Как арабы стали трезвенниками - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
Аср15.15
Магриб17.04
» Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Как арабы стали трезвенниками

В настоящее время российское общество особое внимание уделяет решению проблемы алкоголизма, наркомании и табакокурения. В связи с этим нам стоит рассмотреть и воспользоваться уже накопившимся мировым опытом в преодолении этих пороков. На мой взгляд, успешным примером разрешения этой проблемы является борьба за отрезвление арабского общества, которое страдало от алкогольной зависимости 14 веков назад. В течение всего этого времени и до сегодняшних дней с появлением ислама среди арабов исчез и больше не появлялся это порок, а привычка употребления всех разновидностей алкоголя стала порицаема и неприемлема мусульманским сообществом. В связи с этим было бы целесообразно рассмотреть этот пример отказа от опьяняющих напитков с точки зрения его применения к реалиям российского общества.

Стоит отметить, что Бог, посылая Откровения человечеству через Своего Посланника Мухаммада (мир ему и благословение), не сразу запретил людям употребление алкоголя. Необходимо подчеркнуть, что процесс борьбы с этим пороком шёл постепенно в следующем порядке.

Вначале Бог обратился к людям со следующим: «И из плодов пальм и лоз вы берёте себе напиток пьянящий и хорошее пропитание» (Коран, 16: 67) (в доисламский период арабы делали вино из фиников и винограда). Читая Коран, замечаем, что Бог перечисляет Свои дары, предназначенные людям на земле, при этом указывая на их положительное или отрицательное воздействие на человека. Например, финики, виноград, мёд полезны человеку, а различные виды опьяняющих напитков Он не приписывает к Своим дарам и не говорит об их положительном влиянии на человека.

Значит, Бог в начале Своих Откровений различает хорошее и вредное. Знаем, что из винограда и фиников можно получить «пропитание» полезное, но и «напиток опьяняющий». В настоящее время я назвал бы этот процесс – запрещение рекламы различных разновидностей спиртных изделий. Ведь не секрет, что употребление алкоголя, особенно пива, сегодня стало определённым стилем жизни молодого поколения, проявлением одного из элементов отдыха, нормой во многом благодаря рекламе. Поэтому нашей первостепенной задачей является изменение сознания российского общества в сторону понимания вредности употребления алкоголя, курения, тем более других наркотиков, и выход за рамки этих стереотипов.

Признавая пиво алкогольным изделием и, следовательно, прекращая его рекламу в средствах массовой информации, мы выполним одну из первостепенных задач отрезвления общества. Надеемся, что в скором будущем мы совместными усилиями добьёмся разрешения этого вопроса, что, несомненно, будет только способствовать приостановке формирования общественного сознания и развенчивания понятия положительного влиянии алкоголя на человека.

Следующий этап, который прошли мусульмане в тот период, был связан с ниспосланием Богом следующего стиха Корана: «Они спрашивают тебя о вине и майсире. Скажи: «В них обоих – великий грех (вред) и некая польза для людей, но грех (вред) их – больше пользы» (Коран, 2: 219) (майсир – это одна из разновидностей азартных игр у арабов в доисламский период). Ясно и понятно Бог обратился к людям. Ещё Всевышний не запретил употребление спиртного, но в этом аяте находим однозначное подтверждение тому, что вред, причинённый употреблением алкоголя, больше, чем «польза для людей».

Второй этап является продолжением первого и заключается в пропаганде здорового образа жизни и усиления общественного сознания в сторону выработки в нём презрения к вредным привычкам и установления в обществе принципов здорового образа жизни.

Третий шаг находим вот в этих словах Корана: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите…» (Коран, 4: 43), – так обратился Бог к мусульманам спустя некоторое время, когда общество изменилось и осознало вред, наносимый алкоголем. Опять же, Бог полностью ещё не запретил употребление спиртных изделий, а как бы подготавливает людей к этому.

В наше время в России мы можем также применить эту заповедь Бога в виде ограничения распития алкоголя, например, в общественных местах, в определённое время суток, в присутствии детей и подростков и др. Этот приказ Божий в своё время имел большой эффект, так как люди значительно уменьшили дозы и количество употребляемого алкоголя. Отметим, что этот этап наступил только после успешного разрешения вышеназванных, когда общественное сознание изменилось коренным образом.

Четвёртый этап. «О вы, которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники, стрелы – мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, – может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Бога и от молитвы. Удержитесь ли вы?» (Коран, 5: 90,91).
Когда это Божье Откровение было ниспослано людям, все мусульмане добровольно вылили свои запасы вина на улицу так, что историки говорят: «Улицы выглядели как после дождя». И до сих пор, спустя 1430 лет, алкоголь никогда больше не появлялся в этих местах. Одним словом, по истечении 23 лет полностью была решена проблема распития алкогольных изделий.

Конечно, в ускорении этого процесса духовность людей сыграла большую роль. Поэтому, верю, что и народы России, возвращаясь к своим духовным ценностям, нравственности и доброте, будут только способствовать ускорению процессов преодоления пороков современного общества. А опытом мусульманских стран считаю, можно и нужно воспользоваться для применения его в России.

Нидаль Эль Хих

Otsar.ru