«Трагедия – разве это воля Бога?», или О догматах исламского вероучения
Вначале: мои искренние соболезнование всем близким погибших в трагедии самолета «Боинг 737» 17-ого ноября в г. Казани!
Просматривая 18-го ноября по телеканалу «Россия 1» передачу «Прямой эфир», посвященную катастрофе, я обратил внимание на слова одного из гостей студии, который высказывал свое возмущение в ответ на выступление нашего брата, заместителя председателя Совета муфтиев России Рушана Аббясова, который также присутствовал на программе.
Рушан-хазрат, как представитель духовенства, выразил мнение, что эта трагедия произошла по воле Божьей: «Наверное, это было угодно Всевышнему», подразумевая при этом, что надо проявлять терпенье.
На что один из гостей передачи сказал: «Где была та воля Всевышнего, когда, зная, что с этим самолетом было огромное количество проблем: была проблема в Бразилии, в Африке, — почему Всевышний не отвел тех людей, которые погибли? Почему?».
Непонятно, автор этих слов — верующий или нет, и что он хотел этим сказать. Но не это главное, а главное, как мы должны реагировать на такие слова.
По объективным причинам, наш брат не имел возможности разъяснить, что он имел ввиду и ответить своему «оппоненту». Поэтому я посчитал нужным разъяснить эту важную мысль за него.
Конечно, верующий человек, независимо от того, мусульманин он, христианин или иудей, не станет возмущаться, говоря с недоумением: «Воля Бога?! Какая воля Бога?! Почему воля Бога?!». Или того хуже: «Бог? Какой Бог? Что это за Бог, который хочет трагедию? Или позволяет ужасную смерть невинных людей или детей руками извергов?»
Одним словом, любая трагедия — зло, и когда какое-либо зло происходит на земле, мы знаем, что это была Его воля, и Аллах испытывает нас. Но при этом все мы ясно понимаем, что в этих несчастных случаях, в этих бедах есть виновники, убийцы, преступники, которые должны быть наказаны. Поэтому весь наш гнев должен быть направлен по отношению к этим преступникам, но никак не по отношению ко Всевышнему, потому что неразумно указывать на волю Бога как на причину зла. Зло совершают сами люди, а Всевышний всего лишь испытывает человечество друг через друга.
И когда мы, верующие, говорим, что Всевышний создал добро и зло, — это значит, что Он дал всем способность и возможность совершать и добро, и зло. Иначе говоря, Господь дал людям свободу выбора и возможность совершать тот или иной поступок. И что? Разве Он поступил плохо с людьми? Однозначно, НЕТ! Наоборот, Он дал людям самое великое благо – СВОБОДУ, и за это люди должны благодарить Его.
В этих вещах есть много мудрости Всевышнего, если бы люди могли понять их, но увы… Попробуем разъяснить то, в чем у нас есть знания. Итак, мы говорим, что Аллах сотворил зло. Однако прошу заметить, создание зла — еще не зло, злом является совершение этого зла.
Например, сотворение сатаны (шайтана),наущающего зло, — это еще не зло. Он нашептывает человеку зло, а выбор за человеком, сбыться ли этому злу или нет.
Также все творения Господа, влияющие на жизнь человека (это различные факторы, элементы, источники), и сама жизнь сотворены, чтобы испытать человека на прочность, на верность — будет ли он жить по-разумному, познавая свое предназначение, или будет жить как животное только ради своего комфорта, услады, потакая своим низменным желанием, страстям, животным инстинктам.
Итак,
-Создание зла не есть что-то плохое, но совершение зла — злого поступка — это плохо.
-Более того, Аллах не любит и не хочет, чтобы люди делали зло, и наказывает их за это.
-Другая мудрость — Аллах создал зло, чтобы человек через него познал ценность добра.
И то, что мы иногда считаем злом, может быть лишь кажущимся таковым для нас. Во всем существует Мудрость Всевышнего Аллаха. То, что для нас кажется вредным и бесполезным, может быть необходимым и полезным для других людей. Или же наоборот.
Значит, Всевышний изначально установил закономерности (например: зло порождает зло, или оно не проходит без следа), и потом дал людям через Своих Посланников заповеди и руководство, указывающие, что нельзя нарушать их — в противном случаи произойдет зло. Если ты нарушил правила Бога, тогда ожидай, рано или поздно в твоей жизни произойдет «сбой системы». По таким же закономерностям происходит на земле катаклизмы и прочие катастрофы.
Многие учителя-мусульмане, объясняя исламское вероучение, говорят, что «все добро и зло от Аллаха». Это буквальный смысл, приводящий в недоумение многих, даже считающих себя мусульманами. Более того, мало кто, даже среди понимающих этот догмат может объяснить его другим на понятном им языке. Поэтому, учитывая мировосприятие современного человека, лучше не использовать такой буквальный перевод.
О Аллах! Не дай нам сбиться с Твоего пути!
Равшан-хазрат Турсунходжаев
Опубликовано: 21.11.2013, рубрики: Новости.