Восход и закат халифа Умара | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр5.12
Шурук6.52
Зухр12.54
Аср16.49
Магриб18.49
Иша20.29
(г. Саратов)
на месяц

Сентябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архивы

Восход и закат халифа Умара

yafarovСегодня я хотел бы рассказать о великом сподвижнике пророка Мухаммада (мир ему). Это великий Умар ибн Хаттаб. Если описывать подробно его жизненный путь, то не хватит одной проповеди. Поэтому нам необходимо остановиться на моментах восхода и заката этого великого человека Ислама.

Его имя Умар ибн Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абдульузза из племени Курейш. Он соединяется в родстве с нашим Пророком (с.а.с.) по линии их общего деда Кагба ибн Луайем ибн Галибом. Праведного халифа Умара также звали Абу Хафса («отец Хафсы — по имени его дочери, жене пророка Хафсе). Умар был младше Посланника Аллаха на 13 лет. В день принятия им Ислама, мусульмане почувствовали облегчение и уже не боялись открыто исповедовать свою религию. А пророк Мухаммад (с.а.с.) в тот знаменательный день прозвал Умара ибн Хаттаба «Аль-Фарук», что означает «различающий истину от заблуждения».

Своей внешностью Умар отличался от своих соплеменников: он был высокого роста, мощным, мускулистым. В толпе можно было сразу увидеть и выделить Аль-Фарука и Халида ибн Аль-Валида. По характеру второй праведный халиф был жестким и требовательным как во времена джахилии, так и после принятия религии Аллаха.

История принятия Умаром ибн Хаттабом религии Аллаха такова. Когда он услышал, что Мухаммад (с.а.с.) призывает к какой-то религии, которая порочит поклонение идолам, разлучает мужа и жену, отцов и сыновей, и т.п., то решил убить посланника Всевышнего. По дороге к осуществлению своего умысла, Умара встретил человек и спросил, куда он направляется. Умар ответил, что идет убить Мухаммада. Тот сказал, что лучше бы он навел порядок в своей семье, ведь его родная сестра стала мусульманкой. Умар сильно разозлился и отправился в дом своей сестры, где в то время находился Хаббаб. Он читал ей с мужем аяты из суры «Та Ха». Подойдя к двери, он услышал какие-то стихи, и громко постучал в дверь. Хаббаб, испугавшись, спрятался в доме.

Когда Умар зашел внутрь, то спросил: «Что вы там читали, дайте мне!» Его сестра сказала: «Ты грязный многобожник, и я не дам тебе в руки свиток Корана!» Умар со злости ударил свою сестру, в чем сразу же раскаялся. Потом он совершил омовение, взял свиток и начал читать «С именем Аллаха Милостивого Милосердного. Та-Ха, мы не послали тебе Коран, чтобы ты затруднялся».

– Какие прекрасные слова, — сказал Умар, будучи пораженным прочитанным. – Ведите меня к пророку, я хочу принять Ислам!» Когда будущий праведный халиф пришел в дом Аркама, Пророк принял его шахаду (свидетельство). И Умар стал мусульманином. Обычно люди, принимавшие Ислам, держали это в тайне, дабы избавить себя от истязаний и издевательств со стороны многобожников. Но только не Умар! Он сразу после принятия Ислама отправился к самому жестокому врагу мусульман, вождю курайшитов Абу Джахлю, и сообщил ему: «Я принял Ислам!»

Абу Джахль грубо отругал его и захлопнул перед его носом дверь. После этого Умар нашел самого болтливого в Мекке человека по имени Джамиль, и сообщил ему, по секрету, о своем принятии Ислама. Новость об отважном поступке Умара тотчас же разлетелась по всей Мекке. Появлялись различные слухи среди многобожников, дело доходило даже до драк. Точку в этом вопросе поставил Ас ибн Ваиль — уважаемый курайшит – который, проходя мимо толп соплеменников, сказал: «Оставьте его (Умара), мужчина выбрал себе религию!»

О достоинстве Умара ибн Хаттаба передается множество хадисов. В одном из них говорится: «Однажды Амр ибн Аль-Ас спросил пророка: Кто самый любимый для тебя? Пророк ответил: Айша, потом ее отец Абу Бакр, потом Умар». (Аль-Бухари). Также передается от Мухаммада ибн Аль-Ханафийя сына Али: «Однажды он спросил у отца: Кто лучший человек после пророка? Али ибн Абу Талиб ответил: Абу Бакр, потом Умар. (Аль-Бухари).

Передается от Абдуллы ибн Умара: «Однажды вышел пророк Мухаммад и с ним были Абу Бакр, Умар и больше никого. Пророк обернулся и сказал: Так мы будем воскрешены в Судный день».

Умар твердо придерживался религии Аллаха, как об этом сообщил Пророк в хадисе от Абу Умамы Аль-Бахили: «Пророк увидел во сне как он вышел из двери Рая и перед ним были поставлены весы. Пророк говорил: Меня поставили на одну чашу весов, а всю мою общину на другую, и перевесил я их. Потом привели Абу Бакра, поставили на одну чашу весов, а всю мою общину на другую, и перевесил Абу Бакр. Потом привели Умара, поставили на одну чашу весов, а всю мою общину на другую, и перевесил Умар. (Ахмад).

Также передается от Абу Хурайры, что Пророк сказал: «Раньше были такие люди, которым Аллах внушал истину, и они всегда были на истине. И если и есть такие люди после меня, то это, несомненно, Умар ибн Хаттаб». (аль-Бухари и Муслим).

Передается от Абу Мусы Аль-Худри, что Посланник Аллаха сказал: «Мне приснился сон, что люди приходят ко мне и на них рубахи. Из них были такие, которым рубаха доходила до груди, такие, у которых рубахи ниже. Когда же мне был показан Умар, то на нем была рубаха, которая волочилась за ним, из-за своей длины. Когда же Пророка спросили, каково толкование этих рубах, он сказал: Эти рубахи означают приверженность людей религии Ислам». (аль-Бухари, Муслим). Также сообщается от Абдуллы ибн Умара, что Пророк сказал: «Мне приснился сон, что мне дали сосуд с молоком, я попил из него, а остатки отдал Умару. Когда у пророка спросили о толковании этого молока, он ответил: «Это знание». (аль-Бухари, Муслим).

Умар был тем человеком, который опередил ниспослание некоторых аятов из Корана, или же они были ниспосланы по его причине, т.е. решение, принимаемое Умаром, было истиной и Аллах подтверждал это аятом из Корана. Один из таких примеров проявился в битве при Бадре. После сражения Пророк спросил у сподвижников, что делать с пленными. Кто-то посоветовал ему отпустить их, кто-то — обменять. Умар же сказал, что Мухаммаду не следует брать пленных. Пророк не послушал Умара и Аллах ниспослал аяты: «Не следует пророку брать пленных, пока он твердо не упрочнится на земле» (Сура Аль-Анфаль, аят 67).

После ниспослания этого аята Пророк заплакал. Он сказал об этом Абу Бакру, и они стали плакать вместе. Тогда к ним подошел Умар и спросил: «Что заставляет вас плакать, если есть какое-то дело, от которого стоить плакать, я буду плакать от этого. Если же нет, то я буду плакать вместе с вами». Пророк оповестил его о ниспосланном аяте, о порицании мнения Мухаммада и остальных, о подтверждении мнения Умара. После этого аль-Фарук заплакал вместе с ними. Посланник Всевышнего сказал: «Я видел наказание, которое хотел обрушить на нас Аллах из-за неправильно принятого решения. И если бы оно ниспосылалось, то никто не спасся бы, кроме Умара».

Также Умар еще при жизни был обрадован раем. Передается от Абу Мусы Аль-Ашари: «Однажды я совершил омовение, вышел из дома и сказал себе: сегодня я проведу свой день с посланником Аллаха. Я начал спрашивать, куда он пошел, и мне показал на сад у родника Урайз. Я зашел к роднику в сад, поздоровался с Пророком и вышел к двери родника, сказав себе: Сегодня я буду слугой Пророка. Пророк же остался сидеть внутри, опустив в родник ноги. После пришел Абу Бакр, я сказал ему: Подожди, я спрошу у посланника Аллаха разрешения тебе войти. Я зашел к Пророку, и сказал: Там Абу Бакр. Пророк сказал: Разреши ему войти и обрадуй его Раем. Он вошел, сел, справа от пророка и свесил ноги в родник. Позже пришел Умар, и я также остановил его, спросил ему разрешения войти, и Пророк обрадовал его Раем. После пришел Усман и Пророк также обрадовал его Раем после испытаний, которые его постигнут». (аль-Бухари).

Также передается от Абу Хурайры, что Пророк сказал: «Я увидел во сне Рай, и увидел там одну девушку, которая умывалась около одного из дворцов Рая. Я спросил ее: Чей это дворец? Мне сказали, что это дворец Умара. Я вспомнил, насколько он ревнив и быстро удалился. После этих слов Умар заплакал и сказал: «А разве к тебе я буду ревновать, о Посланник Аллаха?» (Бухари Муслим).

Приводится много хадисов о достоинстве Умара, о том, что он попадет в Рай, и не просто так, а умерев шахидом. Передается от Анаса: «В день битвы при Ухуде на гору забрался Пророк, а с ним Абу Бакр, Умар и Усман. Гора задрожала, Пророк же топнул по ней своей благородной ногой и сказал: «Успокойся Ухуд! На тебе сейчас Пророк, правдивейший и два шахида». (аль-Бухари).

Таким был Умар. Необходимо рассказать о закате этого великого человека, о том, как его подло убили в молитве. Перед этим я хотел бы напомнить, во-первых, себе, а потом всем, что эта религия не добьется успеха пока мусульмане не будут следовать примеру Умара, Абу Бакра и других сподвижников Пророка. Пока не будут мусульмане единобожниками, покорными Господу миров, униженными перед Аллахом Всевышним, строго исповедующими религию Ислам, живущими согласно Сунне пророка Мухаммада (мир ему). Которые, услышав приказы Аллаха и Его пророка, говорят: «Мы услышали и повинуемся».

Как получилось, что Умара подло убили, пронзив кинжалом? Случилось это в тот момент, когда он проводил утреннюю молитву, будучи имамом мусульман. К нему подкрался огнепоклонник Абу ЛуЛу, чтобы пронзить его отравленным кинжалом в спину. После этого ничто заботило Умара, кроме как узнать, кто это сделал. Ему сказали, что это огнепоклонник Абу ЛуЛу, на что Умар сказал: «Альхамдулиллях, хвала Аллаху, который сделал мою смерть не от рук человека, исповедующего Ислам!»

После этого Абдуррахман ибн Ауф быстро закончил утреннюю молитву, Умара перенесли в его дом, а его кровь лилась и лилась. Как приводится в хадисе, который приводит Аль-Бухари, что к нему зашел Ибн Аббас и сказал: «Возрадуйся, о повелитель правоверных! Ты был сподвижником посланника Аллаха и преуспел в этом. Потом Пророк умер, будучи довольным тобой. Потом ты сопровождал Абу Бакра и преуспел в этом. Потом Абу Бакр умер, будучи довольным тобой. Ты сопровождал сподвижников Пророка и преуспел в этом, и клянусь Аллахом, они довольны тобой! Умар ответил: «Это милость Аллаха, которую Он мне даровал. И поистине, обманут тот, кто поверил вашим соблазнам и восхвалением. Клянусь Аллахом, если бы у меня было золото, которое занимало бы всю поверхность земли, я бы пожелал откупиться им от наказания Аллаха, прежде чем увидеть его». Потом он обратился к своему сыну Абдулле и сказал: «О Абдулла, пойди к матери правоверных Айше, попроси ее зайти и поприветствуй ее. Скажи, что Умар ибн Хаттаб просит тебя разрешения быть похороненным со своими двумя товарищами (пророком Мухаммадом и Абу Бакром). И не говори ей, что просит повелитель правоверных, потому что я сегодня уже не предводитель правоверных. Если она разрешит, то Хвала Аллаху». Абдулла пошел к матери правоверных Айше, и застал ее плачущей. Он рассказал ей просьбу своего отца, и она ответила: «Клянусь Аллахом, я готовила это место для себя, но сегодня я предпочитаю Умара ибн Хаттаба себе». Абдулла вернулся к отцу и передал ему слова Айши. Умар сказал: «Альхамдулиллях, я не беспокоился ни за что, кроме этого». Потом он впал в предсмертную агонию, его сын Абдулла положил его голову на свои колени. Когда Умар очнулся, то обнаружил свою голову на коленях сына Абдуллы и сказал: «О сынок, положи мою голову на землю». Сын ответил: «О отец, а разве что мои ноги, что земля, не все ли равно?» Умар снова сказал: «Сынок положи мою голову на землю, может быть, Аллах помилует меня. Горе мне и горе моей матери, если меня не помилует Аллах, Свят Он и Велик!» (Это достоверный хадис, переданный в табакат).

Потом он сказал Абдулле: «Когда я умру, попроси разрешения у матери правоверных еще раз, если она разрешит, то похороните меня с двумя моими товарищами, а если откажет, то похороните меня на мусульманском кладбище».

И после этого Умар ибн Хаттаб умер, его пречистая душа покинула тело, и свершилось обещание Пророка о том, что он умрет шахидом, и он будет из обитателей рая, согласно обещанию того, кто не говорит по своему пристрастию.

Таким прекрасным человеком был Умар. И как только могут некоторые люди, которые считают себя мусульманами, ругать этого пречистого сподвижника. Им можно ответить словами Али из хадиса, который приводится у аль-Бухари от Ибн Аббаса, который сказал:

«Когда Умар лежал на своем ложе и люди совершали над ним погребальную молитву, перед тем как его понесли хоронить, вдруг меня взял за плечи сзади мужчина. Когда я обернулся, то увидел Али ибн Абу Талиба. Он, плача, посмотрел на повелителя правоверных Умара, сказал: «Клянусь Аллахом, я не оставил никого, делами которого я пожелал бы встретиться с Аллахом, как твоими делами, о Умар. И не смотря на то, что я против того, чтобы ты был похоронен с двумя твоими друзьями, однако как часто я слышал Пророка, когда он говорил: «Пошел я, Абу Бакр и Умар, пришел я, Абу Бакр и Умар, вошел я, Абу Бакр и Умар».

Да будет доволен Аллах Умаром, и будет доволен Али и всеми сподвижниками Пророка Мухаммада. Пусть Аллах воскресит нас с ними, хоть и дела наши малочисленны. Аминь!

Абдулхаким-хазрат Яфаров