Москва мусульманская
«По глазам старшего поколения видно, что нас ненавидят, а пьяная молодежь говорит нам это прямо в лицо», — жалуются представители многомиллионного мусульманского «меньшинства» в российской столице. Однако мусульманский вопрос не поднимают не только в Москве.
Пути и способы, как справиться с растущим влиянием мигрантов-мусульман, сегодня ищет вся Европа. Пока из Швейцарии доносятся дебаты по поводу недавнего запрета минаретов, во Франции борются за право девушек учиться с покрытой головой, в Бельгии и Дании опасаются насилия исламских экстремистов, а в России (официально) никаких противоречий между мусульманами и немусульманами нет.
Впрочем, как и расизма. Хотя неправительственные организации каждый год сообщают о нападениях и убийствах на почве расовой нетерпимости. Прежде всего, это касается граждан «кавказского типа». Конечно, большинство российских мусульман попадают как раз в эту категорию – это и татары, и чеченцы, и люди, приехавшие с Дальнего Востока.
Только четыре мечети
«Напишите о том, что здесь много мусульман и мало мечетей», — убеждает меня мой таджикский парикмахер Шер, пока я оплачиваю стрижку. «По пятницам молитвенные дома переполнены, нам приходится молиться снаружи на тротуаре, все приносят с собой собственные ковры. Да вы приходите, сами все увидите», — говорит он.
От московского стадиона «Олимпийский» и станции метро «Пропект мира» я иду по узкой улочке, направляясь к столичной мечети. Несколько шагов – и вы в другом мире. Небольшого пространства слишком мало для приехавших мусульман, учеников медресе с длинными бородами, почтенных старцев в тюбетейках. За рукав меня хватают мусульманки с маленькими детьми в ожидании милостыни. Над мечетью возвышаются два недостроенных минарета.
«Их строят уже год, но все никак не достроят. Нет денег. Мечетей в городе катастрофически мало, по пятницам люди молятся на улице, несмотря на дождь, снег и мороз», -жалуется Шамиль, степенный бородатый мужчина, чеченец по происхождению. Он как раз вышел из мечети. Задумавшись, Шамиль добавляет: «А какая вообще разница, ищут ли верующие божье благословение на улице или в мечети?».
По его словам, деньги на строительство мечетей собирают с верующих, еще помогают предприниматели-мусульмане, каждый дает столько, сколько может. Власти в финансировании не участвуют: церковь в России четко отделена от государства.
«Правда, православную церковь государство финансирует, только через разные фонды», — уточняет Шамиль, объясняя реальное положение дел.
«Возвращайтесь домой!»
О том, что происходит в Швейцарии, Шамиль ничего не знает: «Там запретили строить минареты? Это хорошо. Пусть мусульмане возвращаются домой. Что они там ищут? Уже давно пора махнуть рукой на Европу. Дома для них достаточно работы».
По официальным данным, в Москве два миллиона мусульман, по неофициальным – более трех миллионов. Среди них есть и коренные москвичи, в основном татары, но подавляющее большинство составляют те, кто приехал в поисках работы с Северного Кавказа и Центральной Азии. Мечетей в Москве четыре, еще есть несколько небольших молитвенных домов. Во время больших праздников, например рамадана, толпы мусульман молятся на улице рядом с мечетью – верующие «растягиваются» на несколько километров от храма. Движение транспорта в такие дни здесь перекрывают.
Почему нельзя построить больше мечетей? «Политических преград здесь нет, по сути все зависит от самих мусульман», — утверждает Мадина Эмировна Калимуллина, заместитель руководителя Международного департамента Совета муфтиев России. «Официальные структуры идут нам навстречу, они прекрасно понимают, что Россия – это многонациональное и многоконфессиональное государство, что Москва – это город для всех», — добавляет она.
Страхи перед расистами
Перед мечетью я обращаюсь к двум мужчинам с огромными черными бородами. Я спрашиваю, как москвичи относятся к мусульманам. «Это вам следует обратиться в официальные учреждения», — говорит один из них, желая избавиться от меня. Потом они все же разговорились.
«Эта ненависть москвичей направлена не против мусульман, а против всех цветных. Это расизм, направленный и на христианских грузин, и на китайских конфуцианцев. Вопрос религии для них второстепенный, они в этом даже не разбираются, это необразованные люди. Им достаточно, что человек не славянин», — говорят Равиль и Абдулла, представившиеся как журналисты из вестника местной мусульманской общины.
Настораживают данные о возрастающей активности крайне правых и неонацистских объединений. В 2008 году, согласно мониторингу независимого центра «Сова», в Москве и Подмосковье по расовым мотивам было убито 108 человек. Пока ничто не говорит о том, что ситуация может измениться к лучшему.
«Москвичи относятся к нам нехорошо. Раньше было лучше, но сегодня в людях много ненависти, они с нами не считаются. По глазам старшего поколения видно, что мы для них просто приезжие, а молодые, напившись, по-хамски говорят нам это прямо в лицо», — жалуется Равиль.
Как говорит Мадина Калимуллина, Совет муфтиев России с этой ситуацией пытается справиться с помощью различных образовательных и просветительских программ для молодых мусульман. Их учат русскому языку и стараются добиться того, чтобы они не вызывали у русских негативных эмоций.
А как видят будущее молодых мусульман Равиль и Абдулла? Для них важно, прежде всего, то, чтобы каждый сохранил свою веру, жил по закону шариата и уважительно относился к другим. А в конце они добавляют: «Что будет, знает только Аллах».
http://inosmi.ru
Опубликовано: 14.12.2009, рубрики: Аналитика.