Кремлевские звезды и Полумесяц - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
Аср15.15
Магриб17.04
Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Кремлевские звезды и Полумесяц

Мусульманская община ищет свое место в российской политике

На прошлой неделе председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин сделал ряд громких заявлений. Эти заявления явно были рассчитаны на то, чтобы российская общественность, и прежде всего немусульмане, обратила внимание на деятельность возглавляемой Гайнутдином религиозной организации и исламской общины вообще. В последнее время в религиозной жизни страны явно доминирует Русская Православная Церковь благодаря активности Патриарха Кирилла, затеняющего на информационном поле прочих духовных лидеров.

Глава РПЦ стремительно перемещается по городам и весям, едва ли не ежедневно выступая с речами, которые потом по долгу службы вынуждены комментировать политологи и журналисты. Дошло до того, что лидера российского православия начали называть третьим в стране политиком после президента и премьер-министра. Похоже, сам Предстоятель Церкви уверовал в свою миссию объединителя славян и с охотой формулирует политические задачи единения «православных государств».

И вот представитель второй по влиянию религиозной общины в стране решил возвысить свой голос. Муфтий Гайнутдин напомнил о миллионах российских мусульман. «Тех, кто считает, что Россия – только православное государство и должны жить в России только русские, я считаю врагами нашего государства!» – сказал глава СМР на пресс-конференции, посвященной международной конференции «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности». Сама конференция, организованная Советом муфтиев, должна была подчеркнуть статус этот религиозной организации. Форум, состоявшийся в конце сентября в престижном Колонном зале Дома Союзов, собрал представительный состав участников. По приглашению московских мусульман в российскую столицу прибыли политические и религиозные деятели из стран Ближнего Востока, а также особый гость – президент Чечни Рамзан Кадыров. Авторитет молодого чеченского лидера в мусульманском мире стоит авторитета десятка муфтиев. В глазах зарубежных единоверцев Кадыров приобрел уважение как успешный и популярный руководитель, активно насаждающий в своей республике исламские нормы жизни.

Этот состоявшийся на конференции союз двух влиятельных общин – московской и кавказской – знаменателен. В стране есть и другие исламские духовные управления, об их сложных взаимоотношениях с Советом муфтиев и соперничестве между ними хорошо известно. Но у СМР есть большое преимущество – его руководство находится в Москве, а не в Казани или Уфе. Московские мусульмане обладают всеми преимуществами столичных жителей – здесь сконцентрированы финансы, политические возможности. Что тоже немаловажно, численность приверженцев этой религии в городе все время растет.

По влиятельности с московской общиной может сравниться только Северный Кавказ. Почему это происходит, не надо объяснять. За последние 15 лет тем или иным путем кавказские мусульмане добились того, что их лояльность высоко ценится в Кремле. Тем, кто в курсе дела, известно, как часто кавказским муфтиям приходится бывать в Москве, и причины этих визитов в столицу тоже известны – их ждут в резиденции президента России.

Иногда создается впечатление, что муфтии – как московские, так и северокавказские – «дышат в затылок» РПЦ, своими действиями и заявлениями словно оспаривая претензии православия на особые привилегии перед государством. Например, давно известные планы Церкви открывать в каждом районе Москвы православные храмы вызвали недавно реакцию мусульманской общины. Православные особенно настаивают на массовом строительстве своих культовых сооружений в спальных районах. По понятным причинам, храмов на сегодняшний день там не так много, и верующим в церковные праздники негде собраться на богослужение.

Этот аргумент обращается в руках их мусульманских оппонентов в грозное оружие. Некоторые спальные районы столицы, прежде всего на востоке, стали подобием этнических кварталов выходцев из исламских республик России и стран СНГ. Уровень религиозности мусульман, как считается, гораздо выше, чем православных верующих. Мечети и впрямь переполнены, особенно на праздники. Если верить одному из исламских электронных СМИ, во время богослужения на недавний праздник Ураза Байрам в Соборной мечети Москвы хватило места лишь малой части прихожан. Молящиеся заняли не только двор мечети, но и территорию ресторана «Макдоналдс» и находящегося по соседству православного храма!

Выступая на конференции «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности», мэр Москвы Юрий Лужков высказался за строительство мечетей в каждом округе столице. Но некоторым исламским деятелям этого показалось мало. Буквально на следующий день глава международного департамента Совета муфтиев России Рушан Аббясов в эфире одной из радиостанций развил эту идею, сообщив, что мечети надо возводить в каждом районе города. По подсчетам Аббясова, в Москве проживают два миллиона мусульман, и им «негде молиться». Естественно, это заявление вызвало негативную реакцию православной общественности.

Участвуя вместе в различных межрелигиозных советах и круглых столах по диалогу и толерантности, православные и исламские религиозные лидеры демонстрируют братское согласие. Но, оставаясь лицом к лицу со своей паствой, начинают говорить по-другому, признавая, что в реальной жизни между двумя ведущими религиями страны происходит ожесточенная конкурентная борьба за политическое влияние, за возможность неограниченно миссионерствовать «среди своих» и налаживать связи с влиятельными силами за рубежом.

Схватка вокруг спальных районов – лишь один из эпизодов этой конкуренции за духовное, политическое, а подчас даже и за жизненное пространство.

На общероссийском уровне это полупризнаваемое противостояние приобретает подчас гротескные формы. Стоит Патриарху Кириллу заговорить об «общем духовном пространстве» восточнославянских стран, как муфтий Гайнутдин выдвигает версию о том, что нынешняя Россия обязана своей государственностью Золотой Орде. Патриарх говорит о славянском единстве, муфтий – о тюркском. Патриарх собирает у себя послов арабских стран и готовится к визиту в Египет, речам муфтия на международной исламской конференции аплодируют представители этих же самых стран. И правда, какую пользу внешней политике России принесет встреча главы РПЦ с Патриархом Александрийской Церкви? Скольких православных объединяет под своим омофором Патриарх всея Африки? Их число не идет ни в какое сравнение с миллионами египетских мусульман. Конечно, гораздо легче муфтию достичь взаимопонимания с руководством Египта – одного из самых влиятельных государств в исламском мире. Зато у мусульманских организаций нет такого количества квалифицированных кадров и налаженных связей с МИДом, как у Московского Патриархата.

Если ранее советская внешняя политика в своем влиянии на развивающиеся страны опиралась на общие марксистские ценности, то современная Россия вынуждена для подобных целей использовать религиозный фактор. Государство пускает в ход «подручные средства» в виде различных религиозных организаций, создавая между ними конкуренцию. Это помогает не только диверсифицировать каналы влияния, но и контролировать сами эти религиозные структуры.

Важно отметить, что эта конструкция не создана российской властью. Кремль просто использует ситуацию, сложившуюся по воле самих религиозных организаций, увлекшихся не погружением в веру, а соперничеством за внимание светской власти. Обогатит ли духовно религиозных лидеров такая неистовая жажда политической деятельности – на этот счет есть серьезные сомнения.

Андрей Мельников

НГ РЕЛИГИИ