Уроки из суры «Юсуф»
Мы остановились на том, что братья Юсуфа решили избавиться от него. После совета, утром они подошли к своему отцу и сказали:
«Они сказали: О отец, почему ты не доверяешь нам Юсуфа, мы ведь ему желаем блага. Отправь его завтра с нами, мы будем играть и наслаждаться, и его мы будем защищать»
Отец не разрешал Юсуфу играть с другими братьями. Они же попросили отпустить его с ними, указав, какую пользу он может получить от общения со своими старшими братьями и прогулки по пустыне. К тому же, они обещали охранять его. Якуб ответил им:
«Он сказал: Мне будет печально если от того, что вы уведете его, и я боюсь, что его может утащить волк, в то время как вы отвлечетесь»
Якуб не мог находиться без Юсуфа долгое время, а также боялся, что братья оставят младшего без присмотра, а в пустыне много волков. Однако сыновья возразили:
«Они сказали: «Как его съест волк, ведь нас же много, тогда мы будем потерпевшими убыток»
Они убедили отца отпустить Юсуфа с ними. На следующий день с утра они отправились на прогулку. Как только они отошли от дома на достаточно большое расстояние, они стали толкать Юсуфа, говорить ему неприятные вещи. Аллах, описывая это, говорит:
«Когда они увели его и бросили на дно колодца, мы внушили ему: Ты, несомненно, напомнишь им об этом, когда они не узнают тебя»
Когда Юсуф оказался в колодце, он начал переживать. Как бы повел себя ребенок лет десяти, оказавшись на дне темного колодца? Однако, Аллах успокоил и не оставил без помощи своего пророка. Он внушил ему, что он напомнит им об этом поступке, когда они о нем и думать забудут. Вечером братья вернулись к отцу со слезами:
«Они пришли к отцу вечером, плача. Сказали: О отец, мы бегали наперегонки, а Юсуфа оставили с нашими вещами, и волк съел его. Ты не поверишь нам, даже если мы будем правы»
Из этого аята можно извлечь пользу, что человек может приводить красноречивые доводы, плакать и доказывать свою правоту, однако он может оказаться обманщиком. Передается в истории наших праведных предшественников, что однажды в суд пришла одна женщина, и слезно стала доказывать свою правоту. Она делала это так эмоционально, что человек находящийся рядом с судьей, сказал ему: «Разве ты не поверишь ей? Она привела такие доводы!» Судья же ответил: «Если стоит поверить ей, то стоило бы поверить братьям Юсуфа прежде».
Сыновья Якуба пришли со слезами к отцу, и привели в доказательство рубашку Юсуфа:
«Они показали ложную кровь на его рубашке, а он сказал: «Это ваши души внушили вам это, терпеть будет лучше, и у Аллаха следует просить помощи против того, что вы рассказываете»
Они показали отцу рубашку Юсуфа, которую прежде испачкали кровью зарезанной козы. Отец же разгадал их хитрость и сказал: «Какой же милосердный попался волк, он съел Юсуфа, даже не порвав рубашки. Я понял, что это ваши души нашептали вам зло, я буду терпеть, и надеяться на волю Аллаха, и жаловаться только Ему, а не кому-то из сотворенных».
Как же прекрасны эти качества, когда человек во время испытаний, обмана и лжи надеется только на Аллаха и просит помощи только у Него.
В этом месте нельзя не вспомнить историю об испытании нашей госпожи, жены пророка Мухаммада, матери правоверных Айше, да будет доволен ей Аллах.
Во время похода на Бану Мусталик случилось так, что ночью Айша отошла по своей нужде от каравана на далекое расстояние. Когда же она вернулась, караван уже ушел. Она была легкой, и ее паланкин подняли и унесли, даже не заметив ее отсутствия. Она подумала, что когда обнаружат ее пропажу, пророк отправит за ней людей, поэтому решила остаться на этом же месте. Просидев какое-то время, она заснула. Каждый раз за караваном шел человек, по имени Сафван ибн Аль-Мугаффаль. Говорят, что его не мог разбудить никто, пока он сам не просыпался. И этот раз не оказался исключением, он проснулся и поплелся вслед уехавшему каравану. Однако, пройдя немного, он увидел что-то черное на земле. Подойдя поближе, он разглядел силуэт человека и узнал в нем жену пророка Айшу. Он воскликнул: «Мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся» — слова, произносимые при наступлении несчастья. Потом он подвел своего верблюда, отвернулся и дал девушке взобраться на него. Всю оставшуюся дорогу, пока они не догнали караван, он не произносил ни слова. Когда они подошли к людям, глава лицемеров Медины Абдулла ибн Убей ибн Салюль понял, что лучше случая опорочить мусульман может не представиться, и сказал: «Клянусь Аллахом, наверно они не спаслись друг от друга», имея в виду, что они совершили прелюбодеяние.
По возвращении в Медину среди мусульман пошла молва: «Жена пророка совершила супружескую измену». Эти слова попирают честь не только Айши, но и ее мужа и ее семьи. Эти слова начали распространяться среди людей, а сам лицемер ничего определенного вроде бы и не говорил, просто посеял сомнение и смуту.
Когда эти слова дошли до Айши, она сильно проплакала несколько дней, от плача у нее чуть не разорвалась печень. Пророк, придя к ней, сказал: «О Айша, если ты совершила грех, покайся, ведь Аллах принимает покаяние». В это время она находилась в доме своих родителей. Помолчав немного, она с уверенностью сказала: «Если я скажу, что я этого не делала, вы мне не поверите, а если скажу, что виновата, поверите мне. Я скажу лишь то, что сказал отец Юсуфа: «терпеть будет лучше, и у Аллаха следует просить помощи против того, что вы рассказываете».
После этого она не пролила больше ни слезинки. Она желала, чтобы Аллах дал какой-нибудь намек пророку на ее невиновность или какое-нибудь знамение. Она не ожидала, что в ее оправдание Аллах ниспошлет 20 аятов из Своей Книги, которые будут читаться до судного дня.
Аллах оправдал Айшу, мать правоверных, не дал лицемерам очернить постель пророка, однако есть заблудшие люди, которые обвиняют ее в прелюбодеянии, приписывают ей всевозможные грехи, ругают. В этих аятах Аллах ниспослал законоположения касающиеся клеветников, которые бездоказательно обвиняют целомудренных женщин в прелюбодеянии, им полагается побивание плетьми. В предопределении Аллаха много секретов и мудрости, наверное, как наказание Аллаха, люди, клевещущие на Айшу, побивают себя сами из года в год.
Вернемся к истории Юсуфа. Он находился в колодце несколько дней, и вот:
«Пришел караван, они отправили водоноса за водой, и он сбросил ведро. Он сказал, вот радость, это мальчик. Они спрятали его, чтобы продать, а Аллах знал о том, что они делали. Они продали его за ничтожную цену в несколько дирхемов. Они не высоко оценили его»
К колодцу подошел проходящий мимо караван, и они отправили одного за водой. Опустив ведро в колодец и вытащив его, он удивился — за ведро держался прекрасный мальчик. Они взяли его с собой, и решили продать в Египте на рынке рабов. Неподалеку за этим всем наблюдали братья, которые подошли к караванщикам и сказали, что это наш человек, и мы продадим его вам за небольшую цену. Она назначили за него небольшую цену, ведь их целью было лишь избавиться от брата.
Так, славный пророк Аллаха, после уважения и заботы стал рабом, который продается и покупается. Грусть и разочарование одолевали, однако все его надежды были направлены к Аллаху Господу миров, и это успокаивало его. Таким образом, Юсуф попал в Египет, который в то время был центром с развитой цивилизацией и промышленностью. Огромные строения, множество людей, вельмож, крестьян и рабочих, все это было для него в диковинку. На рынке рабов его выбрал и купил знатный человек, богатый визирь, министр финансов Египта. Он был добрым человеком, к тому же у него с женой не было детей, и они решили купить себе раба и воспитывать его как собственного сына. Аллах говорит об этом:
«Сказал своей жене тот, который купил его: «Относись к нему с почтеньем, быть может, он будет полезен нам, или мы возьмем его себе сыном». Так мы утвердили Юсуфа на земле и научили толкованию сновидений. Аллах вершит что пожелает, однако большинство людей не ведают»
Аллах пожелал, чтобы Юсуф не занимался черной работой невольников, его купил визирь, у которого было достаточно рабов. Красивый мальчик приглянулся ему, и он стал относиться к нему как к сыну. Юсуф получал лучшее образование и читал много книг. Это было мудрым замыслом Аллаха, ведь Он властен вершить свои замыслы, однако люди не ведают этого и пытаются сопротивляться предопределению, против которого они абсолютно бессильны.
«Когда он достиг зрелости, Мы даровали ему мудрость и знание, так Мы воздаем благочестивым»
Он вырос, возмужал и вместе с этим получил много полезных знаний, набрался мудрости, и ему была вручена пророческая миссия. Затем Аллах подверг его испытанию, превосходящему испытание с его братьями.
Жена визиря Зулейха с детства была не равнодушна к своему слуге, а когда он подрос и возмужал, она воспылала к нему любовью, и ждала подходящего момента утоления своей страсти. Однажды, когда ее муж отправился в город по делам работы, она заперла все двери и окна, украсила себя и вышла к Юсуфу. Аллах говорит, описывая это:
«Возжелала его та, в доме которой он жил, заперла двери и сказала: «Вот я для тебя». Он же ответил: «Упаси Аллах, мой господин обеспечил мне хорошую жизнь. Поистине, беззаконники не преуспеют»
Юсуф был молодым, полным чувств парнем, а Зулейха обладала пленительной красотой, к тому же он был иноземцем, и мог бы не стыдиться прелюбодеяния, как совершивший его на родине. И самое главное, в доме никого не было, и никто не узнал бы об этом. Несмотря на все это, он произнес: «Да упаси Аллах! Как я могу предать своего хозяина, совершив грех с его женой. Это будет ударом оттуда, откуда человек и не ждет, несправедливые беззаконники не преуспеют никогда». Юсуфу Зулейха тоже была по душе, однако любовь к Аллаху в его сердце была сильнее. Это было испытанием несравнимым с испытанием предательства со стороны родных братьев. В этот раз многое зависело от него самого. Было много факторов, подталкивающих его к греху, а в случае с братьями его терпение было вынужденным, как терпение, например, испытываемое человеком при болезни или во время трудности. Терпение в исламе бывает трех видов.
1. Терпение в поклонении Аллаху.
2. Терпение от совершения греха.
3. Терпение в бедствии.
В первый раз Юсуф проявил терпение во время трудности, а в этот раз проявил терпение от совершения греха.
Дальше Аллах продолжает:
«Она возжелала его, и он возжелал бы ее, если бы не увидел знамение своего Господа. Так мы отдалили от него скверну и мерзость, он был нашим праведным рабом»
Юсуф возжелал бы ее, если бы не увидел знамение от Господа. Он увидел лик своего отца, который пригрозил ему и устрашил от совершения прелюбодеяния. Лик Якуба сказал ему: «Ты хочешь совершить прелюбодеяние и быть как птица с выщипанными крыльями?»
Аллах спас Своего пророка от совершения греха прелюбодеяния. Тот, кто оставляет этот грех, заслуживает большой награды и высокого положения в судный день. Пророк сказал:
سبعة يظلهم الله فى ظله يوم لا ظل إلا ظله: الإمام العادل و الشاب نشأ فى عبادة الله و الرجل قلبه معلق بالمساجد و الرجلان تحابا فى الله اجتمعا عليه و تفرقا عليه و الرجل دعته امرأة ذات جمال و نصب فهو يقول إنى أخاف الله و الرجل تصدق بصدقة لا يعلم شماله ما ينفق يمينه و الرجل ذكر الله خاليا ففاضت عيناه
Семь категорий людей, которых Аллах укроет своей тенью в день, когда не будет иной тени, кроме Его тени. Это справедливый имам. Молодой человек, который вырос в поклонении Аллаху. Человек, сердце которого подвешено в мечетях. Два мусульманина, которые полюбили друг друга ради Аллаха, они встречались и расставались, движимые этой любовью. Мужчина, которого позвала совершить прелюбодеяние женщина, обладающая красотой и положением, но он отказался, сказав, поистине, я боюсь Аллаха. Мужчина, раздающий пожертвования так, что его левая рука не знает, сколько дает правая. И мужчина, который поминает Аллаха в одиночестве и его глаза наполняются слезами.
Так вот, Аллах обещает такую награду в том числе и человеку, который оставил прелюбодеяние, боясь и страшась Аллаха. И во главе этой группы, по праву, будет пророк Аллаха Юсуф, мир ему от Аллаха.
Вернемся к истории Юсуфа, что же было потом? Аллах продолжает:
«Они побежали к двери наперегонки, и она разорвала ему рубаху сзади, а перед дверью встретили Господина. Сказала она: Каково наказание того, кто желал твоей жене плохого, его стоит или посадить в тюрьму, или наказать суровым наказанием»
Юсуф отказался повиноваться Зулейхе, однако она была опьянена своей страстью и стала домогаться его. Юноша бросился убегать от соблазнительницы и направился в сторону двери.
Отсюда можно извлечь пользу. Юсуф побежал к двери, хотя и знал, что она закрыта. Он был движим своим упованием на Аллаха и знал, что все причины и следствия в руках Аллаха. Также и верующий человек, будучи уверенным в своей правоте, надеется только на Аллаха и не боится никаких поворотов судьбы. Зулейха тоже бросилась за ним вдогонку, хотя и знала, что дверь закрыта. Также и вероломные и нечестивые люди, создав все причины, сомневаются в них, боясь обстоятельств и зная, что они не правы.
Юсуф побежал к двери, а Зулейха порвала ему рубаху со спины. Когда они приблизились к двери, она распахнулась, и перед ними стоял ее муж.
Что случиться дальше, мы узнаем в следующем уроке.
Абдулхаким-хазрат Яфаров, имам-хатыб Соборной мечети г.Вольска