В Саратове прошла Всероссийская конференция «Наука таджвид в РФ: история, реалии, перспективы» | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.30
Шурук8.10
Зухр12.45
Аср15.23
Магриб17.15
Иша18.55
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Ссылки

Архивы

В Саратове прошла Всероссийская конференция «Наука таджвид в РФ: история, реалии, перспективы»


Почему важно не просто читать Коран в оригинале, а именно по правилам таджвида? Насколько изучено наследие отечественной коранистики? В каком направлении сегодня должна развиваться наука таджвид? 28 октября на эти и другие актуальные вопросы попытались ответить участники II Всероссийской научно-практической конференции «Наука таджвид в РФ: история, реалии, перспективы».

Как и в прошлом году, форум состоялся в Саратове, организатором выступил коранический центр «Зейд бин Сабит» при Духовном управлении мусульман Поволжья. В этот раз устроители конференции расширили темы выступлений и географию ее участников. Послушать доклады ученых, молодых исследователей и практиков собрались как преподаватели коранических курсов при мечетях регионов Поволжья, так и интересующиеся наукой таджвид.

В начале мероприятия руководитель центра «Зейд бин Сабит» Ильяс-хазрат Ильясов подчеркнул, что форум является единственным в своем роде. По его словам, пока лишь здесь на одной площадке собираются вместе специалисты в области изучения таджвида в РФ. «Надеемся, что в дальнейшем подобные конференции будут проводиться в разных регионах нашей страны», — сказал Ильясов.

После этого член Президиума Совета муфтиев России, муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов поприветствовал гостей форума. «Сегодняшняя конференция – это важный шаг в жизни российских мусульман в создании инфраструктуры, которая в будущем станет полноценной. Без изучения Корана не представляется мусульманское сообщество. Коран – это сердце Ислама. Его чтение и заучивание является цементирующим наш внутренний мир, посредством которого мы сможем стать лучше», — сказал муфтий и пожелал успехов собравшимся.

Бедные наследники богатого наследия

Часть выступлений была посвящена истории арабской письменности и составления текста Священного Корана в единый сборник (мусхаф). Преподаватель Пермского исламского колледжа, каллиграф, кандидат исторических наук Закир Небати напомнил, что арабы заимствовали письменность у набатеев (семитского племени, жившего до нашей эры), а также проследил за ее трансформацией. После этого он сообщил, что письменная фиксация Книги Аллаха началась в конце мекканского периода пророчества Мухаммада (мир ему) – сподвижники записывали аяты на коже животных, камнях и костях. Однако они не были систематизированы в мусхаф. Этим занялись первые праведные халифы – уже при Абу Бакре был сформирован единый сборник текста Корана. Ответственным за его составление был назначен Зейд бин Сабит.

О трепетном отношении к сохранению единого текста Корана также поведал имам-мухтасиб Вольского района Саратовской области Абдулхаким-хазрат Яфаров. Он сообщил, что при халифе Усмане мусхаф был растиражирован и отправлен в разные уголки света вместе с чтецами, которые знали правила таджвида и несколько кыраатов (виды чтения). Благодаря этому текст Корана сохранился до наших дней.

Наука таджвид в Поволжье имеет давнюю историю. Об этом в своем выступлении заявил аспирант кафедры «Теологии и религиоведения» Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского Алексей Муратов. В частности, он представил части рукописных мусхафов и записи к ним на старотатарском языке. Спикер обратил внимание собравшихся на особенности структуры древних Коранов – например, могли не указываться номера страниц, в некоторых случаях один аят мог разбиваться на две части, отсутствовали «подсказки» по таджвиду и т.д.

При этом, порой в таких экземплярах были указания на допущенные опечатки. «Так поступали в силу дороговизны издания арабографичных книг. Для сравнения, напечатанный в Казани мусхаф Корана в царской России стоил 200 рублей, в то время как корову могли продать за два рубля», — пояснил Муратов.

Он также рассказал о книгах по таджвиду, которые были изданы в Российской империи. «Чтение Священного Корана без правил таджвида является грехом», — привел спикер цитату из одного из таких трудов, написанных на старотатарском языке.

Тему изученных и забытых книг по науке таджвид в России развила в своем выступлении старший научный сотрудник Казанского федерального университета, кандидат филологических наук Резеда Сафиуллина-Аль Анси. В частности, она поделилась своим исследованием по поиску книг о таджвиде, хранящихся в библиотечных фондах Татарстана, и привела количественные показатели. «Мы бедные наследники богатого наследия. Я всегда говорю это своим студентам. Двойная смена алфавита (переход с арабской графики на латиницу, а затем на кириллицу) — причина того, что современные наследники не в состоянии освоить тот пласт знаний, который им оставили», — подчеркнула она и отметила дефицит людей, способных работать с этими источниками.

По словам Резеды Рифовны, плачевным остается и ситуация с исследованиями книг и рукописей по таджвиду. К такому выводу она пришла изучая карточки каталогов республиканских библиотечных фондов. Не лучшим образом обстоит ситуация со специалистами, способными и готовыми работать с источниками. Фактически такими исследованиями сегодня занимаются единицы, добавила Сафиуллина-Аль Анси.

Таджвид — наука и искусство

Доцент кафедры арабской филологии Института стран Африки и Азии Московского государственного университета им. М.Г.Ломоносова Гюльчара Аганина отметила уникальность арабского языка. «В нем есть такие звуки, которые не сохранили многие современные языки. А арабский смог сохранить», — сказала она. Свое выступление столичный спикер посвятила теме корректности использования терминов в науке таджвид.

Аганина пояснила, что «харф» не имеет точного эквивалента в русском языке. «Он очень многозначен. Харф больше, чем согласная», — заявила Гюльчара Рашидовна, добавив, что лингвисты склонны применять к нему термин графема, нежели буква. Доцент МГУ также рассказала про особенности произношения в арабском языке, уникальности различных элементов таджвида (калькаля) и т.д.

О проблематике углубленного изучения кыраата Хафс от Асыма по пути аль-Шатыбия на территории РФ собравшихся проинформировал Ильяс-хазрат Ильясов, соискатель кафедры «Теории, истории языка и прикладной лингвистики» Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, руководитель коранического центра «Зейд бин Сабит». Он привел наиболее распространенные ошибки при чтении, обозначил места в Коране, где правила таджвида имеют свои особенности, а также продемонстрировал варианты рецитации определенных аятов в указанном кыраате. «Только от учителя к ученику, из уст в уста, можно усвоить эти нюансы», — добавил Ильясов.

Профессор Саратовского государственного университета им.Н.Г. Чернышевского Олег Шимельфениг занимается религиозной философией долгое время. На конференции он подчеркнул, что таджвид – наука и искусство одновременно. Свое выступление профессор посвятил влиянию звуков на духовный мир человека.

Какой цвет соответствует каждой из букв алфавита? С докладом про цвето-звуковую синестезию на примере арабского языка на форуме выступила аспирант кафедры «Теология и религиоведение» Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, преподаватель коранического центра «Зейд бин Сабит» Абла Бедрицкая. По ее словам, в ходе исследований было доказано, что присваивая букве или цифре свой цвет, человек может проще запоминать и воспринимать текст. Поэтому с недавнего времени в центре «Зейд бин Сабит» стали применять методику синестезии при при обучении детей от года до пяти лет. «Она направлена на то, чтобы сформировать благоприятное восприятие у малышей к арабскому языку и эффективней заучивать Коран», — пояснила спикер.

В поисках нужного подхода

Во второй части конференции выступили ее участники, которые рассказали про перспективы таджвида в России и поделились опытом работы в регионах.

За последние десять лет было издано много литературы и пособий по коранической науке, однако этого не достаточно. До сих пор таджвиду не уделяется должного внимания среди российских мусульман, отметил член Совета улемов ДУМ РФ Ишмурат-хазрат Хайбуллин. Перечисляя факторы, способные вывести кораническую науку на новый уровень, он предложил создать энциклопедию таджвида на русском языке. Более того, спикер убежден, что с появлением центров по изучению и заучиванию Корана в разных регионах нашей страны можно дать новый импульс популяризации чтения Книги Аллаха. Хайбуллин также предложил наладить мосты с зарубежными специалистами с целью эффективного развития таджвида в России.

Методиками преподавания Корана в Московском исламском институте поделился его преподаватель Фарухжон Тожидинов. Он также рассказал про внедрение мобильных приложений в процесс эффективного обучения и заучивания Священного Писания.

Как заинтересовать годовалого ребенка изучать аяты и суры? На что лучше обращать внимание при обучении детей до пяти лет? Об этом и применяемых технологиях рассказали преподаватели саратовского коранического центра «Зейд бин Сабит» Ринат Кинжибаев и Амина Дмитриенко. «В группах от года до 3-4 лет обучение направленно на тех учеников, которые идут на контакт с учителем. Подобный метод позволяет лучше налаживать контакт с открытыми учениками, вести урок по тем правилам, которые устанавливает учитель, без принуждения и навязчивости в обучении остальных учеников, чем их и заинтересовывают к совместному обучению. Через приятное и доброжелательное взаимодействие учителя с основной группой учеников остальные ученики начинают доверять учителю, интересоваться его обучением и идти с ним на контакт. А учитель незамедлительно должен поддержать их интерес и постепенно налаживать с ним связь», — раскрыл один из секретов Кинжибаев.

По словам его коллеги Амины Дмитриенко, учитель также может получить определенный сигнал, используя некоторые приемы. Например, в кораническом центре детям предлагают выбрать воздушный шарик для изготовления игрушки. Исходя из цвета шарика, преподаватель может определить настроение ребенка и найти к нему определенный подход, заявила Амина Дмитриенко.

Участник конференции из Дагестана — проректор по внешним связям исламского университета имени Шейха Абдулла–Афанди в г.Дербенте, магистр теологии и арабской филологии Сайгидмагомед Газимагомедов – сделал акцент на мотивации и поддержке тех, кто только начинает изучать Слово Аллаха, а также уже стал настоящим хафизом. По его словам, поддержка должна быть на постоянной основе, она требует участия меценатов и всех, кто стремится получить довольство Всевышнего. Лишь тогда будет увеличиваться количество знатоков Корана в нашей стране, уверен Газимагомедов.

В завершении Всероссийской конференции ее участникам вручили сертификаты, а также раздали «Альманах Корана». Научный журнал был издан по итогам первого форума в Саратове. В следующий сборник войдут материалы участников прошедшей накануне конференции и других молодых ученых.

Ansar.Ru