Неизменный и гибкий
Шариат пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) – это последняя ступень религии Всевышнего, которая будет легитимной до Судного дня.
Аллах говорит: «Сегодня Я усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «Трапеза», аят 3). Ислам нельзя изменить. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если кто-либо введёт в это наше дело что-то новое, не имеющее к нему отношение, это будет отвергнуто». С другой стороны, мы часто слышим, что шариат – это гибкая правовая система. Как же сочетаются неизменность шариата и его гибкость?
Некоторые представляют шариат кем-то давным-давно от руки написанным текстом, который не оставляет человеку никакого выбора при принятии решений. На самом деле исламское право – это система, выведенная правоведами из Корана и Сунны на основе предусмотренных этими же первоисточниками правил.
Шариат гибок. Однако это не та гибкость, которая привносится извне. Это гибкость, которую предусматривает сам шариат. Такие положения, как: «из двух зол выбирается меньшее»; «то, что невозможно постичь полностью, должно быть постигнуто хотя бы отчасти»; «в случае крайней необходимости запретное может стать дозволенным»; «Аллах обязывает человека только по мере его возможностей» и многие другие – появились в исламском праве отнюдь не от «безысходности». Это всего лишь перевод на юридический язык чётких установок Корана и Сунны.
Шариатские нормы можно поделить на два вида:
- положения, непосредственно отражённые в Коране и Сунне, неизменные до Судного дня;
- положения, извлечённые из Корана и Сунны исламскими учёными (фатвы), учитывающие обстоятельства, место и время.
К первому виду можно отнести такие фундаментальные стороны жизни, как, например, поклонение или семейные взаимоотношения. Что касается второго вида, то и здесь ни в коем случае нельзя говорить об изменчивости шариата. Принципы Корана и Сунны, на которых исламские учёные основывают свои фатвы, неизменны. Так же как и положения первого вида. Однако претворение в жизнь этих принципов не детализировано и оставлено Всевышним Аллахом для учёта обстоятельств. Исламские учёные говорили: «Тот, кто, давая фатву, не учитывает обстоятельств, подобен врачу, выписывающему разным больным одно и то же лекарство».
Абдулмумин Гаджиев
Опубликовано: 29.06.2009, рубрики: Аналитика.