Намаз в Кремле - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.48
Шурук8.28
Зухр12.50
» Аср15.14
Магриб17.02
Иша18.42
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Намаз в Кремле


Мусульмане в России – уже давно не инертное сообщество забывших о своей религии людей. Если рассматривать их, как общественную, гражданскую и даже политическую силу, то они в десятки раз превышают численность самой массовой политической партии – «Единой России».

Оттого в последние годы все чаще власть пытается найти некие формы управления социальной энергией и гражданской активностью мусульман.
Одним из шагов в данном направлении могло бы стать предложение одного из ключевых постов в государственной системе лицу, позиционирующему себя как политика-мусульманина.

Исламу – вице-президента

При позднем Ельцине и раннем Путине исламское сообщество активно обсуждало идею введения в стране поста вице-президента, который мог бы занять мусульманин. Данная идея озвучивалась, в частности, Умаром Идрисовым, бывшим на тот момент главой Духовного управления мусульман Нижегородской области.

Имеются свидетельства о том, что с «вице-президентским проектом» солидаризировался даже лидер тогдашней партии «Родина» Дмитрий Рогозин. Он заверил всех в своем интервью 2005 года: «Буду делать все, чтобы мусульманин стал вице-президентом Российской Федерации».

На эту тему тогда, хоть и осторожно, но все же высказался и глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. В момент обсуждения инициативы он заявил: «В принципе, я не против введения поста вице-президента России — мусульманина по вероисповеданию». Однако он сделал оговорку, что в ближайшие годы введение поста вице-президента по конфессиональному принципу считает невозможным.

Вопрос этот, на его взгляд, может назреть в случае, «если количество мусульман будет расти сегодняшними темпами, а демографическая ситуация будет ухудшаться». Однако в 2005 году было сложно предположить, что могут начать ухудшаться не только демографические показатели, но и ситуация с долгосрочной управляемостью мусульманских регионов, в первую очередь, Северного Кавказа.

Проконсул. От силы к Шариату

Ситуация на Кавказе в последние годы претерпела глубинные осложнения, что требует экстренных и неординарных мер со стороны власти. Оттого президент РФ Дмитрий Медведев в своем последнем Послании к Федеральному Собранию выступил с инициативой учреждения поста уполномоченного по делам региона.

Как отметил глава государства, этот представитель должен обладать достаточными полномочиями для эффективной координации работ в своем направлении. Учитывая косность и неповоротливость российской бюрократической системы, «достаточные полномочия для эффективной работы», фактически, означают широкий круг вопросов и большую долю автономности в принятии решений, которые должны быть предусмотрены для этого человека. Иначе в ситуации стремительно ухудшающейся обстановки в регионе невозможно принимать своевременные и оперативные меры.

Широкие полномочия и большая автономия в управлении регионом возвращают нас к логике и политической архитектуре, существовавшей в XIX в. Речь идет об институте Наместничества.

Наместнику при царе, обладавшему весьма широкими полномочиями, отводилась важная роль в управлении огромной территорией Кавказа. В его руках было сосредоточено «высшее местное управление всеми гражданскими и пограничными делами всего края». Особенно велики были полномочия наместника в административно-полицейской сфере.

Администрация края, вооруженные силы, полиция – все находилось в его единоличном распоряжении. Несмотря на то, что первый наместник Кавказа генерал Ермолов, за которым закрепился римский титул «проконсул», оставил в истории кровавый след, его последователи, такие как Воронцов, Барятинский, Воронцов-Дашков, несколько смягчили характер проконсульской власти на Кавказе. Они осознали, что управлять этим краем невозможно без широкого учета и привлечения адата (местного права) и Шариата.

Имам «созидательного джихада»

Сегодня после инициативы Медведева по фактическому воссозданию поста проконсула Кавказа экспертами и политическими деятелями высказывается много предположений о том, кто мог бы занять этот пост. Сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов полагает, что на должность уполномоченного по Кавказу может быть назначен Дмитрий Козак.

Глава ЛДПР Владимир Жириновский высказывает прогнозы о возможностях назначения на Кавказ бизнесменов Сулеймана Керимова или Микаила Гуцериева. Существуют предположения и относительно сенатора Александра Торшина, который сегодня возглавляет единственный орган, занимающийся этим регионом — Комиссию по Кавказу, созданную при Совете законодателей Совета Федерации России. Другие прочат в проконсулы зама главу МВД Аркадия Еделева.

Однако все эти предположения не учитывают одного фактора. Сегодня наместник Президента на Кавказе должен быть не только дежурным чиновником, исполняющим циркуляры Кремля. Сегодня на Кавказе, который переживает одновременное стремительное и болезненное разрушение традиционного общества и бурное исламское возрождение, копится социальная и политическая энергия огромной силы и концентрации.

Эта энергия зачастую работает на разрушение сегодняшней политической и социальной системы, которая не может обеспечить мусульманам Кавказа справедливое правление, искоренение коррупции и кумовства, учет их интересов и религиозных потребностей. Многие в регионе жаждут коренных политических и социальных преобразований на основе Ислама и широко понимаемых религиозных ценностей.

Оттого сегодня нужен такой человек, который мог бы совладать с этим мощным энергетическим импульсом, исходящим с Кавказа, и направить его в конструктивное русло. Нужен человек, который смог бы возглавить в регионе «созидательный джихад».

Перспективы Рамзана Кадырова

Среди прочих мнений и прогнозов о том, кто мог бы занять должность президентского наместника на Кавказе, интересное мнение озвучили президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов и глава Исполкома Российского конгресса народов Кавказа Ахмед Азимов. На их взгляд, этим представителем президента может быть назначен Рамзан Кадыров.

Оптимальным, на этот взгляд, было бы введение поста вице-премьера, ответственного за Северный Кавказ, а наиболее подходящей кандидатурой на должность называется президента Чеченской республики Р. Кадырова, «поскольку тот пользуется доверием президента Дмитрия Медведева и довольно близок премьер-министру Российской Федерации Владимиру Путину».

Со слов А. Азимова, кандидатура Р. Кадырова напрашивается сразу, учитывая заинтересованность Д. Медведева в вовлечении кавказского потенциала в решение существующих проблем в регионе. Азимов отмечает, что только недавно Президент отметил заслуги Рамзана Кадырова, присвоив ему специальное звание генерал-майора милиции.

«Следует также отметить такой немаловажный фактор, что назначение Рамзана Кадырова на этот высокий пост придало бы неповторимую весомость и актуальное наполнение заявлениям о многоконфессиональном и многонациональном характере российского страны. Так как Рамзан Кадыров мог бы стать первым практикующим мусульманином в руководстве страны», — полагает Ниязов.

Помимо того, вице-премьер Рамзан Кадыров, если бы подобное назначение состоялось, согласно мнению авторов прогноза, будет «очень хорошим связующим звеном между Россией и исламским миром». Москва, напомним, является наблюдателем в Организации Исламская конференция.

Насколько осуществимы эти предположения, пока сказать сложно, учитывая непростую даже в среднесрочной перспективе ситуацию в самой Чеченской республике.

Расширение политического пространства

Стоит отметить, что дискуссия относительно введения высокого политического поста в российском правительстве для мусульманина, будь-то наместник на Кавказе, вице-премьера или вице-президента, не надуманна и в будущем приобретет еще большую актуальность.

В условиях фактического уничтожения поля публичной политики, предельной персонофикации политической сферы, невозможности отстаивания интересов крупных социальных и политических групп, в особенности мусульман, через открытый политический процесс – наличие «своего человека» во власти является хоть какой-то гарантией того, что можно добиться внимания властей к своим потребностям и запросам.

Даже если власть открытию политического пространства для самых разных политических сил, в том числе и исламских, предпочтет сохранение нынешней закрытой политической системы, все равно проблема представленности мусульман во власти и в политическом пространстве в силу усиления процесса исламского пробуждения не потеряет своей остроты, тем более, если также учесть демографические и миграционные факторы. Конечно, власть может предпочесть периодически давать мусульманам возможность выпускать пар «излишней» социальной и политической активности через конференции и лагеря на Селигере. Но это все равно не заменит полноценного и широкого участия верующих в оздоровлении того общества, в котором они живут, и которое они, как приверженцы Ислама, обязаны облагораживать.

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук

www.islam.ru

Читайте по теме:

  1. Такбир президента