. Они говорят: «У меня ничего не получается, сколько бы я не пробовал, поэтому в этом нет пользы, обстоятельства сильнее меня». И человек становится пассивным, он сдается, эти обстоятельства сковали его. Однако это не помогает ему, а лишь усугубляет его положение и ситуацию.

Психологи говорят, что на состояние человека действует три фактора, они впоследствии и управляют всей его жизнью.

  1. Врожденные качества.
  2. Воспитание.
  3. Окружающее общество.

Первое — человек по своей природе смел, или же наоборот труслив, и это преследует его всю его жизнь.

Второе — воспитание человека. Например, человек был воспитан на несправедливости, на том, что бедный должен унижать слабого, и т.п. И этой основой он руководствуется в жизненных ситуациях.

Третье — окружающее его общество. Человек может быть активен, целеустремлен, однако его сотрудники, друзья, близкие бездеятельны и апатичны. Он старается, к чему-то стремится, однако его окружение заражает его, и он, впоследствии, становится как они.

Все поступки в жизни человека исходят из этих трех факторов. Это очень опасно, ведь Аллах будет рассчитывать нас в судный день за наши дела, не принимая во внимание эти факторы воздействия. В этот состоит важность нашего урока, важность целеустремленности человека. К тому же, несмотря на эти факторы, Аллах даровал тебе способности, духовные, физические, интеллектуальные. И Он будет рассчитывать тебя за то, что ты сделал среди этих воздействующих факторов, как использовал свои способности. Если ты сдался и был пассивен, Аллах спросит тебя вдвойне. За то, что ты ничего не сделал, и за то, что не использовал имеющиеся способности.

Знаете в чем разница, между активным и пассивным человеком? Разница между ними такая же, как разница между тобой и стулом, на котором ты сидишь. Такая же, как разница между бушующим морем и немой скалой.

В Коране Аллах приводит пример пассивного и активного человека. Он сказал: «Аллах привел притчу о двух мужах, один из которых немой, не способен ни на что, и обременяет своего господина. Куда бы его не послали, он не приносит добра. Разве он равен тому, кто отдает справедливые приказы и следует прямым путем?» (Сура Ан-Нахль 76).

Один из этих мужчин – немой, ничего не может сделать, он обуза для общества. Другой же – активный, желает блага людям, пытается исправить общество, в котором живет.

Аллах приводит эти примеры, чтобы мы увидели разницу. Один из них балласт, другой же источник распространения блага.

Передается в хадисе, что Аллах приказал Джибрилю уничтожить деревню, по причине ее порочности. Джибриль сказал: «О Господи, ведь там есть Твой богобоязненный раб?» Аллах сказал: «Вот с него и начни, ведь он ничего не сделал для исправления своего народа!»

Также пророк сказал:

الساكت عن الحق شيطان أخرص

Умалчивающий истину – немой шайтан.

Также пророк сказал в другом хадисе:

لتأمرن بالمعروف و لتنهون عن المنكر أو ليوشكن الله ان يوقع بكم عذابا ثم تدعون فلا يستجاب لكم

Или вы будете призывать к одобряемому и призывать к порицаемому, или же Аллах не замедлит послать на вас наказание, потом вы будете взывать, но не получите ответа.

Аллах удалит от вас благо, пошлет на вас наказание за вашу пассивность и бездействие.

Активность верующего проявляется не только в призыве к религии. Он активен в своей жизненной позиции, в своей семье и принесении ей блага, в своем обществе. Также он активен в отношениях со своим Господом, он совершает дополнительные поклонения поверх обязательных, старается для своей будущей жизни.

Аллах установил в своем мире такой порядок, такой закон, что все пассивные частицы крутятся вокруг активных, вокруг положительно заряженного центра. Это можно заметить в мельчайших частицах и в величайших творениях Аллаха.

Если разобрать строение атома, то мы увидим, что отрицательно заряженные электроны крутятся вокруг положительно заряженного ядра, протона.

Если посмотреть строение нашей солнечной системы, то мы видим, что вокруг источающего энергию светила вращаются планеты, в том числе и наша Земля.

Вокруг сильных элементов крутятся слабые, и люди тоже подвластны этому закону. Сильных людей все время окружали те, кто слабее их, желая подпитки, защиты и наставления.

Почему же, уважаемые братья и сестры, когда нечестивцы поднимают знамена, чтобы творить нечестие, ты не становишься центром добра? Будь сильным, стань активным элементом, или на худой конец, объединись с такими же как ты вокруг положительного, активного элемента!

Как ты можешь сидеть целыми вечерами, каждый день с одними и теми же людьми и говорить ни о чем? Да, может быть есть какое-нибудь общее дело, решение какой-то проблемы. Но если этого нет, как можно сидеть все это время и заниматься ничем?

О брат, о сестра, вся эта жизнь двигается! Солнце летит к месту своего пребывания, время летит без остановки! Даже застоявшаяся вода, если начинает шевелиться, становиться основой для жизни, у капли морской воды всегда есть желание подняться в небеса, чтобы вернуться пресной и принести пользу другому. Клетки твоего организма все время меняются и совершенствуются, весь мир, вся «дунья» двигается, а ты пассивен! Ты чужой в этом мире!

Сегодня мне хотелось привести в пример и поведать вам три истории из Корана. Историю насекомого, историю птицы и историю верующего человека.

1. История муравьихи из суры Ан-Намль.

Аллах, описывая эту историю, сказал в Коране: «И собрано было перед Сулейманом его войско из джиннов, людей и птиц, и были они разделены на боевые порядки»

Войско Сулеймана было необычным, оно включало в себя не только людей, но и джинов и птиц. Они были построены в четком порядке перед походом.

Аллах продолжает: «Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О Муравьи, войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его войны не погубили вас, даже не почувствовав этого»

«Он улыбнулся, рассмеявшись от ее слов, и сказал: «Господи, внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов» (Сура Ан-Намль 17-19).

В чем смысл этой истории? Эта муравьиха была активной, целеустремленной, смелой. Она могла просто убежать в свой домик, завидев опасность, и спрятаться. Она первой увидела войско, и побоялась за других муравьев. Она принялась объявлять об опасности, хотя подвергала ей себя саму, ведь кто-то мог наступить на нее. Она стремилась принести пользу своему обществу, уберечь его от вреда.

Что такое муравьиха? Это крохотное существо, которое мы можем раздавить одним пальцем, однако, Аллах привел ее в пример активности нам с вами.

К тому же как красноречиво она произнесла свою речь! Она использовала взывание: «О Муравьи», приказ: «Заходите в свои дома», отрицание: «Не погубили вас», обособила: «Сулейман», обобщила: «Его войско», а в конце она оправдала войско, ведь верующий не причиняет вреда никому из творений намеренно: «Они и не почувствуют».

В своей речи муравьиха использовало столько поворотов речи, эта фраза очень красноречива, она понравилась Сулейману, к тому же его удивила ее смелость и жертвенность, ведь никто не знает, что случилось с ней, быть может она, и погибла, спасая других, об этом Коран умалчивает. Поэтому Сулейман улыбнулся, а после его улыбка расплылась по лицу и он рассмеялся. Потом он произнес мольбу в благодарность Аллаху.

2. История птицы удода из этой же суры.

Аяты об истории этой птицы идут сразу же за историей муравьихи, как будто это все в одном смысле активности и целеустремленности.

Аллах сказал: «Осматривая птиц, Сулейман сказал: «Что со мной? Почему я не вижу удода? Или же он оказался в числе отсутствующих?»

Каждое утро великий полководец, пророк Сулейман производил строевой смотр своей армии, на котором должен был присутствовать каждый воин. Это был великий полководец, он строго проводил смотр и знал, сколько у него должно быть птиц и других воинов. Он был очень строг, и поэтому удивился, почему на построении не присутствует удод. К тому же Сулейман был справедлив и спросил у других птиц о причине отсутствия удода, а не определил ему наказание сразу. Когда ему ответили, что никто не знает где он, он воскликнул: «Я подвергну его суровым мучениям, или зарежу его, если он не приведет мне ясного довода»

Здесь видно, как пророк Сулейман любил порядок, и как был строг со своими подчиненными, однако в тоже время справедливость была основой, ведь он пообещал наказать птицу, если она не приведет ясную и вескую причину своего отсутствия. К тому же здесь видна мудрость руководителя. Несмотря на всю свою строгость, он дает удоду возможность оправдаться, ведь если не так, подчиненный побоялся бы вернуться в строй.

Где же был удод?

Это была активная, целеустремленная птица, которая хорошо знала свою миссию. Он был хорошим подчиненным, не как те миллионы служащих в наше время, которые сидят на работе и думают о том, чтобы поскорей закончился рабочий день, поскорей наступил конец месяца, чтобы получить зарплату.

Удод был не такой. До него дошла весть, что есть народ, поклоняющийся Солнцу. Удод находился в Палестине, а этот народ находился в Сабе в Йемене, он не стал дожидаться утра, а решил сам слетать и увидеть все своими глазами, чтобы доложить полководцу все в подробностях. Отправляясь туда, он знал, что может опоздать на строевой смотр, однако он посчитал, что это дело важнее. Как будто удод сидел и размышлял: «Там люди поклоняются Солнцу, а мне нужно присутствовать на смотре. Нет! Я не просто подчиненный, у меня есть миссия, я должен узнать и доложить начальству, чего бы мне это ни стоило!»

Он отправился в Йемен, увидел все своими глазами и с этими вестями полетел назад. И в последствии он станет причиной наставления этих людей. Когда он прилетел, другие птицы, наверное, сказали ему: «Ты где был? Сейчас Сулейман сделает с тобой такое!» Однако он был смел, и то, что он на истине, придавало ему спокойствия.

«Он оставался там недолго и сказал: «Я знаю то, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы с достоверным известием»

Удод прилетел к Сулейману и бесстрашно сказал ему: «Я знаю то, что ты не знаешь!» Активность и целеустремленность порождает смелость.

«Я обнаружил там женщину, которая царствует над ними, ей даровано все, и у нее великий трон. Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется Солнцу вместо Аллаха. Сатана представил им их деяния прекрасными и сбил их с пути, и они не следуют прямым путем. Это было сделано для того, чтобы они не поклонялись Аллаху, Который выявляет все сокрытое на небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что вы обнаруживаете. Нет иного божества, кроме Аллаха, Господа великого Трона»

Удод – ревнивец единобожия! Целеустремленный, активный, переживающий и действующий член своего общества. Позор нам, если мы не будем активны в принесении блага.

3. История верующего из суры Ясин.

Аллах не поведал нам название этой деревни, и это не обязательно. Эта деревня была центром деревень, как бы районным центром. Аллах говорит:

«Приведи им в качестве притчи обитателей деревни, когда пришли к ним посланники»

Приведи, о Мухаммад, в качестве притчи курайшитам обитателей этой деревни, которая была, как и Мекка, центром деревень.

Аллах продолжает: «Когда Мы отправили к ним двух посланников, они сочли их лжецами, и тогда Мы подкрепили их третьим. Они сказали: «Воистину, мы посланы к вам»

В этой деревне было много пороков, поэтому Аллах послал к ним трех пророков сразу. Однако, народ посчитал их лжецами.

«Они сказали: «Вы – такие же люди, как и мы. Милостивый ничего не посылал, а вы всего лишь лжете»

Многие люди думают, что наставлением людей должны заниматься какие-то сверхъестественные люди. Нет, призыв – дело каждого человека. Аллах, продолжая их историю, говорит: «Они сказали: «Наш Господь знает, что мы действительно посланы к вам. На нас возложена лишь ясная передача откровения»

Люди отвергли их, и стали обвинять и пугать посланников Аллаха.

«Они сказали: «Воистину, мы увидели в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите, то мы непременно побьем вас камнями и вас коснутся мучительные страдания от нас»

Пророки спокойно ответили людям.

«Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием? О нет! Вы – люди, преступившие границы дозволенного!»

Этот неприятный диалог произошел между посланниками и знатью этой деревни. Скорее всего это произошло в людном месте и привлекло внимание людей. И здесь появляется активист, целеустремленный, положительно заряженный человек.

«С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О мой народ! Последуйте за посланниками»

Этот человек не был из числа посланников, однако весь рассказ сконцентрирован на нем. Этот человек пришел второпях! Зачем тебе это? Даже посланникам Аллаха угрожают расправой, а ты зачем подставляешь свою голову под проблему?

Арабское слово «ясга», использованное в этом аяте означает стремительность и торопливость. Даже в хадже торопливое движение между холмами Ас-Сафа и Аль-Марва – называется «Ас-Сагй».

Этот человек пришел второпях, и смело вмешался в разговор. Его звали Хабиб, он жил на окраине города и занимался изготовлением уздечек для лошадей, и он не относился к знати. Обратившись к своему народу, Хабиб сказал: «Последуйте за посланниками!»

Ты, о брат, о сестра, олицетворяешь ислам среди неверующих, будь активен, покажи ислам с лучшей стороны. Этот человек переживал ради этой религии, пытался сделать то, что было в его силах. А что ты сделал для ислама, в общем? В этой истории Аллах поднял этого человека за его активность, хотя он не пророк и не праведник. Некоторые думают, что для призыва и наставления людей есть имамы, ученые, проповедники, и это не его дело. Может оказаться так, что за свою активность, целеустремленность и стремление в принесении блага ты станешь выше положением, чем имамы и ученые! Хабиб предложил своим соплеменникам последовать за посланниками.

«Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем»

Потом этот человек своим примером призвал к следованию посланникам. А также он поведал своим соплеменникам, что он их не боится.

«И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены? Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении»

Потом Хабиб, обращаясь к посланникам, сказал: «Я уверовал в вашего Господа»

Обращаясь же к своему народу, он воскликнул: «Услышьте же меня!»

«Слышите, я уверовал в Аллаха, и я не боюсь вас!» Что же случилось с ним? Его соплеменники убили его.

«Ему было сказано: «Войди в рай!»

А что он сказал?

«О если бы мой народ знал, за что мой Господь простил и сделал одним из почтенных»
Они убили его, однако он все равно желал им блага, переживал за них. Он был целеустремлен, у него была миссия – довести до людей благо. Не надо проявлять в религии жесткости и жестокости, нужно любить доносить благо людям. Этот человек заработал рай за свою активность в благе. Он потратил свою жизнь, на то, чтобы заработать рай.

Сколько стоит рай? Пророк сказал: «Место, занимаемое двумя руками в раю, лучше, в чем вся эта мирская жизнь, и что есть в ней».

Сколько стоит квадратный метр жилья в Москве? А сколько стоит в Эмиратах или Европе? Метр за пятьсот евро, тысячу, две, три?.. Сколько стоит метр жилья в раю? Метр жилья в раю — за твою активность!
Пусть эти примеры послужат нам во благо, и последний совет: Будь активен!

Имам-хатыб Вольской мечети Абулхаким-хазрат Яфаров