М.Бибарсов: «Наша задача – помочь людям преодолевать комплексы» - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
Аср15.15
Магриб17.04
Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

М.Бибарсов: «Наша задача – помочь людям преодолевать комплексы»

— В нашем регионе, как и во всей России ислам переживает своеобразный ренессанс. Что очень важно – все больше молодежи начинают посещать мечети, приобщаться к вере, обретать духовность. В чем особенности духовного обогащения верующих мусульман сегодня? – На этот и другие вопросы отвечает имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас-хазрат Бибарсов.

— В каждом человеке заложена связь со своим Создателем.

Удовлетворение духовных потребностей требует от нас определенных усилий. Ведь у нас есть не только разум – есть еще желания, страсти. Чтобы духовно обогащаться, нужно работать над собой. А чтобы удовлетворить свои низшие потребности – никакой работы не нужно. Здесь наоборот, если выразиться образно — нужно просто плыть по течению для того, чтобы получать удовольствие для своего телесного начала. Те люди, которые понимают, что первичен дух – приходят в мечеть, в медресе для того, чтобы осваивать глубинные основы ислама, стараются получать более основательные знания о Пророке(мир ему) и его последователях. И это происходит не только в Саратовской области, не только в нашей стране. Мы видим, что современное потребительское отношение к жизни вызывает отторжение во всем мире.

— Мукаддас-Хазрат, сколько жителей нашей области исповедует ислам?

Если оценивать с формальной стороны, то мы даем оценку – от 200 до 250 тысяч человек. Это не считая огромной массы трудовых мигрантов. О них – особый разговор. Отмечу лишь, что трудовые мигранты часто приходят в мечеть и находят здесь и опору, и поддержку.

Подчеркну — я не сторонник формального подхода в определении вероисповедания. В делах духовных главное — качество. Сегодня именно качества у нас не хватает. Сравним с тем, что было двадцать лет назад — мечетей было меньше и количество людей, посещавших их и совершавших намазы было намного меньше. Тем не менее, нравственное состояние общества, нравственные основы человеческих взаимоотношений были на порядок выше. Поэтому есть вопросы к внутренним качествам верующих людей. Именно на это делаем упор в нашей работе.

Для нас особо важно, чтобы образовался здоровый хороший, созидательный, нравственный костяк истинно верующих, нравственных людей.

— О нравственности предстоит и говорить, и думать, предпринимать серьезные и продуманные практические меры. Многие считают, что проблемы нравственности серьезно обострились в обществе; особо ярко это проявляется в жизни муниципальных образований. Каково Ваше мнению по поводу оздоровления нравственного климата в местных сообществах?

— Мы наблюдаем повсеместно отторжение потребительского подхода к жизни. Сегодня уже всем видно, что потребительство, бездуховность порождают коррупцию, очень серьезные конфликты. Но когда мы говорим о нравственном состоянии общества, и возлагаем все связанные с этим проблемы и задачи на религиозные организации – это в корне неправильно. Во-первых, это задача государства. А государство – это мы. Можно это высказывание воспринять скептически. Но это – аксиома. И проблема в том, что не работает система делегирования полномочий, которая в принципе должна разделять, точнее – распределять задачи духовного воспитания между определенными общественными, властными структурами, религиозными организациями.

Итак, государство — это мы. Именно мы должны поднимать те вопросы нравственного воспитания, которые волнуют православных, мусульман, атеистов. И государство должно учитывать это и создавать условия для того, чтобы этот воспитательный процесс мог развиваться. А это очень долгий процесс.

Возвращаюсь к основному. Есть фонари-миллионники (так называют мощные осветители). А есть обычные. Возьмите обычные фонарики. Положим – сто штук, пусть даже будет пятьсот. Попробуйте посветить в ночное небо. От фонаря- миллионника света будет в разы больше, чем от сотен обычных фонариков. Поэтому нужно заботиться о качестве, а не о количестве; для нас очень важно, чтобы в обществе были созданы такие аккумулирующие своей энергетикой группы, которые смогли бы сдвинуть с мертвой точки процессы нравственного воспитания, которые, увы — буксуют. Если мы не сможем, то никто – ни государство, ни кто- либо иной не смогут это сделать. Должны быть активные люди, понимающие эту проблему.

— Сегодня Европа переживает серьезный кризис. Европейские лидеры с пафосом провозгласили крах идеи мультикультурного общества, что в будущем может вызвать много серьезных проблем. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Процессы в мире в целом и в Европе в частности идут неизбежные. И правящим элитам необходимо исходить из реалий и жить реальной жизнью. Как бы Европа не кичилась, нужно признавать наличие проблем и искать их решения давно следует в другой плоскости. Потому что в Европе население уменьшается, стареет. Какая у них есть альтернатива? Только трудовые мигранты. Если они хотят работать с трудовыми мигрантами только из своего понимания мироустройства, то, конечно, у них ничего не получится. И мы это сегодня наблюдаем. Но если европейцы будут исходить из того, что приезжающие люди — просто временно рабочие, то их дети уже будут инженерами. А следующие поколения возможно будут руководить государством. Значит — нужно всемерно учитывать и их менталитет. И выстраивать ситуацию созидательно. Те ценности, которые создали европейцы, тоже нужно сохранять и приумножать.

А все разговоры о крахе мультикультурного общества – просто слова. За ними ничего не стоит, кроме конъюнктурного недовольства.

В реальной жизни все определяет Создатель, а не человек . Чего бы мы ни хотели будет ровно столько, сколько даст нам Всевышний, а не столько, сколько думает, точнее — хочет получить человек.

— У России другой опыт, отличный от европейского. Веками ислам, православие рука об руку строили вместе государство Российское. Как Вы оцениваете этот совместный опыт векового сотрудничества?

-Вы подняли правильные вопросы, которые сегодня в политике не учитываются в должной мере. Действительно, мусульмане и христиане строили и расширяли наше государство, вместе защищали его от врагов. Но до сих пор не все об этом знают. Попробуйте поговорить в Саратове с любым рядовым жителем. О мусульманах они скажут, что они — просто пришельцы. А по истории оказывается, что мусульмане как конфессиональное сообщество здесь живут более тысячи лет. В Интернете все это можно увидеть, об этом можно прочесть в научных трудах. Но информация поставляется так, что исторические факты уходят на задний план. За счет конъюнктурной пропаганды, связанной и с экономикой и с политикой у людей создается впечатление, что откуда-то «спустилась» группа мусульман и они делают что-то не то. Нельзя не учитывать эти исторические истины. Когда эти факты будут полностью восприняты обществом, многие трудности будут преодолены.

— В мусульманском мире есть определенные разделения. Например, сунниты и шииты молятся отдельно, ходят в разные мечети. В Вашей мечети молятся мусульмане разных направлений, все находят общий язык, нет никаких противоречий. Как Вам это удается?

— Мусульмане живут на своей исторической родине. Но сегодня оказались здесь в меньшинстве. Поэтому наша задача – не делить по направлениям и по течениям. Мы не осуждаем и салафитский подход к жизни. Хотя салафия, означающая понимание религии в том виде, в котором её понимал Пророк Мухамммад(мир ему) и его сподвижники — к сожалению, монополизированный термин. Его монополизировала небольшая группа людей. Это печально. Но я думаю, это пройдет. Как болезнь определенного роста. Мы не поднимаем вопросы и суфизма, и, тем более, не ругаем суфиев. Не ругаем ни ихванов, ни таблиговцев, ни других. Каждый человек, который считает себя мусульманином, вправе в пределах ислама избирать для себя ученых, следуя за определенным течением.

Поэтому мы эти вопросы не поднимаем, не обостряем. В силу этого люди относятся с пониманием к такому подходу. Находят в наших мечетях для себя то самое место, где могут найти духовную подпитку без напряжения, без обвинений друг друга.

Хочу подчеркнуть, что наша задача – помочь людям преодолевать комплексы, в частности – комплекс неполноценности. Люди должны чувствовать себя спокойно и уверенно, поскольку закомплексованность всегда трансформируется в агрессию. Надо искать объединяющие мотивы.

Надо каждому дать глубинное понимание уверенности в себе, в своем нравственном мире, чтобы человек был спокойным, устойчивым, лишенным комплексов. Такой человек не будет конфликтовать, унижать, потому что он понимает – если он будет кого-то унижать, это рано или поздно к нему вернется и его унизят еще больше и у него не будет силы, внутреннего духа, чтобы противостоять.

— Спасибо за столь содержательную беседу.

Беседовал Александр Зуев

Журнал «Народы Саратовской области»