Арслан-хазрат Тимербулатов об аль-Азхаре накануне восстания - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.49
Шурук8.30
Зухр12.50
Аср15.14
Магриб17.01
Иша18.41
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Арслан-хазрат Тимербулатов об аль-Азхаре накануне восстания

Арслан-хазрат ТемирбулатовГородок для иностранных студентов аль-Азхара (البعوث الإسلامية مدينة), расположенный в районе Абассия ( عبسية ) находится в 20 минутах пути от аэропорта (если нет пробок). Городок окружён высоким забором, внутри периметра которого находится около 35 зданий, большинство из которых являются общежитиями для студентов, остальные – это здания администрации, столовые, душевые, библиотека, больница и другие.

Нас поселили в специально предназначенном для имамов корпусе, первый этаж которого был столовой, второй – для имамов из-за рубежа, третий – для египетских имамов, а четвёртый чаще всего пустовал, иногда там временно селился обслуживающий персонал.

Приблизительно в двух километрах от городка высятся два высоких минарета мечети Ар-рахман, которая была построена совсем недавно и на данный момент являющаяся красивейшей в Египте, а может быть и на всём Ближнем Востоке. В 20 минутах ходьбы от городка начинается район Хусейн, прежде всего знаменитый двумя культовыми историческими постройками – это мечеть Аль-азхар и мечеть Хусейн. Туристов же в этом районе больше всего привлекает восточный базар. А для студентов… на каждом шагу книжные лавки, в которых можно найти совершенно разную литературу и всё по низким ценам – что ещё нужно для тех, кто всерьёз интересуется религиозной литературой на арабском языке. К примеру, я там приобрёл 4ёхтомник «Фикху-Сунна» Саида Сабика всего за 50 фунтов, что в пересчёте на наши «российские» — 250 рублей!

Аль-азхар – это старейший в мире исламский университет, который не только сохранился до наших дней, но продолжает оказывать сильнейшее влияние на развитие мусульманской мысли во всём мире, несравнимое с каким либо другим институтом. Основное преимущество этого университета и может быть причина, по которой он до сих пор играет такую значительную роль в мусульманской Умме – это плюрализм и рассмотрение широкого диапазона различных мнений. А это важнейшие факторы для формирования Иджтихада, без которого многие мусульманские дисциплины были бы просто абстрактными науками, не имеющими никакого отношения к действительности.

Среди плюсов азхаровского образования нельзя не отметить его широту и разносторонность. То есть, обучаясь в университете, вы не получите узкое и однобокое представление по каким-либо вопросам, как это имеет место в некоторых других исламских учебных заведениях. Напротив, вы найдете большой спектр мнений различных ученых, что предотвращает появление фанатично преданных одной точке зрения мусульман и раскол на основе разногласий в вопросах фикха.

К минусам можно отнести не столько программу образования, сколько саму систему обучения. В ней мало порядка, отсутствует дисциплина, слаб также уровень материальной базы университета. Впрочем, это проблема не только Аль-Азхара, но, к сожалению, всей мусульманской Уммы.

По поводу преподавания. У Аль-Азхара очень высокие требования к профессионализму преподавательского состава. Достаточно привести слова знаменитого проповедника Мухаммеда Хасана: « В Аль-Азхаре такие учёные, учениками которых мы быть недостойны». Высший преподавательский состав – это доктора исламских наук, практики, которые помимо преподавания заняты широким кругом деятельности. Они не относятся к тому роду ученых, которые живут в башне из слоновой кости и глядят на мир через призму средневековых представлений.

Курсы имамов (в нашем случае 87ые по счёту) длились 3 месяца. Помимо традиционных для исламских учебных заведений наук, (тафсир, хадис, жизнеописание пророка, таджвид, основы правоведения, арабский язык) мы к тому же ещё изучали следующие предметы (названия говорят сами за себя): роль и положение семьи в Исламе, Ислам и современность, исламская экономика, история мусульманского правоведения, вероубеждение и суфизм, вероубеждение и мусульманская этика, сравнительное правоведение.

В основном обучение проходило в самом студенческом городке в одном из корпусов, первый этаж которого был оборудован под классы. Занятия проводились в форме лекций, во время которых разбирались актуальные вопросы, в том числе касающиеся политики, экономики, экологии. Поэтому для прохождения этих курсов требуется основательное знание арабского языка (умение читать статьи в газете на вышеописанные темы), мусульманских наук, умение разбираться в различных направлениях в Исламе, иметь хорошее светское образование. В процессе обучения иногда бесплатно выдавались книги, авторами которых являлись сами преподаватели. Помимо обучения на самих курсах, можно также посещать уроки, проводимые имамами в различных мечетях.

Всего на наших курсах обучалось 22 иностранца (не все из них были имамами): 5 –из Судана (один из них был журналистом, ещё один возглавлял центр по исламскому призыву), 2 – из Индии, 3 – из Пакистана (в том числе муфтий одного из регионов Пакистана), 2 – Из России, 9 – из Нигерии, 1 – из Швеции (является одним из руководителей Исламского центра в Стокгольме). Параллельно с нашими курсами также проходили двухнедельные курсы для египетских имамов, прибывших в Каир из разных городов Египта.

Хочется отдать должное организаторам наших курсов, которые позаботились не только о нашем обучении, также была широко предоставлена и культурная программа, а именно экскурсии по различным историческим местам. Благо, что таких мест в Египте, как всем известно, много. Поэтому на этом останавливаться не буду.

Питание и обеспечение. Кормили два раза в день – завтрак и обед. Конечно не шведский стол (вообще, арабская кухня особым разнообразием не блещет), но где это видано, чтобы студенты хорошо питались. Поэтому приходилось тратиться на дополнительное питание. Цены на продукты там, в целом дешевле. В конце каждого месяца нам выдавали стипендию в 100 фунтов и именно наши курсы стали первыми, когда выдача стипендии имамам начала практиковаться.

По окончании обучения нам вручили 2 сертификата: один – о прохождении курсов вообще, а второй – о прохождении специальных курсов по исламской экономике. Также нам подарили одежду азхаровских шейхов. В Египте такую одежду могут носить только те, кто действительно обучался в Аль-Азхаре.

Время нашего пребывания в Египте (с октября по декабрь 2010 года) пришлось на тот момент, когда в египетском обществе стали нарастать антиправительственные настроения, которые, как известно, вылились в масштабные манифестации в конце января 2011 года. Воздух был наэлектризован. Все вели себя так, как будто о чём-то сговорились. В ноябре проводились выборы в парламент, результаты которых были сфальсифицированы и которые население просто проигнорировало. Наши преподаватели, которые представляли собой срез интеллигенции египетского общества, намёками нам давали понять о своём недовольстве существующим режимом. Вслух говорить об этом было непринято, да и опасно. В ноябре-декабре мы стали свидетелями нескольких антиправительственных демонстраций — сначала в Каире, а потом и в Александрии. Во время одной из них при мне был арестован молодой египтянин, который попытался сфотографировать происходящее мобильным телефоном. Хвала Аллаху, что я не успел тогда достать свой мобильник из кармана — повсюду сновали агенты спецслужб в штатском, царила обстановка всеобщего недоверия. Каждый день совершались полицейские рейды, в ходе которых арестовывали неугодных правительству. В народе президента, а в его лице и всю власть называли Али Баба (для египтян это отрицательный герой – олицетворение мошенничества и разбоя). Пусть Аллах даст мира, свободы и процветания всем мусульманам. Аминь.

И в заключение хотелось бы сказать об ошибочности мнения многих представителей российского духовенства, которые предлагают отказаться от отправки студентов за рубеж. Глубокое изучение Ислама без выезда в арабские страны на сегодняшний день – утопия. Подготовка любого специалиста требует практического курса, максимально приближенного к естественной среде взаимодействия в данной сфере. Особенно это актуально в отношении арабского языка, без которого исламское образование ни в коем случае не может быть полноценным.

Также хочется отметить, что, к сожалению, нет никакого взаимодействия, нет никаких контактов между российскими духовными управлениями, российским правительством и исламскими учебными заведениями в арабских странах. Общаясь с имамами и студентами из других государств, я заметил, что между их духовными управлениями, причём на правительственном уровне, налажена крепкая связь с Аль-Азхаром. Мне лично пришлось наблюдать как делегации из различных стран – Франции, Пакистана, Швеции, Малайзии и др. – приходили на приём к руководству Аль-Азхара. В прошлом году был открыт филиал университета в Великобритании! Стоит ли удивляться после этого, что у нас до сих пор на тех, кто отучился в арабских странах, смотрят как на маргиналов и экстремистов.

Однажды один из наших преподавателей рассказал нам одну историю, за действительность которой я не могу поручиться. Как-то раз папа римский решился навестить коптов в Египте (10% населения в Египте – это копты-христиане), а так как копты относятся к ортодоксальной православной ветви христианства и не признают католицизм, патриарх александрийский отказался встретить папу, аргументировав свой отказ просто и ясно: «Он кяфир». «И что, – спросили мы, – как выкрутились?» А преподаватель ответил: «Пришлось шейху Аль-Азхара встречать его».

Арслан Тимербулатов, имам-хатыб мечети г. Маркс Саратовской области специально для Ансар.ру