Кто должен призывать к исламу? - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.46
Шурук8.27
Зухр12.49
Аср15.15
» Магриб17.03
Иша18.43
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Кто должен призывать к исламу?

мечеть Пророка в МединеШейх Мухаммад Басыр

Огромное количество российских мусульман после краха коммунизма оказалось лишенным элементарных знаний о своей религии. Вследствие этого среди верующих распространились греховные поступки, аморальные действия, а в некоторых случаях безбожие и неверие.

Объем работы, необходимый для разъяснения основ ислама и призыва к вере оказался настолько большим, что даже с учетом работы, выполняемой существующими религиозными организациями, в реальной жизни российских мусульман мало чего изменилось.

Даже в плане соблюдения столпов ислама, таких как молитва, пост или закят, изменения на общем фоне очень незначительны. Во многих российских городах, даже с подавляющим большинством мусульман, человек с трудом находит мечети; редко встречает мусульман, пятикратно и своевременно совершающих молитвы; женщин, соблюдающих правильный хиджаб (без челки, мочек ушей и шеи, выставленных напоказ); людей, постящихся в течении всего Рамадана; мусульман, знающих разницу между закятом и садакой, не говоря уже о тех, кто выплачивает закят. Исключением являются некоторые населенные пункты.

Как и раньше, миллионы российских мусульман продолжают употреблять спиртные напитки, курить, не разбирают халяльную пищу от не халяльной (главное, для многих из них свинину не есть), зарабатывают на жизнь недозволенными путями. Хватает и тех, кто занимается ростовщичеством и тех, кто ведет развратный образ жизни. Поведение, нрав и внешний облик многих мусульман и мусульманок во многом не соответствует нормам ислама.

Не последнюю роль в приостановлении духовного роста и возрождения ислама в жизни российских мусульман в настоящее время играют ночные клубы, наркотики, неправедное окружение и многие СМИ, рекламирующие элементы развратного образа жизни. Очень легко наши дети, родные и близкие могут стать жертвами наступающего на всех фронтах распутства и вседозволенности.

А если говорить о тех, кто и пришел в ислам, то, к сожалению, многие из них демонстрируют однобокий ислам. Одни ограничиваются совершением молитв, соблюдением поста, т.е. обрядовым исламом, при этом, предавая забвению остальные нормы ислама, регулирующие нравственную, социальную и экономическую сферы жизни мусульман.

Другие не видят в исламе ничего, кроме халифата, джихада, или обвинения мусульман в неверии, позабыв или вовсе не зная о том, что ислам в современной России нуждается только в мирном призыве, похожем на призыв Пророка, мир ему, в Мекке, где речь шла только о разъяснении столпов веры и терпении на пути призыва.

Все вышеупомянутые обстоятельства требуют от мусульман огромных усилий для распространения истинного учения об исламе, как религии, охватывающей все сферы человеческой жизни. Необходимо построить призыв на поэтапном разъяснении ценностей исламского вероучения, морали и правовых норм.

Существует потребность в детской литературе об исламе, соответствующей требованиям современной педагогики. Нужен комплекс мер, направленных на анализ сложившейся ситуации с целью поиска оптимальных решений для существующих проблем, на координацию действий разных религиозных объединений, с целью улучшению качества их работы, сближения, обмена опытом и взаимодействия в деле возрождения ислама в нашей стране. Работы, как говорится, непочатый край.

Несомненно, что тяжелая ноша призыва не может быть полностью возложена только на плечи религиозных организаций и мусульманских просветителей. И по той причине, что многие из этих организаций в полной мере не справляются со своими задачами, очень часто мы слышим недовольство мусульман результатами их деятельности. А эти организации, в свою очередь, в происходящем винят рядовых мусульман, считая их пассивными, равнодушными к проблемам ислама и увлеченными решением собственных мирских проблем.

Но мне кажется, что в том, что ислам не так далеко сдвинулся с мертвой точки времен коммунизма, виноваты все, но только степень вины каждого человека, будь то муфтий, ученый-богослов, имам или рядовой мусульманин будет равной представившимся ему и не использованным им возможностям. Нет сомнения в том, что ответственность муфтиев, ученых и имамов за возрождение ислама отличается от ответственности остальных мусульман.

По той причине, что у них знаний об исламе больше, и потому что они являются наследниками пророка, и за то, что за распространение ислама, как минимум, некоторые из них получают заработную плату, Бесспорно, что Всевышний Аллах с них спросит больше, чем с остальных. Но и остальные мусульмане, по мере своих возможностей, должны помогать им в деле призыва.

За равнодушие к проблемам ислама им тоже придется отвечать. Ведь Всевышний Аллах в Коране обращаясь к пророку, мир ему, и всем мусульманам, являющимся его последователями сказал: «Скажи: Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению» (Сура «Юсуф», 108).

Помощь обычных мусульман исламу может выражаться в том, что одни из них могут начать изучение ислама, тем самым, пополняя ряды мусульманских ученых и просветителей. Другие могут материально помогать студентам и преподавателям по исламу, для того чтобы они в полной мере могли посвятить своему делу.

Третьи могут примкнуть к существующим официальным религиозным организациям, оказывая им помощь в их мирном призыве, или зарегистрировать новые организации там, где их мало или вовсе не существует. Также их помощь может выражаться в предложении новых идей и социальных проектов, направленных на поддержку нуждающихся, что в свою очередь будет способствовать сплочению общества и укреплению братских отношений между верующими.

Сегодня, по сравнению с коммунистическим прошлым нашей страны, мы имеем реальную возможность помочь исламу. Сегодня, на основе действующего законодательства, разрешается официально регистрировать религиозные организации, заниматься призывом к своей религии, при условии, что такая деятельность не будет направлена против существующего строя и не должна способствовать разжиганию межрелигиозной ненависти.

А то, что в некоторых регионах нашей страны пока существуют проблемы с возрождением ислама, то это, на мой взгляд, является реакцией местных властей на «перебор» со стороны самих мусульман или результатом негативного отношения и противозаконных действий со стороны некоторых чиновников, не избавившихся от коммунистических стереотипов, и тем самым лишающих мусульман своих прав. Но, ни в коем случае не надо обобщать, утрировать, и утверждать, что нам не дают проповедовать ислам и что нас преследуют, так как знаю много других примеров, указывающих на хорошее отношение представителей власти к мусульманам.

Тех, кто перегнул палку призываю к признанию и осмыслению своих ошибок и к тому, чтобы в дальнейшем совещались о методах призыва с знающими людьми. Тех же, кого Аллах испытал чиновниками-исламофобами, призываю к терпению и отстаиванию своих прав цивилизованными путями, а тех, кому Аллах дал сегодня какие-нибудь возможности для призыва хочу напомнить, о том, что сегодняшнее положение накладывает на вас дополнительную ответственность, так как завтра все может измениться, и быть может не в лучшую сторону, но будет поздно.

Всем сознательным мусульманам необходимо принять активное участие в возрождении своей религии. Современное законодательство нашей страны дает свободу распространять свою веру всем желающим. Если действия просветителей не противоречат существующим законам, то власть имущие по закону напрямую не вмешиваются в процесс возрождения религий и государство не очень беспокоит то, как развивается ислам, христианство или буддизм.

Также хочется отметить, что пора всем нам, вместо постоянного поиска виновного на стороне и желания найти соринку в глазу другого, вместо критики в адрес муфтиев, ученых и имамов, самим постараться чем-нибудь помочь исламу. Не зря ведь мудрость гласит: «Лучше зажечь свечу, чем критиковать темноту».

И я убежден в том, что если мы полностью реализуем предоставленные Господом на сегодняшний день возможности, то Он завтра откроет для нас и другие. Ведь Аллах обещал непременно помочь тем, кто помогает Его религии. И наш долг перед Его религией определяется предоставленными возможностями, и не тем, что нам сегодня непосильно и неправомерно с точки зрения ислама.

Ниже приведу тексты из Корана и Сунны, указывающие на необходимость активного участия мусульман в деле возрождения своей религии. Всевышний Аллах в Коране сказал: «…и призывай к Господу твоему…» («Рассказ», 87). Всевышний также сказал: «Призывай к пути Господа своего с помощью мудрости и доброго увещания…» («Пчёлы», 125).

Всевышний также сказал: «И пусть будет из вас община призывающих к благому…» («Семейство Имрана», 104). Еще в Коране сказано: «И пусть будет из вас община призывающих к благому, побуждающих к одобряемому и удерживающих от порицаемого. Такие-то и преуспеют». («Семейство Имрана», 104). Всевышний также сказал: «Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!» («Преграды», 199).

Всевышний также сказал: «Клянусь предвечерним временем, поистине, (окажется) человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и совершали праведные дела, и побуждали друг друга (держаться) истины, и побуждали друг друга проявлять терпение». («Предвечернее время», 1-3).

Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, произнёс слова, смысл которых состоит в следующем: Поистине, люди или же большинство из них не уделяют внимания размышлению об этой суре.

Аллах Всевышний поведал, что Нух, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «…и я даю вам добрые советы…» («Преграды», 62). Аллах Всевышний также поведал, что Худ, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «…и я для вас — советчик добрый…» («Преграды», 62). Всевышний также сказал: «Верующие — не кто иные, как братья…» («Комнаты», 10).

Из этого аята вытекает, что мы должны заботиться и переживать за верующих, как за родных братьев, потому что Всевышний Аллах всех верующих в Него и Его посланника, мир ему, назвал братьями. Так, не будете ли вы переживать за родного брата, погрязшего в грехах и злодеяниях. То же самое должны мы чувствовать и по отношению к братьям по вере, не практикующим ислам.

А что касается хадисов Пророка, мир ему, на эту тему, то их очень много. В них содержатся указания на достоинство призыва к пути Господа и совершению добрых дел. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Призывавший к правильному пути получит такую же награду, как и награды тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а на том, кто призывал (других) к заблуждению, будет (бремя) греха, равное (по тяжести бремени) грехов тех, кто последовал за ним, что никак не облегчит (тяжести) их собственных грехов». (Муслим).

А Абу Мас’уд ‘Укба бин Амр аль-Ансари аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Указавшему на благое (полагается) такая же награда, как и совершившему его». (Муслим). В другом хадисе сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сподвижнику по имени Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «И, клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами!» (Аль-Бухари; Муслим).

А если вы проецируйте упомянутое в следующих хадисах на себя, то сможете проверить степень вашей веры, через ваше отношение к мусульманам, еще не вкусившим сладость веры, но которые через вас, с дозволения Всевышнего, смогли бы сделать это. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе». (Аль-Бухари; Муслим).

Сообщается, что Абу Рукайа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его посланнику, и к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще». (Муслим).

Сообщается, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я поклялся посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в том, что буду совершать молитвы, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину». (Аль-Бухари; Муслим).

Что касается хадисов, указывающих на необходимость призыва к соблюдению ислама и удержания от грехов можно привести следующие: Передают со слов ан-Ну’мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пекущихся о нерушимости границ Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие — в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: «А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?» И если они предоставят их самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных)». (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: «О посланник Аллаха, но мы обязательно должны собираться, ведь там мы беседуем друг с другом!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное!» (Люди) спросили: «А что значит воздавать должное дороге, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Это значит потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого». (Аль-Бухари; Муслим).

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого, (пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то — своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры». (Муслим).

Ведь Всевышний Аллах, за их беспечность и равнодушие к грехам и порицаемым действиям, получившим широкое распространение в их обществе, проклял и погубил их.
А в заключении хочу напомнить о том, что постигло тех, кто не призывал к истине, не занимался призывом к религии Аллаха или не помогал им, а вместо этого молча наблюдал за грешниками.

Всевышний Аллах в Коране сказал: «Прокляты были те из сынов Исраиля, которые не уверовали, через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что они ослушались и преступали. Они не удерживали друг друга от порицаемого, которое они совершали, и сколь плохо было совершавшееся ими!» («Трапеза», 78—79). Вышеупомянутый аят свидетельствует о том, что некоторые из сынов Исраиля были прокляты Всевышним за то, что они не удерживали друг друга от порицаемого, которое они совершали.

Всевышний также сказал: «…Мы спасли тех, кто удерживал от дурного, а поступавших несправедливо Мы подвергли тяжким мукам за то, что они грешили». («Преграды», 165). Из этого аята можем сделать вывод, что спаслись только те, которые удерживали от дурного, а те, кто, молча, наблюдал за грешниками не попали в список спасшихся.

Передают со слов матери правоверных Умм аль-Хакам Зайнаб бинт Джахш, что она сказала: «Я спросила: «О посланник Аллаха, так неужели погибнем мы, (даже если) среди нас будут праведники?» Он сказал: «Да, если пороки умножатся!» (Аль-Бухари; Муслим).

Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!» (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».).

Сообщается, что однажды Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «О люди, поистине, вы читаете этот аят: ««Вам следует (беречь) свои души(, и) не повредит вам заблудший, если вы встанете на правильный путь», — а мы слышали, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, если люди увидят притеснителя и не схватят его за руки, то будут они близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех»». (Этот хадис с достоверным иснадом приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

Вышеупомянутые аяты и хадисы показывают отношение ислама к тем, кто не беспокоится за состояние своей веры и за роль духовных ценностей в обществе. Эти священные тексты ясное увещевание для всех недальновидных людей, полагающих, что порочное общество не способно пагубно повлиять на всех членов этого общества, в том числе на него самого и на его близких.

А в качестве примера того, как на самом деле всем нам необходимо переживать за исламский призыв, за возрождение нравственных ценностей и сохранение веры в сердцах людей достаточно лишь вспомнить слова благородного сподвижника Абу Бакра, да будет Аллах доволен им, который сказал: «Станет ли уменьшаться религиозность (общества) пока я жив?» или слова некоторых богобоязненных мусульман, которые в конце каждого дня спрашивают себя: «А чего я совершил сегодня ради Всевышнего Аллаха?».

Берите же пример с Пророка, мир ему, его сподвижников, и с праведных предшественников, которые всю свою жизнь словами и действиями призывали к исламу!

Многие сподвижники, призывая к Аллаху, дошли до Средней Азии, Центральной Африки, Испании и юга Франции, и умерли там, вдали от своей родины, родных и близких. Вам для этого никуда ехать не нужно, в вашем призыве сегодня нуждаются ваши же родственники, соседи и знакомые, а награду вы получите великую. Посредством призыва вы измените этот мир в лучшую сторону, спасете себя и близких своих от разгула нечестия и зла на земле, и приблизитесь к Господу, так как призыв к религии Аллаха является одним из лучших форм поклонения!

www.fetwa.ru, www.islamcivil.ru