Потерянный Дербент
Руслан Курбанов
Дербент, фактически, потерян для мусульманской уммы России. Город, с которого началась история ислама на всей современной территории российского государства, пребывает в невероятном культурном, информационном и историческом забвении. На самом деле, для мусульман России Дербент является намного большим, нежели самым древним городом нашей страны, которому исполнилось уже более 5000 лет. Для мусульман России Дербент — это символ, это колыбель российского ислама, первый город, с которого началось распространение ислама на землях, ставших потом неотъемлемой частью российского государства.
Любая другая страна, находись на ее территории этот город, превратила бы его в золотое дно. Ведь здесь есть все, что нужно для создания сказочно привлекательного туристического брэнда: лазурное море, лесистые горы, чистый воздух и самое главное — невероятно притягательное историческое наследие, памятники и архитектура.
Чего стоят дербентская цитадель Нарын¬кала, признанная ЮНЕСКО памятником мирового значения, древнейшая мечеть на территории России и могилы сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему), донесших ислам до земель Кавказа еще в 642 году, то есть за 346 лет до крещения Руси.
Кроме того, в Дербенте за прошедшие тысячелетия тесно переплелись судьбы сотен народов, мусульман суннитов и шиитов, православных христиан и христиан армяно¬григорианского толка. И при этом, несмотря на всю этническую и религиозную пестроту, Дербент всегда был самым стабильным и дружным городом Северного Кавказа.
Я даже не говорю о городских властях — сама республика могла использовать потенциал этого города не только в развитии туристической инфраструктуры, но и фактически в качестве исторических ворот в исламский мир. Это просто непостижимый для сознания факт, что данный культурно¬дипломатический потенциал Дербента, который для арабского мира является самым узнаваемым символом Дагестана, никак не используется ни городскими, ни республиканскими, ни духовными властями.
Сегодня даже такие исторически более далекие от арабского и исламского мира регионы, как Чечня и Татарстан, используют все свои возможности для того, чтобы расширить контакты и взаимовыгодное сотрудничество с исламским миром. Тот же Рамзан Кадыров своими широкими контактами на Востоке и постоянным приемом в Грозном международных делегаций продемонстрировал, что потенциал исламского мира можно и нужно использовать в укреплении политических позиций на международной и внутренней арене.
Более того, политика чеченского руководства подстегнула активизацию шагов в исламском направлении властей других республик Северного Кавказа и даже Поволжья, где эта тема развивается и сама по себе. Лидеры мусульманских регионов Поволжья последнее время серьезно обозначились на этом поле. Башкирский руководитель лично выступил в Москве на конференции по сближению с исламским миром. А Казань устами и действиями своих высших чиновников обозначилась в минувшем году не только как «Третья столица», но и как «Исламская столица России».
Это при том, что не Казань и даже не Грозный по своему культурному и историческому потенциалу не могут тягаться с Дербентом за титул «Исламской столицы России». Но, увы, весь этот потенциал Дербента сегодня не востребован в республике. Не говоря уже о том, что сегодня в этом городе со все более пугающей частотой и ожесточенностью происходят столкновения на религиозной почве, нападения на сотрудников правоохранительных органов, убийства и диверсии. Город-символ фактически превратился в город утерянных возможностей и утраченного потенциала…
Опубликовано: 13.10.2009, рубрики: Аналитика.