Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.48
Шурук8.28
Зухр12.50
Аср15.14
Магриб17.02
Иша18.42
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Ислам. Отношение к музыке

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Вопрос о пении в целом неоднозначен вне зависимости от того, сопровождается оно игрой на музыкальных инструментах или нет. По ряду вопросов мусульманским ученым-богословам удалось достичь согласия, по другим их суждения разошлись. Все ученые единодушны в отношении недопустимости каких-либо форм пения и музыки, провоцирующих невоздержанное, недостойное и греховное поведение. Что же касается музыкальных инструментов, то в связи со слабостью свидетельств, указывающих на их запрещение, применимое в подобных случаях правило гласит, что изначально все вещи считаются дозволенными.

Пение представляет собой прежде всего произносимые нараспев мелодичные слова. Таким образом, если слова песни достойные, то достойно и само пение; если же слова дурны, то скверно и само пение. В исламе речь о чем-либо запретном недопустима. Что же если слова сопровождаются ритмом и мелодией?

Богословы сходятся во взглядах относительно дозволенности пения без инструментального сопровождения в том случае, если в словах нет ничего запретного. Такое пение разрешается только по особому случаю – свадьбы, торжества, гостеприимного приема путешественника и т.д. Подобная норма основывается на хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Он (мир ему и благословение) спросил: «Дарили ли вы девушке (т.е. невесте) подарок?» «Да», — ответили они. Он спросил: «Отослали ли вы с ней певца? «Нет», — ответила Айша. Пророк (мир ему и благословение) тогда сказал: «Ансары – народ, любящий поэзию. Вам надлежит послать певца, который бы спел: «Вот мы идем, к вам мы идем, приветствуйте нас, как мы приветствуем вас». Здесь можно упомянуть, что женщина может петь лишь в присутствии других женщин или мужчин, с которыми она состоит в махрамном родстве.

В вопросе о музыкальных инструментах мнения ученых расходятся. Ряд богословов считают дозволенными все виды пения, как с музыкальным сопровождением, так и без него, и даже похвально отзываются о нем. Еще одна группа улемов считает, что пение дозволено лишь без инструментального аккомпанемента. Третья группа объявила о запрете пения вне зависимости от музыкального сопровождения, — более того, они рассматривают пение как один из основных грехов. В поддержку своего мнения они приводят хадисы Имама Аль-Бухари, переданные либо от Абу Малика, либо от Абу Амир аль-Ашари (нет полной ясности в том, кто именно был передатчиком данного хадиса): Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Среди моих последователей будут и те, кто сочтет запретные сношения, ношение шелка, употребление вина и игру на музыкальных инструментах законными». Несмотря на то, что данный хадис присутствует в «Сахих» Аль-Бухари, его передаточная цепь не ведется непосредственно от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что лишает его достоверности. Ибн Хазм отвергает его именно по этой причине. Более того, свидетельство передатчика этого хадиса Хишама ибн Аммара было объявлено многими учеными в области методологии хадисов «слабым».

Помимо этого факта, в тексте хадиса нет четкого запрета музыкальных инструментов, поскольку выражение «сочтут законным» согласно Ибн Аль-Араби имеет два определенных значения. Во-первых, — эти люди будут считать, что все упомянутое законно. Во-вторых, — они преступают те определенные ограничения, которые следует соблюдать в том, что касается данных музыкальных инструментов. Если подразумевалось первое значение, то подобные люди становятся неверными.

В свете вышесказанного становится очевидным, что данные религиозные тексты, которые выступают в роли основы для тех, кто считает, что пение – это харам, являются либо двусмысленными, либо недостоверными. Ни один из этих хадисов, приписываемых Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), не может быть обоснованным свидетельством, как основой для суждения о запрете. Более того, все эти хадисы признаны слабыми последователями Ибн Хазма, Малика, Ибн Ханбала и Аш-Шафии.

В своей книге «Аль-Ахкам» («Правовые постановления») Аль-Кади Абу Бакр Ибн аль-Араби говорит: «Ни один из хадисов, в которых утверждается запретность пения, не считается достоверным (учеными в области методологии хадисов)». Такого же мнения придерживаются Аль-Газали и Ибн ан-Нахви в Аль-Умда («Надежда путешественника»). Ибн Тахир говорит: «Не было доказано, что хотя бы одна единственная буква из всех этих хадисов является достоверной». Ибн Хазм утверждает: «Все подобные хадисы являются вымышленными и ложными».

Доказательства, приводимые сторонниками мнения, что пение является халяль (разрешенным и законным):

Во-первых, — свидетельства, имеющиеся в аутентичных текстах, – обоснование подобного суждения строится на основе достоверных хадисов Пророка Мухаммада (мир ему). Здесь приводится следующий хадис: «По свидетельству Айши (да будет доволен ею Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришел ко мне домой. Со мной находились две девушки, они пели песни Бу’ас (рассказ о сражении в доисламской войне между двумя племенами Ансаров – Хазрадж и Аус). Он лег на свое ложе и повернул лицо. Затем вошел Абу Бакр и, обращаясь ко мне, вскричал: «Музыкальные инструменты Сатаны рядом с Пророком (мир ему и благословение)?». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обернулся к нему и сказал: «Оставь их». Незаметно для Абу Бакра я подала знак девушкам, и они вышли». (Сахих Аль-Бухари).

Это показывает, что девушки не были столь юны, как утверждается рядом ученых-богословов, иначе Абу Бакр не был бы разгневан ими. В дополнение в данном хадисе Пророк (мир ему и благословение) желал показать евреям, что в исламе есть место и для веселья и что сам он был послан с естественным и умеренным посланием. Из данного хадиса можно извлечь также еще один урок. Он привлекает наше внимание к необходимости правильно знакомить людей с исламом, подчеркивая присущие ему умеренность и благородство. Более того, мы можем процитировать в подтверждение слова Аллаха: «Но они, едва представится им [случай] заняться торговлей или предаться развлечениям, поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять [на возвышении для чтения проповедей]. Скажи [, Мухаммад]: «То, что у Аллаха, лучше забав и торговли, и Аллах — наилучший из тех, кто дает удел» (Коран, 62:11).

В этом стихе на увеселения и торговлю налагается запрет. Аллах не порицает никого из них, Он лишь упрекает тех из Сподвижников Пророка, кто оставил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в одиночестве читающего Хутбу (пятничную проповедь), — они же все устремились встречать караван, отмечая его прибытие барабанным боем.

Во-вторых, — в отношении духа и буквы исламской религии: Аллах до ниспослания откровений Мухаммаду упоминал будущую его миссию в предшествовавших писаниях: «И следуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Торе и [позднее] в Евангелии. Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное, разрешает [есть] приятное и не дозволяет неприятное» (Коран, 7: 157).

Таким образом, в исламе не было утрачено ничего из благого и истинного, но провозглашено, что это является халяль (законным). То был знак Милости Божьей Умме сообразно с вечным и всеобъемлющим посланием, ниспосланным Аллахом. Аллах Всемогущий говорит: «Они будут спрашивать тебя о том, что им дозволено. Отвечай: «Вам дозволена прекрасная пища» (Коран, 5:4).

При более глубоком рассмотрении этого вопроса можно обнаружить, что любовь к пению, мелодичным звукам человеческого голоса является почти что природным инстинктом. Можно вспомнить, что младенцы успокаиваются и засыпают под звуки колыбельной. Мамы и нянечки всегда знают об этом и потому часто поют детям. Всем также известно, что птицы и животные реагируют на мелодичный голос или ритмические мелодии.

Следовательно, если пение является своего рода человеческим инстинктом, то хотя бы уже по этой причине им нельзя пренебрегать. Ислам призван возвысить и усовершенствовать этот инстинкт. По выражению Ибн Таймийи «Пророки были ниспосланы, чтобы усовершенствовать и упорядочить инстинкты человека – но не изменять или исправлять их». Эти слова сообразуются с хадисом Пророка: «Когда Посланник Аллаха пришел в Медину, он обнаружил, что они (т.е жители Медины) празднуют два дня. Он спросил: «Что это за дни?» Они ответили: «Мы по обыкновению отмечали эти два праздника в доисламские времена». Он сказал: «Воистину, Аллах Всемогущий дал вам два других дня, которые лучше предыдущих. Эти дни – Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр» (Ахмад, Абу Дауд и Ан-Насаи).

Более того, если пение рассматривается, как часть увеселений и игр, то они не являются харам, — все это сообразуется с известным представлением о потребности человека в отдыхе и развлечениях. Пророк (мир ему и благословение) сказал Ханзала, который о себе решил, что является лицемером, после его посещения жены и детей и после тех изменений, что произошли с ним, когда он был вдали от Пророка Аллаха (мир ему и благословение): «О Ханзала, часть твоего времени надлежит посвятить (мирским делам), а другую часть (следует посвятить молитве и размышлениям)» (Муслим).

Али ибн Абу Талиб говорит: «Веселитесь, ибо сердца, подвергающиеся чрезмерным испытаниям, слепнут».

Абу ад-Дарда сказал: «Я освежаю себя в увеселениях, чтобы крепить свои силы на праведном пути».

Аль-Газали человеку, спросившему его: «Не есть ли пение частью игр и веселья?», отвечал так: «Да, но все сущее в этой жизни есть лишь игра и забавы. Все, что происходит между мужем и женой, — игра, за исключением супружеских отношений, ибо так они дают жизнь своим детям. Эти слова переданы от Посланника Аллаха и его благородных Сподвижников».

Действительно, свободное время освежает сердце человека и снимает напряжение. Чрезмерные усилия и переутомление делают сердце бесчувственным и слепым. Веселье восстанавливает его силу и энергию. Тому, кто непрерывно и напряженно трудится, следует на время взять перерыв для восстановления энергии и твердости воли, чтобы избежать полного упадка сил в будущем. Лишь пророки могут соблюдать абсолютную сосредоточенность. Свободное время, которое человек может посвятить своему отдыху, также является средством лечения различных заболеваний, усталости и истощения. Тем не менее, время досуга нельзя делать чрезмерным, поскольку это совершенно противоречит цели восстановления сил и энергии.

Всякий, кто познал природу себя и своего сердца, наверняка знает, что отдых и восстановление сил являются наилучшим путем к благополучию.

Таковы доказательства, имеющиеся в текстах ислама и свидетельствующие о допустимости пения, — их достаточно для того, чтобы внести необходимую ясность в данный вопрос.
В дополнение можно напомнить, что жители Медины, которые были в высшей степени богобоязненными, Захирия, ученые, придерживающиеся буквального смысла (захир) священных книг ислама, и Суфии, известные своим строгим и неукоснительным следованием положениям исламских текстов, — все они провозгласили допустимость пения.

Имам Аш-Шаукани пишет в своей книге: «Найл аль-Аутар»: «Жители Медины и те, кто из Захирия и Суфиев были согласны с ними, придерживались мнения о допустимости пения, даже в сопровождении таких музыкальных инструментов, как лютня или флейта». Абу Мансур аль-Бугдади аш-Шафии передал, что Абдулла ибн Джафар не усматривал в пении ничего плохого и что сам он часто писал музыку для своих невольников, исполнявших эти мелодии в его присутствии. Пение имело место также во времена Повелителя Правоверных Али ибн Абу Талиба. Абу Джафар аль-Бугдади рассказывает также о положительном отношении к пению со стороны Аль-Кади Шурайха, Саида ибн аль-Мусайибы, Аты ибн Абу Рабаха, Аз-Зухри и Аш-Шифи.
Ар-Рувайяни передал: (по свидетельству Аль-Каффаля) Малик ибн Анас утверждал, что пение и игра на музыкальных инструментах разрешены. Абу аль-Фадль ибн Тахир передает, что «среди жителей Медины никогда не было споров о том, разрешена ли игра на лютне».
Ибн Нахви пишет в своей книге «Аль-Умда»: «Жители Медины всегда в этом вопросе выказывали полное согласие. Захирия придерживались такого же мнения».

Аль-Мавирди также свидетельствует о существовании разрешения игры на лютне среди сторонников и учеников Аш-Шафии. Ибн Тахир, Аш-Ширази, Шех Из-ад-Дин и другие также разделяли это мнение. Все они придерживались положения о допустимости пения и игры на музыкальных инструментах. Аль-Адфуи писал: «В ряде своих книг Аль-Газзали рассказывает о консенсусе ученых в этом вопросе. Ибн Тахир также свидетельствует о подобном согласии среди Сподвижников Пророка».

Обстоятельства и условия
При прослушивании пения необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Не все формы пения допустимы. Скорее следует говорить, что дозволенные песни должны соответствовать учениям и этике ислама. Следовательно, песни, восхваляющие тиранов и порочных правителей, противоречат положениям ислама. В сущности, в исламе осуждаются правонарушители и грешники, а также те, кто остается безучастным перед лицом их преступлений. Это же правило применимо к исполнению подобного рода песен.
  2. Также большое значение имеет то, как исполняется песня. Тема песни может быть хорошей, однако исполнение певца – намеренно провоцирующее слушателей и соблазняющее их – делает ее сомнительной, запретной и даже заставляет испытывать к ней отвращение. В Священном Коране есть обращение к женам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] — не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, — а говорите обычные слова» (Коран, 33: 32).
  3. Нельзя сочетать пение с запрещенными в исламе формами поведения: употреблением алкоголя, смешанным присутствием в одном месте мужчин и женщин и т.д. — весьма распространенными в пабах и ночных клубах.
  4. В исламе провозглашен запрет на крайность во всем, в том числе в актах поклонения. Это же положение относится и к досугу и отдыху, несмотря на то, что подобное времяпрепровождение позволено. Есть также вещи, в которых каждый сам должен быть себе судьей и муфтием. Если те или иные песни провоцируют в человеке вожделение или отрывают его от реальной жизни, то ему следует избегать их, немедленно затворив те ворота, через которые ветер искушения и соблазна может проникнуть и убить его веру, нравственность и душу. Если он сумеет сделать это, он будет жить в мире и спокойствии.

Предупреждение относительно вольного обращения со словом «харам»

В заключение мы бы хотели обратиться к тем ученым, которые позволяют себе часто и необдуманно применять положение «харам» в своих работах или при издании фатв. Им следует осознавать, что Аллаху ведомо все, что они говорят и творят. Им следует также помнить, что вольное обращение со словом «харам» весьма опасно. Это означает, что Наказание Аллаха ожидает каждого за его неправедные слова или поступки, а потому нельзя в своих суждениях основываться на предположениях, прихотях или слабых хадисах. В качестве основы подобные постановления должны иметь под собой признанный и достоверный текст ислама или обоснованное и правомерное единодушное заключение. В случае отсутствия вышеназванных условий необходимо обратиться к изначальному правилу о дозволенности вещей. У нас есть пример одного из первых праведных исламских ученых-богословов, которому всем нам надлежит следовать. Имам Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: «Не было в обыкновении тех, кто жил в прежние времена, — первых праведных мусульман, явивших пример для последующих поколений, говорить: «Это есть халяль, а то — харам». Однако же они говорили: «Я не приемлю это, и поступаю этак». Ибо в том, что касается халяль и харам, эти слова могут оказаться изобретением лжи, приписываемой Аллаху. Не слышали ли вы слова, что молвил вам Аллах: «Скажи: «Что скажете вы о пропитании, которое ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а другую часть — дозволенной?» Спроси: «Аллах дозволил вам это или же вы возводите на Аллаха напраслину?»» (Коран, 10: 51). Ибо халяль есть то, что сделали дозволенным Аллах и Его Посланник, а харам – то, что запретил и Аллах и Его Посланник.

Ю. Кардави

Источник