Дороги, которые мы выбираем
Мукаддас-хазрат Бибарсов
Жизнь, по своей сути — стремление вперёд, движение в земном пространстве на протяжении временного промежутка, исчисляемого годами и десятилетиями. Прожить жизнь можно серо и с видимой беззаботностью, а можно — действенно и целеустремлённо, одухотворённо и нравственно; прожить так, чтобы память о твоей жизни хранилась в истории поколений. Каждый из нас, в меру своих способностей, возможностей, желаний и устремлений делает свой выбор: как прожить, какие духовные ориентиры для себя избрать?
Думаю, не ошибусь, если скажу, что, перейдя рубеж веков и тысячелетий, наполненный множеством драматических событий, мы, тем не менее, всё больше начинаем ощущать себя общностью людей, состоящих из личностей, имеющих возможность выбора духовных ценностей, обладающих свободой действий, но преследующих при этом общие интересы: формирование нового свободного государства — Отечества — постоянно развивающейся страны, состоящей из многочисленных, самобытных народов, наций, культур, стремящихся жить и созидать в единстве, мире, согласии, добрососедстве, веротерпимости; гордящихся своей одухотворённостью, историей, своим настоящим и создающим своё нравственное будущее, в котором ведущая роль принадлежит молодёжи. В этом — наши помыслы, мечты, желания.
Много перемен к лучшему произошло за последние годы. Моему поколению повезло — мы сформировались как личности в условиях относительной свободы. Мы знаем ей цену, но также хорошо понимаем, что всё, чего мы достигли по воле Всевышнего — это мощь нашего духа, усиленная верой и дополненная исторической мощью народов, культур, мощью Родины, что в результате даёт каждому человеку возможность выбора правильного пути.
Но, к сожалению, огонь многих горящих сердец быстро угас и превратился в тлетворный пепел. И это в первую очередь относится к нам, мусульманам, и народам, исповедующим ислам.
Пятнадцать лет назад для нас открылась возможность общего духовного, нравственного, социального, национального и экономического возрождения. Но подъем в духовном развитии не произошёл. Мы дружно заявили о своей готовности идти вперёд, громко прокричали о своих желаниях и возможностях, но, ступив на путь развития, остановились, озираясь в нерешительности, заметались, а кое-где и попятились назад. Ни по моральным, ни по этическим, ни по религиозным качествам мы к сожалению, до сих пор не стали единой мусульманской умой; единым народом, состоящим из высоко одухотворённых личностей; народом, который уважают, на который равняются, с которого берут пример. Духовный ренессанс, которого ждали верующие России, на который все надеялись, — не произошёл.
Да, мы построили и реставрировали тысячи мечетей, с богатой, уникальной архитектурой. Один из наших муфтиев ряд лет безуспешно претендующий на лидерство в исламской умме России и роль Верховного муфтия страны, часто заявляет о том, что в его подчинении (!) находится свыше двух с половиной тысяч мечетей. Внушительная цифра. Но что решает количество мечетей, когда в своём абсолютном большинстве они пусты, и заполняются от силы два раза в год?
Да, в некоторых регионах народ постоянно и массово ходит в мечети, но духовный и нравственный уровень верующих остаётся таким, как и 10-15 лет назад. Не произошло заметных движений вперёд ни в религиозном образовании, ни в просвещении, ни в сферах информации и коммуникаций.
Население регионов, живущее бок о бок с исламскими народами, не получает сколь-нибудь достоверной информации о нашей вере, её положительных, духовных и нравственных аспектах. Наоборот, глядя со стороны на мусульманский мир России, у них нередко создаётся впечатление, что этот мир раздираем противоречиями, амбициями религиозных и национальных лидеров, пытающимися трактовать ислам в зависимости от собственных карьерных устремлений. Для постороннего человека-обывателя мусульманский мир полностью соответствует нагнетаемой антиисламской истерии: мир без внутреннего мира, раскалываемый противоречиями, разделённый взаимными обвинениями и состоящий в своём большинстве из «экстремистов, террористов, ваххабитов, исламистов, фундаменталистов» и так далее. Попробуйте его убедить в обратном. Попробуйте доказать обществу истинную суть мусульманской веры, за которой — мир, согласие, умиротворение, веротерпимость, социальное равенство, братство и другие общепринятые человеческие ценности и идеалы. Как это сделать, чем, при помощи чего? Для многих молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, пытающих самоопределиться в своей религиозной принадлежности, сделать свой духовный выбор, при нынешнем положении дел в мусульманском сообществе, очень сложно. Подвергнутые сомнению нередко становятся лёгкой добычей различных сект, группировок, а мы продолжаем сокрушаться по поводу падения нравов, безверия, бездуховности и бездушия нашей молодёжи. И пока мы сокрушаемся, не принимая при этом никаких мер к исправлению ситуации, молодёжь уходит от нас. И как следствие из этого рождаются новые проблемы: наши дети не могут уйти от греха, растёт пьянство, наркомания, рушатся семьи, катастрофически ухудшается демографическая ситуация. Что мы можем противопоставить этому в сложившейся ситуации?
На всех нас, вместе взятых, много вины. Даже в периодически нагнетаемой антиисламской истерии большая доля ответственности лежит на самих мусульманах, не противостоящих, потакающих сомнительным лидерам.
Надуманный и запущенный в обиход в середине 90-х годов жупел «ваххабизма», первоначально являлся символом разделения исламской уммы страны на лояльных официальным религиозным структурам и не согласных с ними. Даже прогрессивно мыслящие журналисты — немусульмане, разобравшись в целях и средствах, ради которых муссировался «ваххабизм», первоначально пытались дать отпор нагнетаемой истерии в прессе (см. газеты 1997-1998 г.г.). Но и они оставили эту пустую затею, когда обвинения в «ваххабизме», начали раздаваться направо и налево из уст самих исламских лидеров России. В конце концов, достигнув своего апогея, «ваххабизм» превратился в огульное обвинение всех мусульман России, среди которых оказались и сами обвинители.
Время расставляет всё на свои места. Вот и пугающий всех, и никому непонятный «ваххабизм» опостылел обществу, и начал сходить на нет. И в мусульманское общество России постепенно приходит осознание того катастрофического положения, к которому оно вплотную подошло. Только наступит ли решительный и коренной перелом в сторону перемен к лучшему, или нам подбросят новые «измы», которые мы с радостью подхватим и на которые вновь начнём делиться? До последнего мусульманина, до полного раскола.
Есть и ещё поводы для глобального анализа, осмысления своей роли в обществе. В этом году исполнилось 1080 лет принятию ислама народами Поволжья в качестве государственной религии. Ни один мусульманин не пришёл тогда на эту землю с мечом и не заставил людей принимать свою веру. Наоборот. Тюркские народы приняли ислам массово и добровольно, ибо они увидели в пришедших к ним мусульманах благородных, честных, передовых людей, держащих своё слово, несущих с собой мир, созидание и развитие. Увидели мусульман, узнали их с самой лучшей стороны и стали брать с них пример, чтобы самим стать такими же, и прийти с этими качествами и открытой душой к другим народам.
Невольно задаю себе (и читателям) вопрос: а если бы мы, сегодняшнее поколение мусульман, пришли бы к ним в состоянии, в котором мы сегодня находимся? Как бы восприняли нас эти народы? Приняли бы они ислам нашего времени и нашего образца? Пусть каждый сам ответит на все эти вопросы.
К сожалению, по многим качествам мы не соответствуем требованиям Священного Корана и Сунне Пророка (м. и. б.). Это подтвердил в очередной раз крупнейший форум — Всемирный Конгресс татар, состоявшийся недавно в Казани.
На представительный форум второй, государствообразующей нации России съехались делегаты из разных стран и регионов. Об огромном значении Конгресса говорит и тот факт, что его посетили представители государственной власти страны самого высокого ранга, включая Президента Российской Федерации. Всё это, вместе взятое, в очередной раз подтвердило огромную роль татарской нации — самой крупной нации из мусульманских народов России. А следовательно, нации, на которую обращают пристальное внимание, на которую равняются, с которой берут пример другие народы. И это накладывает на всех татар, и в первую очередь, татар-мусульман, высокую ответственность за состояние жизненно важных аспектов. За состояние духовности, нравственности, религиозного самосознания и просвещения, культуры, морали — всего, что способствует национальному и духовному возрождению народов.
Но о какой ответственности сегодня можно говорить, когда на многих делегатов, пьянствовавших ночи напролёт, стыдно было смотреть? А ведь это — лидеры татарского- мусульманского народа. Или эти «лидеры» настолько возгордились собственным достатком и величием, что посчитали себя вправе быть вне каких-либо законов.
О каком возрождении мы можем вести речь, как мы можем призывать к морали, нравственности и духовности, когда наши представители пьянствуют и утопают в пороках?
Сам я начинал свою общественную деятельность с участия в татарском национальном движении с надеждой, что руководители и активисты национальных организаций возьмут ислам за основу, в качестве фундамента, цементирующей силы своей идеологии. Но как теперь приходится с горечью убеждаться, ислам, к сожалению, был нужен им для декорации, как элемент украшения, как знамя или иной атрибут. Сегодня мы все видим, в каком плачевном состоянии находятся все национальные движения России, национальные культуры, нравственность и духовность.
Главный ресурс лидера, политика, руководителя — доверие людей к тому, что говорит и что делает. К сожалению, у многих сегодня слова расходятся с делами на противоположные полюса. Отсюда и процветание всех грехов, разрушающих наше общество и каждую личность.
Сегодня ещё есть возможность избежать повальное падение в безнравственность. Это лекарство — ислам, наша вера, не раз спасавшая нас и возрождавшая из пепла веков. Сделать можно многое, если, конечно, будет желание хоть что-то делать, к чему-то стремиться. Стоит только по-настоящему захотеть и объединить усилия.
А народ, сила духа которого укреплена верой, всегда выбирает достойное будущее, строит его для себя и своих потомков. Он же, народ в полной мере определяет своих настоящих лидеров, тех, кто ему ближе, достойнее, с кем по пути в грядущее, которое, несмотря ни на что, Инша-Аллах будет прекрасным.
Давайте не просто посмотрим на себя в зеркало, а пристально вглядимся в наши, искривлённые бытом и морщинами грехов, отражения. Вглядимся и признаемся самим себе: есть от чего прийти в ужас, есть от чего содрогнуться и броситься на поиски средств и методов общего оздоровления. И только тогда мы поймём, что все эти средства — рядом, под рукой, в глубине души каждого из нас.
Сегодня мы застыли в нерешительности на дороге в будущее. На дороге, у которой много ответвлений, перекрёстков, тупиков. С которой можно сойти или повернуть вспять в результате одного, неверного шага. Мы стоим на ней и топчемся в стыдливом неведении, твёрдо зная при этом, что единственно правильный путь вперёд, в достойное будущее — Покорность Богу-Создателю и Повелителю миров. Какие дороги мы выберем, за кем, с кем и куда пойдём?
Опубликовано: 09.04.2009, рубрики: Аналитика.