Наставление из Корана религиозным деятелям
Хотелось бы сделать насыхат, доброе наставление сначала себе, а потом и всем братьям, которые работают на поприще исламского призыва и возглавляют мусульманские общины. Порой мы привыкаем к уважению, привыкаем к тому, что к нашему слову прислушиваются люди, нас сажают во главе стола, нас почтительно приветствуют, здороваясь двумя руками. Это все порой заставляет забыть об Аллахе, об ответственности, которую возложил на нас Всевышний. Поэтому я хотел бы сделать напоминание, хотя есть люди более знающие и старше, чем я, но пусть это будет скромным насыхатом нам всем, ведь пророк сказал:
«Религия есть добрый совет насыха».
Также сказал Аллах:
«Напоминай, ведь напоминание помогает верующим» (Сура Аз-Зарият 55).
Сегодня мы рассмотрим одну из историй, упомянутых в Коране. Аллах рассказывает нам истории и притчи для того, чтобы мы брали из них полезные советы и уроки.
Очень давно жило одно племя под названием Канган. Они переселились из Ирака на территорию Шама и обосновались там. Эта земля благословенна, земля пророков и посланников, на ее территории построена мечеть Аль-Акса. Из числа этого народа был человек по имени Бальгам ибн Аль-Багура. Он был праведником, много поклоняющимся Аллаху человеком, и Всевышний отвечал на все его просьбы, и, говорят, что ему было известно величайшее имя Аллаха. У него было высокое положение в своем народе, и в трудности люди обращались к нему.
Через некоторое время пророк Муса со своим войском из числа Сынов Израилевых подошел к этим землям. Канганцы подумав, что Муса пожелает изгнать их из священной земли потому, что они не коренные ее жители, обратились за помощью к Бальгаму ибн Аль-Багура. Они попросили его обратиться к Аллаху за помощью против Мусы и его народа, они сказали: «Поистине, Муса пришел, чтобы выгнать нас из нашей земли, и заселить ее сынами Израиля. Ты имеешь положение среди нас и на твою мольбу дается ответ. Попроси Аллаха, чтобы он уничтожил их».
Бальгам ответил: «Что вы говорите?! Вы хотите, чтобы я просил Аллаха уничтожить Своего пророка?! Ведь с ним ангелы и верующие люди!»
Его люди стали уговаривать, предлагать ему ценные дары и богатство, они не переставали делать это до тех пор, пока он не согласился. Он отправился на гору, а вместе с ним его народ, и начал взывать к Аллаху, а его народ повторял слова «Амин». Однако как только он желал взывать погибель на Мусу и его народ, его язык начинал взывать проклятья против своего же народа. Люди сказали:
«Бальгам, ты ведь взываешь о проклятье на нас!»
Он отвечал:
«Это не в моей власти, Всевышний Аллах делает так».
Бальгам начал сожалеть о содеяном и сказал:
«Я потерял эту и будущую жизнь, что же мне делать». Он не раскаялся в своем грехе, не вернулся с покаянием к Аллаху, наоборот еще больше впал в неверие, и сказал: «Остаются лишь козни и хитрости, чтобы отвратить Мусу и его народ».
Где же его религия, где богобоязненность и знания? Он предпочел эту мирскую жизнь, ее богатство и славу перед будущей. Он подобен шайтану, который, совершив грех, не раскаялся, а лишь продолжил свое упорство в нем.
Бальгам сказал:
«Украсьте самых красивых женщин, дайте им товары для торговли и отправьте их к войску Мусы в виде торговок. И пусть ни одна женщина не отказывает мужчине, пожелавшему взять ее. Если хоть один из них совершит грех, мы избавимся от них». Он знал, что если они ослушаются Аллаха, то Его помощь их оставит и их оставят ангелы.
Так было и сделано, женщины ходили среди войска, предлагая товары и вдруг, один из знатных людей Сынов Израиля по имени Замра ибн Шалюм увидел женщину, которая ему очень понравилась. Он взял ее за руку и отправился к пророку Мусе и спросил его:
«Я думаю, что ты скажешь, что эта женщина мне запретна, и мне нельзя приближаться к ней?»
Мусу не смутила знатность человека, в том, что касается закона Аллаха, он без притворства и угодничества, недвусмысленно ответил ему: «Да, она тебе запретна, не приближайся к ней».
Этот мужчина сказал:
«Клянусь Аллахом, в этом я тебе не подчинюсь!»
Прав был пророк сказав:
«Поистине эта жизнь зелена и сладка, и, поистине, Аллах сделал вас в ней наместниками. Бойтесь же искушений этой жизни, и бойтесь искушений женщин, поистине, первым искушением сынов Израиля были женщины».
Он взял девушку за руку, отправился в свой шатер и стал совершать там с ней прелюбодеяние. За это Всевышний Аллах послал на сынов Израиля чуму, болезнь разразилась и начала косить людей, и погибло из них тогда 70 тысяч человек.
Был в племени Мусы один человек по имени Фанхас ибн Гизар ибн Харун. Он был крепкого телосложения и к тому же бесстрашным воином. Узнав о случившемся и о том, что причиной чумы является Замра, он взял свое копье и отправился к нему в шатер, зайдя туда, он застал его сверху той девушки. Размахнувшись он ударил своим копьем и пронзил их обоих, потом он поднял их тела к небу и сказал:
«О Аллах, так мы будем поступать с осушающимися тебя, прости же нас!»
Чума оставила их, и они выздоровели.
Бальгам ибн Аль-Багура отошел от религии, предпочев богатство этого мира перед наслаждением в жизни будущей. Он не смог совершить дуа против пророка, что было знамением Аллаха, но даже после этого он не остановился от греха и прибегнул к хитрости, соблазняя верующих женщинами и зная, что помощь Аллаха оставит совершивших преступление верующих. Аллах описывает эту историю в Коране:
«Прочти им притчу о том, кому мы даровали знания, а он отбросил их, сатана последовал за ним, и он стал одним из заблудших. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого, однако он приник к земле и последовал за своей страстью. Он подобен собаке, если ты ее прогоняешь, она высовывает язык, и если оставляешь в покое, она высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью наши знамения. Рассказывай эти истории, быть может они призадумаются. Скверна притча о тех, которые считают ложью наши знамения, и поступают несправедливо по отношении к самим себе»(Сура Аль-Аграф 177-175).
Шайтан был далек от Бальгама, ведь он обладал исламским знанием, пониманием религии и ее ценностей, которые нельзя нарушать и много поклонялся Аллаху. Однако он отбросил все это, встретившись с искушением богатства мирской жизни, и шайтан сразу последовал за ним. Не надо думать, что шайтан давно махнул на нас рукой, не имея возможности отвратить нас от религии. Мы предполагаем, что познали Аллаха, узнали, как нужно бороться с шайтаном, и он отчаялся в нас. Нет, и тысячу раз нет! Он поджидает, подкарауливает нас и ждет подходящего момента, ждет нашей ошибки, чтобы сразу схватить нас. На это могут уйти годы, но терпения у него предостаточно, ведь терять ему уже все равно нечего.
«Шайтан последовал за ним, и он стал одним из заблудших»
Он выбрал богатство этого мира, а потерял весь этот мир и будущий. Он стал заблудшим всего лишь за одно действие, за свое упорство в нем, а ведь он понял свою ошибку, но, как шайтан возгордился и стал строить козни против верующих и против Аллаха, но его же козни Господь направил против него.
«Если бы Мы пожелали, то возвысили его посредством этого»
Если бы пожелал Аллах, если бы он сам был стоек на своей религии, Аллах возвысил бы его степенями у Себя, возвысил бы его среди своего народа, среди народа Мусы, возвысил бы поминание его и память после его смерти.
«Однако он приник к земле, и последовал за своей страстью»
Он прилип к этой земле, последовав за своей страстью, выбрал ближайшее и ничтожное перед грядущей вечностью в наслаждении, что прекрасней и долговечней.
«Он подобен собаке, если ты ее прогоняешь, она высовывает язык, и если оставляешь в покое, она высовывает язык»
Аллах сравнил его с грязнейшим животным, собакой, которая высовывает язык, если устала и высовывает его, даже если не устала. Этот человек как собака, учился он исламским знаниям или нет, призываешь ты его к истине или нет, видит он знамения Аллаха или нет, все равно упорствует в грехе. Аллах унизил этого человека, но если бы этот человек поступил в соответствии со своим знанием, Он бы его возвысил. Теперь мы до судного дня будем читать эти аяты, вспоминать его с презрением, и ничто не убережет его от наказания Аллаха.
И это назидание не только знающим алимам и религиозным деятелям, это назидание всем, кому Аллах открыл что-то из понимания религии, ее основ и ценностей. Таких Бальгамов было много во все времена, и они есть и сейчас. Это могут быть религиозные деятели, которые за деньги, за власть и положение могут заменить халаль харамом, и наоборот. Ради мирских ценностей выносят религиозные фетвы, противоречащие закону Аллаха. Это могут быть и рядовые мусульмане, понимающие и знающие закон Аллаха, но пренебрегающие им, встречаясь с искушением, пусть Всевышний убережет нас от этого.
«Такова притча тех, которые считают ложью наши знамения, рассказывай эти истории, быть может, они призадумаются»
Аллах рассказывает нам эти истории, чтобы мы призадумались, чтобы не повторяли ошибки тех, кто был раньше. Аллах желает нам блага, однако мы сами забываем про себя, про свое благоденствие в будущей жизни, встречая что-то близкое и непостоянное. Аллах сказал в Коране:
«Не будьте как те, которые забыли Аллаха, и Аллах заставил их забыть самих себя, они суть нечестивцы» (Сура Аль-Хашр 19).
Умный человек тот, кто учится на ошибках других людей, а не повторяет их.
«Скверна притча о тех, которые считают ложью наши знамения и поступают несправедливо по отношении к самим себе»
В этой истории содержится назидание нам, чтобы мы даже не помышляли оставлять свою религию, не променяли ее на скоротечную усладу этой жизни. Человек придерживается религии, поклоняется Аллаху, но как только он отдаляется от мечети, от праведных друзей, оставляет чтение Корана, шайтан сразу же следует за ним и добивается того, чтобы сбить его с прямого пути. Иблис подкарауливает нас, ставит силки, уловки, а потом сидит и ждет и может ждать очень долго. Мы нуждаемся в постоянном укреплении своей веры, да, это трудно, но Аллах облегчает, просто нужно немного старания и терпения в@начале. Аллах сказал:
«Тех, кто проявляет усердие ради Нас, Мы поведем Нашими дорогами. Поистине, Аллах с благочестивыми» (Сура Аль-Анкабут 69).
Мы каждый день обращаемся к Аллаху, чтобы он нас наставил на прямой путь в молитве:
«Веди нас прямым путем. Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, но не путем тех, на кого Ты в гневе, и не путем заблудших» (Сура Аль-Фатиха 6-8).
Пусть же Всевышний Аллах наставит нас на то, чем Он доволен.
Амин.
Имам Вольского района Абдулхаким-хазрат Яфаров