Москва мусульманская - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
Аср15.15
Магриб17.04
Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Москва мусульманская


«По глазам старшего поколения видно, что нас ненавидят, а пьяная молодежь говорит нам это прямо в лицо», — жалуются представители многомиллионного мусульманского «меньшинства» в российской столице. Однако мусульманский вопрос не поднимают не только в Москве.

Пути и способы, как справиться с растущим влиянием мигрантов-мусульман, сегодня ищет вся Европа. Пока из Швейцарии доносятся дебаты по поводу недавнего запрета минаретов, во Франции борются за право девушек учиться с покрытой головой, в Бельгии и Дании опасаются насилия исламских экстремистов, а в России (официально) никаких противоречий между мусульманами и немусульманами нет.

Впрочем, как и расизма. Хотя неправительственные организации каждый год сообщают о нападениях и убийствах на почве расовой нетерпимости. Прежде всего, это касается граждан «кавказского типа». Конечно, большинство российских мусульман попадают как раз в эту категорию – это и татары, и чеченцы, и люди, приехавшие с Дальнего Востока.

Только четыре мечети

«Напишите о том, что здесь много мусульман и мало мечетей», — убеждает меня мой таджикский парикмахер Шер, пока я оплачиваю стрижку. «По пятницам молитвенные дома переполнены, нам приходится молиться снаружи на тротуаре, все приносят с собой собственные ковры. Да вы приходите, сами все увидите», — говорит он.

От московского стадиона «Олимпийский» и станции метро «Пропект мира» я иду по узкой улочке, направляясь к столичной мечети. Несколько шагов – и вы в другом мире. Небольшого пространства слишком мало для приехавших мусульман, учеников медресе с длинными бородами, почтенных старцев в тюбетейках. За рукав меня хватают мусульманки с маленькими детьми в ожидании милостыни. Над мечетью возвышаются два недостроенных минарета.

«Их строят уже год, но все никак не достроят. Нет денег. Мечетей в городе катастрофически мало, по пятницам люди молятся на улице, несмотря на дождь, снег и мороз», -жалуется Шамиль, степенный бородатый мужчина, чеченец по происхождению. Он как раз вышел из мечети. Задумавшись, Шамиль добавляет: «А какая вообще разница, ищут ли верующие божье благословение на улице или в мечети?».

По его словам, деньги на строительство мечетей собирают с верующих, еще помогают предприниматели-мусульмане, каждый дает столько, сколько может. Власти в финансировании не участвуют: церковь в России четко отделена от государства.

«Правда, православную церковь государство финансирует, только через разные фонды», — уточняет Шамиль, объясняя реальное положение дел.

«Возвращайтесь домой!»

О том, что происходит в Швейцарии, Шамиль ничего не знает: «Там запретили строить минареты? Это хорошо. Пусть мусульмане возвращаются домой. Что они там ищут? Уже давно пора махнуть рукой на Европу. Дома для них достаточно работы».

По официальным данным, в Москве два миллиона мусульман, по неофициальным – более трех миллионов. Среди них есть и коренные москвичи, в основном татары, но подавляющее большинство составляют те, кто приехал в поисках работы с Северного Кавказа и Центральной Азии. Мечетей в Москве четыре, еще есть несколько небольших молитвенных домов. Во время больших праздников, например рамадана, толпы мусульман молятся на улице рядом с мечетью – верующие «растягиваются» на несколько километров от храма. Движение транспорта в такие дни здесь перекрывают.

Почему нельзя построить больше мечетей? «Политических преград здесь нет, по сути все зависит от самих мусульман», — утверждает Мадина Эмировна Калимуллина, заместитель руководителя Международного департамента Совета муфтиев России. «Официальные структуры идут нам навстречу, они прекрасно понимают, что Россия – это многонациональное и многоконфессиональное государство, что Москва – это город для всех», — добавляет она.

Страхи перед расистами

Перед мечетью я обращаюсь к двум мужчинам с огромными черными бородами. Я спрашиваю, как москвичи относятся к мусульманам. «Это вам следует обратиться в официальные учреждения», — говорит один из них, желая избавиться от меня. Потом они все же разговорились.

«Эта ненависть москвичей направлена не против мусульман, а против всех цветных. Это расизм, направленный и на христианских грузин, и на китайских конфуцианцев. Вопрос религии для них второстепенный, они в этом даже не разбираются, это необразованные люди. Им достаточно, что человек не славянин», — говорят Равиль и Абдулла, представившиеся как журналисты из вестника местной мусульманской общины.

Настораживают данные о возрастающей активности крайне правых и неонацистских объединений. В 2008 году, согласно мониторингу независимого центра «Сова», в Москве и Подмосковье по расовым мотивам было убито 108 человек. Пока ничто не говорит о том, что ситуация может измениться к лучшему.

«Москвичи относятся к нам нехорошо. Раньше было лучше, но сегодня в людях много ненависти, они с нами не считаются. По глазам старшего поколения видно, что мы для них просто приезжие, а молодые, напившись, по-хамски говорят нам это прямо в лицо», — жалуется Равиль.

Как говорит Мадина Калимуллина, Совет муфтиев России с этой ситуацией пытается справиться с помощью различных образовательных и просветительских программ для молодых мусульман. Их учат русскому языку и стараются добиться того, чтобы они не вызывали у русских негативных эмоций.

А как видят будущее молодых мусульман Равиль и Абдулла? Для них важно, прежде всего, то, чтобы каждый сохранил свою веру, жил по закону шариата и уважительно относился к другим. А в конце они добавляют: «Что будет, знает только Аллах».

http://inosmi.ru