Чужие деньги в твоём кармане. Закят
Как заставить людей исправно платить налоги? Поиск ответа на этот вопрос, возникший вместе с первыми государственными образованиями, продолжается и по сей день. Налог – это вклад члена общества в общественное благо. Чем больше этого блага, тем выше благосостояние общества. Почему же люди так не любят вкладывать в собственное благосостояние? Да потому, что в краткосрочном периоде вкладываемая сумма не сопоставима с получаемой отдачей. Не сопоставима далеко не в пользу последней. Для долгосрочных перспектив жизнь слишком коротка. Согласно классической экономической мысли, человек – это такое существо, которого на пути к благу может остановить только ещё большее благо. Вот и останавливает. Закят – это тоже своего рода налог. Только у него другая природа, другие «перспективы» и другие пропорции. Да и Экономическая Мысль, которой он продиктован, – тоже другая.
Во многих аятах священного Корана призыв к выплате заката упоминается сразу после призыва к совершению молитвы. «Соблюдайте молитву и выплачивайте закят» (сура «Корова», аят 110). «Им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне и преданно, совершать молитву и выплачивать закят. Это – правая вера!» (сура «Ясное знамение», аят 4). В одном из аятов Всевышний Аллах называет выплату заката одним из условий принятия ислама: «Если же они покаются и начнут совершать молитву и выплачивать закят, то станут вашими братьями по вере» (сура «Покаяние», аят 11). Если мусульманин отрицает обязательность выплаты закята, зная о его месте в исламе, он становится вероотступником.
Природа закята
Закят не является милостыней в привычном для нас смысле этого слова. Пророк (мир ему) сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад Его посланник; совершении молитвы; выплате закята; соблюдении поста в месяце Рамадан и совершении хаджа при наличии возможности». Выплата закята – это обязанность каждого мусульманина, достигшего соответствующего уровня достатка.
Любопытно, что литературное и языковое значение этого слова – «очищение». Система закята призвана очищать материальное и духовное состояние мусульманина и направлять часть имущества, которая ему более не принадлежит, законному владельцу – бедняку. Закят – это не подачка богача, это право неимущего. Человек, попадающий в категорию выплачивающих закат, не делая этого, утаивает чужое имущество. Ситуацию, когда в исламском обществе институт закята предан забвению, можно сравнить с системной коррупцией. Выплачивая же закят, мусульманин очищает, облагораживает и даже увеличивает своё имущество. Всевышний Аллах говорит: «Расходование имущества на пути Аллаха подобно зерну, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий» (сура «Корова», аят 261).
Некоторые современные психологи отстаивают мнение, согласно которому враждебное поведение – это естественная реакция человеческой души на благодеяние. Они обосновывают свой тезис тем, что принимающий дар ощущает свою неполноценность и слабость по отношению к дающему. Причём, помимо всего прочего, ещё и потому, что дающий зачастую подчёркивает, что он – благодетель.
В исламе данная проблема решается довольно просто: весь окружающий мир, включая и наше имущество, принадлежит Всевышнему Аллаху. Мы являемся лишь теми, кому Он дал блага на временное пользование. В случае с закятом Истинный Владелец этих благ решил, что при определённых условиях небольшая часть нашего имущества более нам не принадлежит. Разве есть у нас выбор в том, как этой частью распорядиться? «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушался Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «Сонмы», аят 36).
Социальная значимость
В современном обществе принято считать, что социальные гарантии последнего времени превзошли все прежние попытки, предпринимавшиеся для оказания помощи бедным, нуждающимся, слабым и обездоленным. Обоснованием подобных утверждений, как правило, является то, что помощь нуждающимся при соблюдении некоторых условий стала входить в число их прав. Однако данные утверждения не более чем ложь. Шариат явился первой правовой системой, утвердившей законное право бедняков и обездоленных на часть имущества богатых. Мусульманские правоведы считают это право правом собственности. Закят, который необходимо уплачивать раньше всех долгов, провозглашён исламом одним из его важнейших столпов.
Во времена халифата за выполнением этой обязанности и распределением закята среди нуждающихся следило государство. Как-то к халифу Умару ибн аль-Хаттабу подошла женщина-бедуинка и, не узнав его, сказала: «Я бедная женщина, у которой есть дети. Назначенный халифом для выплаты закята человек не дал нам нашу долю. Может быть, ты сумеешь заступиться за нас?» Умар велел немедленно вызвать сборщика закята. Придя к халифу, тот обратился к нему со словами: «Мир тебе, о повелитель верующих». Женщина растерялась. Умар сказал: «Клянусь Аллахом, я стараюсь выбирать лучших из вас! Что же ты ответишь, когда в Судный день Он спросит тебя об этой женщине?!» Глаза Мухаммада ибн Масламы (сборщик закята) наполнились слезами. Слезами от груза ответственности. Слезами от страха перед Аллахом: он упустил эту женщину и лишил её того, что ей по праву принадлежало. После чего ей был выплачен закят за текущий и прошлый годы. Это долг, который не отменяется сроком давности, не теряется с течением времени и не пропадает из-за того, что он не был востребован.
Интересно, что исламская система социальной защиты не призвана обеспечивать неимущим прожиточный минимум. Она призвана обеспечивать им именно достаток. В расцвет халифата в исламском государстве просто не было людей, которые попадали в категорию получающих закят. Халиф Умар ибн Абдуль Азиз в похожей ситуации приказал сборщикам закята: «Уплатите долги за должников». Его спросили: «А если у должника есть жилище, слуга, конь и мебель?» Умар ответил: «Мусульманин должен иметь дом, в котором живёт; слугу, который помогает ему в работе; коня, на котором он передвигается; и мебель, которой он пользуется. Поэтому уплатите за него долги, если он не в состоянии это сделать».
Бедные – это иждивенцы Всевышнего: «Нет на земле ни одного живого существа, которое Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (сура «Худ», аят 6). Богатые – всего лишь хранители собственности, которая по праву принадлежит одному Аллаху. Если бы Он не вложил её им в руки, у них бы не было ни крупинки из того, что они имеют. Сколько умных, образованных людей прилагают все свои усилия, но не могут обеспечить себя пропитанием, и как часто недалёким и глупым жизнь даёт всё!
Закят представляет собой чрезвычайно эффективный инструмент воспитания духа ответственности имущих людей и чувства безопасности и принадлежности к обществу людей нуждающихся. Сегодня всем активным исламским сообществам необходимо обратить внимание на то, как в их среде реализуется институт закята. Должное отношение и забота мусульман друг о друге, которую предписывает нам шариат, может стать лучшим призывом окружающих к исламским ценностям. Это будет особенно ярко выглядеть на фоне той политической грязи, коррупции и произвола чиновников, к которым все давно привыкли. И дагестанское общество – лучший пример для реализации этой идеи. Закят для нас может стать связующим звеном: отсутствие организованности – это сегодня, пожалуй, самая большая проблема мусульман Дагестана.
Советы выплачивающим
Такому подзаголовку больше подошла бы книга в несколько томов. Я же хочу акцентировать внимание читателя лишь на нескольких пунктах, без претворения в жизнь которых мы не только не достигнем тех высоких целей, о которых говорилось выше, но и останемся без вознаграждения Аллаха:
- закят выплачивается исключительно во имя Всевышнего Аллаха;
- не следует ждать за него награды на этом свете;
- выплата закята не должна сопровождаться попрёками.
Выплачивая закят, мусульманин должен иметь твёрдое намерение выполнить обязанность, возложенную на него Всевышним Аллахом в виде одного из столпов ислама. Без такого намерения пожертвование будет в лучшем случае обычной милостыней. Выплачивать закят желательно тайно, так как это поможет избавиться от показухи. «Притчей о нём (человеке, расходующем своё имущество ради показухи) является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Выпал ливень и оставил скалу голой» (сура «Корова», аят 264). Мусульмане прошлого придавали скрытому пожертвованию такое значение, что люди, которым они помогали, не знали их имён. За выплату закята вознаграждает только Всевышний Аллах! Если же человек ищет чего-то иного, будь это показуха или другие корыстные интересы, то в таком случае он обретает не более того, к чему стремится.
Когда помощь нуждающимся может побудить людей последовать доброму примеру, то оказывать её следует открыто. Если просьба о помощи будет обращена к группе мусульман, не следует отказывать просителю из страха перед совершением благого напоказ, чтобы не получилось так, что человек ушёл, не получив от них помощи. «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда от их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Гром», аят 22).
Не следует портить свою милостыню попрёками и нанесением обид. Аллаху не нужен дар, оскорбляющий чувства того, кому он предназначен. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попрёками и оскорблениями» (сура «Корова», аят 264). Под попрёками подразумеваются упоминания о своей милостыне в присутствии других, стремление так или иначе использовать человека, которо¬му оказывается помощь, или проявление высокомерия по отношению к нему. «Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрёк. Аллах – Богатый, Выдержанный» (сура «Корова», аят 263).
Не следует считать свой поступок чем-то великим. Тем более если дело касается нашей обязанности. Праведные предки считали, что мусульмане, получавшие от них закят, оказывали им благодеяние. Для нас же выплата закята стала неимоверным геройством.
Заключение
«Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах – Объемлющий, Знающий. Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награждён великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» (сура «Корова», аяты 268, 269). «Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Корова», аят 277).
Абдульмуъмин Гаджиев