Святость Рамадана
Мукаддас-хазрат Бибарсов
Наступил священный Рамадан. Месяц Поста и благих дел, месяц милосердия и надежд, искупления и молитв. Святость этого месяца заключается и в том, что после более 500 лет Аллаh избрал проводником Своих идей, Своим Посланником человека, который жил тогда еще в малоизвестном городке Мекка на Аравийском полуострове. Всевышний избирает среди рода человеческого лучшего представителя и последнего Своего Пророка и Посланника – Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует!).
Всевышний Аллаh именно в месяц Рамадан, также после многих веков, начал ниспослание через архангела Джебраила Своего последнего откровения — Священного Корана для того, чтобы человек как личность и человечество как сообщество людей, руководствуясь им, достигли бы счастья в обоих мирах. Он в Священном Писании говорит: «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения…» (Коран, 2:185).
Аллаh, Господь миров, обладатель Милости и Милосердия, желая блага для Своих рабов, сделал одним из базовых источников духовной подпитки пост в месяц Рамадан.
Всевышний Аллаh в Коране говорит: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он был предписан тем, кто был до вас, — может быть вы будете богобоязненны!» (2:183). Сиддики, комментируя этот аят пишет: «Человек – единственный из созданий Аллаhа, кто сворачивает с прямого пути. В этом виновны главным образом два инстинкта: любовь к материальному имуществу и плотские искушения. С введением закята, то есть передачи части имущества нуждающимся, ислам освободил сердца своих последователей от чрезмерной страсти к накопительству и побудил их – во имя любви к Аллаhу – с готовностью выделять часть из своего имущества. Пост предписывается мусульманам для сдерживания страстей, чтобы они не стали их рабами и не потеряли контроль над самими собой. Итак, не следует забывать, что пост ни в коем случае не задуман как наказание, он не представляет собой невыносимое бремя.
Он призван учить умеренности и духовной дисциплине. Для того чтобы стать действительным рабом Аллаhа, человек должен быть способным подчинить свое поведение требованиям моральной и духовой дисциплины согласно предписаниям шариата. Поэтому он не может быть беспомощным перед лицом своих страстей. Чтобы научиться этому, необходим пост. Отличительная черта поста в исламе заключается в том, что он учит человека не отречению от жизни, а готовности проявления полного послушания Аллаhу. Все то, от чего человек должен отречься в период поста, — пища, питье и половые отношения, — разрешается ему по окончании поста. Природные инстинкты, таким образом, отнюдь и никоим образом не подавляются, они лишь обуздываются рамками нормальных границ. К посту относится также воздержание мусульман от злословия, лжи или нанесения зла. Так создается атмосфера религиозной набожности и обращения к Аллаhу в мусульманской общине. Согласно сообщению Абу Хурайра, посланник Аллаhа (мир ему!) сказал: «Когда начинается Рамадан, открываются врата рая, и закрываются врата ада, а дьяволы заковываются в цепи» (Бухари и Муслим).
Опубликовано: 24.08.2009, рубрики: От первого лица.