Мольба и предопределение - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

» Фаджр6.49
Шурук8.30
Зухр12.50
Аср15.14
Магриб17.01
Иша18.41
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Мольба и предопределение

Милостью Аллах к своим рабом является то, что Он дал им право просить у Него и обращаться к Нему за помощью. На это указывают многочисленные аяты Корана и хадисы Пророка (меиб). И вряд ли вам встретится мусульманин, который бы не знал этого и не пользовался бы этой милостью.

Есть и другая истина, также известная всем верующим и на что также указывают аяты и хадисы. Эта истина заключается в том, что все происходящее во вселенной происходит по предопределению Всевышнего Творца.

Столкнувшись с этими фактами, некоторые мусульмане увидели в них противоречие. Если Всевышний Аллах уже предопределил какому-либо делу случиться, то оно случится независимо от того, просил ли этого раб или не просил. Также верно и то, что если Он не предопределил это, все равно, не случится, молил ли об этом раб или нет! Некоторые люди, размышляя о верности такого утверждения, оставили мольбу, и пришли к выводу: «Нет пользы в ней!». Такие люди наряду со своим невежеством и заблуждениями не хотят замечать противоречивость своих рассуждений. Следование их пути приводит к негодности всех причин.

Мы можем спросить кого-нибудь из них: если сытость и утоление жажды тоже предопределены и должны произойти в любом случае, так зачем утруждать себя поисками пищи и процессом ее принятия? Если человеку предопределен ребенок, то это должно случиться, независимо от того, имел ли он половое сношение с женой. Если это не предопределено, то этого не произойдет. Тогда, выходит, нет потребности в женитьбе, создании семьи т. д.

И некоторые из них придают своим заблуждениям изящную форму, говоря: «Обращение к Аллаху с мольбой — это поклонение, за которое мы получаем вознаграждение, хотя и она и не влияет на достижении желаемого. На достижение цели не влияет, просил ли ты об этом Аллаха или не просил, так как все уже предопределено».

Другая группа сказала изящнее, чем первая: «Мольба — это только признак, который установил Всевышний Аллах как знак перед удовлетворением потребностей. И когда Аллах устроил для раба мольбу, то это будет признаком для него о том, что его нужда уже удовлетворена».

Также они говорят: «И вот если человек повинуется, то ему воздается добром, а если он ослушался, то последует наказание. Повиновение и ослушание это только признаки уже предопределенного воздаяния или наказания. И повиновение, и ослушание не служат причиной воздаяния или наказания, так как и воздаяние, и наказание уже предопределены».

Согласно их рассуждениям, если какая-либо вещь сломалась от того, что ее переломили, то причина этому не преломление, а предопределение. А преломление — это всего лишь признак предопределения. Как будто вещь может оказаться сломанной прежде, чем ее начнут преломлять. И если вас убьют, то вы умрете не по причине того, что в вас стреляли, так как это всего лишь признак того, что вам предопределено было умереть.

Таким образом, они противоречат и разумному мышлению, и законам, и врожденным свойствам вещей, и тем самым сделали себя посмешищем и заставили над собой смеяться всех нормальных людей.

Поистине, никогда нельзя забывать, что любая предопределенная вещь была предопределена именно с причинами для нее. И мольба — одна из этих причин. И всякий раз, когда человек совершает причину — случается предопределенное, а если он не совершит причину, предопределения не будет. Сытость и утоления жажды предопределяются едой и питьем, и ребенок предопределяется путем полового сношения, и урожай предопределяется путем посева, и выход души животного предопределяется закалыванием, и так же предопределяется вход в рай путем деяний, и вход в ад путем деяний. Такое понимание и является истинной.

Самыми знающими в исламской общине об Аллахе и его Пророке (меиб) были сподвижники, да будет доволен ими Аллах. Они были знатоками в религии, поэтому они правильно понимали этот вопрос и его условия.

Умар ибн Хаттаб молил Аллаха о помощи над своими врагами, не смотря на то, что его войско было самое большое. Он говорил своим сподвижникам: «Вы побеждаете не своей многочисленностью, а побеждаете с помощью Аллаха». Также он говорил: «Поистине, меня не беспокоит принятие моей мольбы, однако меня тревожит сама мольба, и если вам вдохновлена мольба, знайте, что с ней будет и ответ на призыв».

И кому была вдохновлена мольба, то Аллах Сам хочет ответить на его призыв, Всевышний Аллах говорит:

«Молите Меня, Я отвечу вам». (Сура «Верующий», 60).

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне». (Сура «Корова», 186).

Абу Хурайры рассказывал: «Посланник Аллаха (меиб) сказал: «Тот, кто не просит Аллаха, вызывает на себя Его гнев». (Ибн Маджа)

Это указывает на то, что Его довольство в просьбе у Него и в повиновении Ему. И если будет доволен Всевышний Аллах, то все блага в Его довольстве, так же, как и все несчастия и беды в Его гневе и в ослушании.

Имам Ахмад, в своей книге «Китабу-зухд», приводит священный хадис: «Я Аллах, нет Бога, кроме Меня, если Я буду доволен, то благословляю, и нет Моему благословению конца. Но если Я гневаюсь, то проклинаю, а Мое проклятие достигает седьмого поколения».

Поистине, разум, священные писания, врожденное свойство и опыт народов указывают на то, что приближение к Господу миров, стремление к Его довольству, свершение благих деяний по отношению к Его творениям, — все это из самых великих причин, привлекающих все блага. И наоборот, отсутствие всего этого из самых великих причин, навлекающих зло. И ничто так не способствует получению милости Всевышнего Аллаха и не отстраняет Его гнев как повиновение Ему, приближение к Нему и совершение блага к Его творениям.

Всевышний Аллах установил прочную связь между деяниями людей и воздаянием.

Подтверждение этому имеется в Священном Коране более чем в тысячи аятах, как например:

«Когда же они преступили то, что им запрещали, Мы сказали им: «Будьте обезьянами презренными!» (Сура «Преграды», 166 ).

«А когда они Нас прогневали, Мы отмстили им». (Сура «Украшения», 55).

И также из Его слов:

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и женщин, покорных мужчин и женщин, правдивых мужчин и женщин, терпеливых мужчин и женщин, смиренных мужчин и женщин, подающих милостыню мужчин и женщин, постящихся мужчин и женщин, хранящих целомудрие мужчин и женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду!» (Сура «Сонмы», 35).

И таких аятов очень много.

Иногда Он указывает на связь возмездие или воздаяние с определенными условиями, например:

«Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас». (Сура «Добыча». 29).

«Если бы они (т.е. люди и джинны) были стойки на прямом пути, Мы бы напоили их водой вволю». (Сура «Джинны». 16).

Одним словом весь Коран от его начала до конца ясно показывает, что Аллах щедро воздает за добрые деяния и сурово наказывает за плохие.

Необходимо тщательно проанализировать этот момент и сформировать правильное понимание предопределения, и избегать пагубного фатализма. Правильное понимание приводит к тому, что человек старается противостоять предопределению другим предопределением.

Поистине, голод, жажда, холод и другие виды опасения и страха это является предопределения, и все творения стремятся избавиться этого предопределения другим предопределением. И тем самым тот, кому содействовал Аллах и раскрыл ему сознание, тот спасается от предопределения наказания предопределением покаяния, веры и благими деяниями. То есть устрашающим предопределениям в этой мирской жизни, противопоставляет противоположные им, ведь Господь двух миров Один, мудрость Его одна, и противоположные предопределения не противоречат и не отменяют друг друга. Этот вопрос из самых достойных и возвышенных вопросов для тех, кто знает его цену и соблюдает его должным образом. Да спасет нас всех Аллах.

Мухаммад КАЗАМИ (По книге ибн Кайима аль-Джаузий «Болезнь и исцеление)

Исламская Цивилизация