Грозненская фетва не решит, но может усугубить проблемы мусульман РФ - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.46
Шурук8.27
Зухр12.49
Аср15.15
Магриб17.03
Иша18.43
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Грозненская фетва не решит, но может усугубить проблемы мусульман РФ

d4842753Недавно прошедшая в Грозном Богословская конференция по определению того, какие мусульманские общины России соответствуют критериям Ахль сунна, то есть, приверженцев суннизма, вызвала большой резонанс среди мусульман страны. О ее итогах мы писали ранее подробно.

С просьбой прокомментировать значение и последствия данной Конференции мы обратились к председателю Духовного управления мусульман Саратовской области, сопредседателю Совета муфтиев России, муфтию Мукаддасу Бибарсову.

Насколько важен в Исламе вопрос определения того, кто относится к суннитской общине, а кто нет?

Вот уже 25 лет, как рухнули барьеры, ограничивающие религиозную жизнь граждан России. Казалось бы, все сообщество мусульман России должно было преодолеть этот период в созидательном порыве, строя не только мечети и медресе, но и единое высокоразвитое сообщество.

Однако мы наблюдали конфликты и споры, которые не согласуются с учением Ислама. А в последнее время видим усиление борьбы за право исключительного ношения титула Ахль сунна. Нам важно понять, с чем она связана и почему сегодня это важнее, чем просто именоваться мусульманином?

Мусульмане, опирающиеся в своей религии на Коран и сунну, относятся к единой умме Ахль сунна. Этот вопрос разрешен сотни лет назад и об этом не было и нет никаких разногласий.

В широкие рамки Ахль сунна укладываются четыре мазхаба, классические школы суфизма, уходящие своей основой к известным последователям Пророка (мир ему), то есть, к саляфам.

А также те общины, которые опять-таки опираются на ту форму восприятия Ислама, которая доходит до нас от саляфов, но делают это вне рамок суфизма. То есть так или иначе мы все держимся за единый источник и наши отличия только в том, чью школу воспитания и воспроизводства уммы мы берем для себя за основу.

Характерно, что в периоды стабильности, все общины сосуществовали в гармонии, дополняя друг друга, а во времена смуты начинается та самая борьба по дискредитации своих собратьев и выводу их за рамки Ахль Сунна.

Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем именно такую картину, когда каждый хочет присвоить себе почетный титул, вызывая ответную реакцию, при этом ослабляет самих себя и своих оппонентов.

Эта тенденция началась в свое время с молодых пассионарных ребят, стремившихся исправить все несовершенства мира, но не обладавших ни фундаментальными знаниями, ни жизненным опытом. С другой стороны, старшему поколению тоже не хватило мудрости, чтобы найти ключи к такой молодежи.

Совсем недавно состоялась международная конференция в Грозном, где обсуждался вопрос принадлежности к Ахль Сунна, а также была сформулирована довольно ультимативная резолюция. Не повторяют ли ее авторы ошибку этой группы, которую называют «саляфитами», только себя относящими к Ахль сунна?

Действительно, в документе «о неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений» в определении о том, кто является «Ахль сунна» в третьей основе Ихсан сказано о том, что «суннитами являются те, кто следует по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего имамами суфиев».

Здесь сразу возникает много вопросов. К примеру, как быть подавляющему большинству татар, башкир, казахов, да и большинству мусульман Северного Кавказа, которые исторически следуя ханафитскому и шафиитскому мазхабам, не являются суфиями, но при этом в определенной части обладающими высокой степенью имана и ихсана, так же как и представители суфизма, пронесшими Ислам сквозь самые сложные времена диктатуры и гонений?

Если на Северном Кавказе в пример ставится суфий имам Шамиль, то среди тюрков это, ин шаа Аллах шахид, Салават Юлаев, не шедший путем суфизма, но воспитанный на принципах Ислама мусульманин. Они оба герои своих народов и оба, несомненно, относятся к Ахль сунна.

Организаторы конференции поставили на повестку важные, но уже разрешенные вопросы, сейчас нужно сосредоточиться на преодолении противоречий и объединении мусульман. Это требует мудрости, терпения и времени.

Резолюция конференции названа фетвой, обязательной для исполнения всеми мусульманскими организациями России. Насколько это согласуется с самим духом фетвы?

И действительно ли ее можно назвать иджмой мусульманской уммы, так как по нашим подсчетам в Конференции участвовала примерно четверть от общего количества российских муфтиев?

Классики фикха трактуют понятие фетвы как «сообщение о решении Аллаха Всевышнего на основе шариатского доказательства без вменения в обязанность» и фраза «без вменения в обязанность» поясняет, что фетва не возлагает какое-либо обязательство».

Если говорить об иджма, то это единогласное мнение ученых муджтахидов уммы посланника Аллаха (мир ему), выносящих свои решения на достоверных доводах из Корана и сунны, соответствующие высоким нравственным и этическим нормам Ислама.

То есть это люди высочайшего уровня знаний, обладающие правом выносить решения по важнейшим вопросам исламской религии и фикха, способные совершать иджтихад. Нужно говорить откровенно, что пока у нас нет такого уровня ученых, хотя ин шаа Аллах, есть надежда, что они появятся в будущем.

Что же касается грозненской фетвы и количества муфтиев ее подписавших, то на самом деле это не так важно. Даже если бы в Конференции приняли участие абсолютно все мусульманские деятели России, то все равно ее концепция не накладывается на реалии, которые сегодня совершенно разные для российских мусульман от региона к региону.

Нам всем понятна причина, по которой была созвана эта Конференция, а также приоритетные цели ее организаторов. Однако перед мусульманами, например, центральных регионов, стоят совершенно иные проблемы, непонятные жителям Северного Кавказа.

Они живут в республиках, где мусульмане составляют большинство населения, мы же – наоборот… Там мусульманские праздники — это официальные выходные дни, а у нас – нет… Мы боремся за земельные участки для мечетей, а там — этой проблемы нет.

Нам совершенно по-разному приходится работать с молодежью, да и сама молодежь разная. То есть на данном этапе кавказские лекала развития Ислама не подходят для нас, и наоборот. Таких различий масса, поэтому в таких условиях фетва не может носить общий характер.

Я несомненно поддерживаю цели организаторов, направленные на противодействие радикализму, невежеству, противодействию обвинениям против суфиев, потому что в Исламе нет для этого места. Но при этом считаю, что предложенные методы не решат проблемы, а в определенных обстоятельствах могут их даже усугубить.

Что Вы можете сказать о тех рекомендациях властям, которые содержатся в итоговых документах данной Конференции

Конечно, при этом стоит отметить и такой момент в итоговом документе грозненской Конференции, как рекомендация привлекать представителей ислама в экспертный совет при Минюсте России и другие экспертные и общественные советы при органах власти.

Суды всех уровней должны будут обращаться за экспертизой исламских текстов именно к представителям экспертного совета Минюста. Это положение стоит признать предельно актуальным и давно востребованным.

Тем не менее, все остальные запретительные и репрессивные инициативы и обращение с ними к органам власти негативно скажется против самого же исламского сообщества России. Причем без всякого разбора правых и виноватых.

Поскольку у нас правоприменительная практика на низовом уровне зачастую искажает дух и букву закона в угоду своим прихотям и предубеждениям, чем грубо нарушает гарантированные Конституцией права и свободы верующих. И «пакет Яровой» это уже демонстрирует, когда под его действие уже подпадают христианские священники, и представители иных конфессий.

Onkavkaz.com