Тссс… | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр5.53
Шурук7.33
Зухр12.47
Аср16.07
Магриб17.54
Иша19.34
(г. Саратов)
на месяц

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы

Тссс…

yafarovСегодня наставлением, дружеским насыхатом этой проповеди будет: Тссс… Мы поговорим о вреде нашего языка, о том, какие беды он может накликать на нас. Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Не произнесет он ни слова, кроме как запишет его недремлющий страж» (Сура Каф 18).

Также сказал пророк Мухаммад (мир ему):

Поистине, человек может произнести всего лишь одно слово из того, чем доволен Аллах, и за это Он поднимет его в раю ступенями. И, поистине, человек может произнести всего лишь слово из того, что гневит Аллаха, и за это он будет 70 лет падать в огне.

Яркий пример этого сподвижник Уккаша ибн Михсан. Уккаша ибн Михсан, когда Пророк произнес: «В рай войдут семьдесят тысяч человек из моей нации в ночь полнолуния», сказал: «О, Посланник Аллаха, попроси Аллаха, чтобы я был среди них!». Пророк ответил: «Ты — один из них» или произнес: «О Боже, сделай его одним из них!». Тогда один из ансаров встал и сказал: «О, Посланник Аллаха! Проси Аллаха, чтобы я был среди них!». Пророк ответил: «Уккаша уже опередил тебя с этим, и молитва уже остыла». Уккаша произнес всего лишь одно слово и преуспел и обошел всех нас. А что было бы, если бы он промедлил хотя бы на секунду? Его бы опередил другой человек, или же пророк ушел бы снова к себе домой. Так вот, наш сегодняшний разговор о молчании.

Пророк, будучи примером для всех мусульман, был известен тем, что подолгу и постоянно молчал. Разговор — это страсть, и как часто можно встретить человека, а потом через несколько минут подумать: «О, если бы он замолчал!». Бесполезные разговоры — это яд для сердца, поэтому пророк (мир ему) придерживался молчания. Как рассказывает Анас ибн Малик:

Я прислуживал пророку 10 лет, но он ни разу мне не сказал: «Зачем ты сделал так, или зачем ты сделал не так».

Вместе с этим передается, что пророк (мир ему), обращаясь к Аллаху, говорил:

О Аллах, я прибегаю к тебе от зла своего языка.

В наше время распространилось многословие, гласность, бесполезные речи, низкие слова и разговоры. Все это распространилось посредством комментариев, анекдотов, пошлых историй и фильмов. И поэтому хотелось бы призвать сначала себя, а потом всех остальных возвысится от нашего с вами низшего общества до высшего общества ангелов. Когда пророка спросили, о чем спорит высшее общество ангелов, он сказал: «Об искуплении и высших степенях». Спросили, а что это за степени, он ответил: «Мягкость разговора».

Мы все с вами стремимся в рай, но даже если мы туда попадем, где будет наш дом по отношении к дому пророка? Рядом или сбоку, или совсем далеко? Первый путь к возвышению степени в раю — это твой язык.

К тому же человек может обольщаться тем, что он много разговаривает и спорит о религиозных вопросах. Как сказал Али ибн Абу Талиб:

Если бы замолчали те, кто не знает, закончились бы разногласия (в религии).

Бывает так, что человеку задают религиозный вопрос, и он начинает отвечать. Говорит, говорит, и ответ на вопрос теряется в его речи, до тех пор, пока спрашивающий не говорит: «О, если бы он замолчал». Ответом на религиозный вопрос может быть просто молчание. Как передается от Имама Ахмада в книге «Аль-Масаиль»:

Однажды я задал своему отцу один вопрос, а в ответ он рассмеялся. В другой раз я задал вопрос, а в ответ он мне улыбнулся. В другой раз я задал вопрос, а ответом было молчание.

Передается в хадисе, что пророк (мир ему) любил баранью лопатку, и однажды, когда он кушал вместе со сподвижниками, он попросил одного мужчину подать ему лопатку, тот дал ему ее. Потом пророк снова попросил у него лопатку, тот снова дал ему ее. Потом в третий раз пророк попросил у него лопатку, тогда мужчина сказал: «О пророк Аллаха, а разве у барашка не всего лишь две лопатки?». Пророк же воскликнул: «О если бы он замолчал, о если бы он замолчал!».

Порой люди хотят понять вопросы религии своим разумом, поэтому получается смута, споры и разногласия. Если Аллах захочет, он создаст у барашка 10 лопаток.

Люди говорят: «А как Аллах спускается на нижнее небо каждую третью часть ночи? Нет, наш разум этого не понимает, значит, этот хадис слабый или ложный». А разве этот хадис нас призывает допытаться, как же Аллах это делает? Нет, этот хадис нас призывает встать в третью часть ночи, попросить у Него прощения, насладиться близостью к Нему. «А как у Аллаха может быть рука? Нет, это значит сила или мощь». Рука, значит рука, Аллах лучше знает, как да что.

Также благие слова и речи — это наставление от Аллаха. Сказано в Коране:

«Они были наставлены на благие слова и наставлены на путь достохвального» (Сура Аль-Хадж 24).

Благие слова никогда не сравняться с грубой речью. Аллах сказал:

«Не сравнятся благое и дурное, ответь тем, что лучше, и тогда то, что было между вами из вражды (уйдет), и будет он тебе как близкий друг» (Сура Фуссылят 34).

Благое слово подобно благому плодородному дереву. Аллах сказал:

«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово, подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу» (Сура Ибрахим 24).

Доброе слово, слово, которое лучше, благой разговор — это все путь мусульманина. Однако благих слов очень мало, поэтому, будь молчалив: «Тссс…».

Что же нам может помочь в том, чтобы больше молчать и говорить только благое?

Желание молчать.

Мы говорили, что разговор — это страсть, так пусть твоей страстью будет молчание. Это, конечно же, достигается с тренировками.

Занять язык поминанием Аллаха.

Если твой язык будет занят поминанием, то у тебя просто не останется времени на пустые разговоры и болтовню. Пророк (мир ему) сказал:

Тот, кто верует в Аллаха и в судный день, пусть говорит благое или совсем молчит.

Как ты можешь, не стесняясь, говорить греховное, а Аллах слышит тебя? Сказал Творец:

«Не будет разговора троих, кроме как Он четвертый, и пятерых, кроме как Он шестой, больше или меньше, кроме как Он с ними где бы они ни были…» (Сура Аль-Муджадаля 7).

К тому же человек должен быть убежден в том, что он встретит Аллаха и будет спрошен за каждое слово. Как сказал один из праведных предшественников:

С тех пор, как я помню себя, я не сказал ни слова, кроме как приготовил ответ перед Аллахом, зачем я это сказал и для чего.

А ты, мой брат, готов ответить?

Искать места, где поминают Аллаха, изучают Его книгу, где спускается на людей спокойствие.

Ищи места, где проводятся религиозные уроки, где находятся те, кто близок к Аллаху, праведные мусульмане. Находись с ними, перенимай от них тот свет, который Аллах даровал им. Пророк (мин ему) сказал:

Не соберутся люди в доме из домов Аллаха, где они будут читать книгу Аллаха и обучать ей друг друга, кроме как на них ниспустится спокойствие, покроет их милость Аллаха, окружат их ангелы и упомянет Аллах их имена среди тех, кто рядом с Ним.

В мечетях, где поминается имя Аллаха, милость Аллаха. В понятии некоторых мечеть — это место для дряхлых старичков, которым нечего делать дома, и они сидят там, молятся, тянут тасбих. Аллах объясняет нам истинность нахождения в мечети и людей, кто там пребывает:

«В домах, которые Аллах дозволил возводить, поминается имя Его и восхваляют Его по утрам и вечерам. Мужчины, которых не отвлекает ни торговля, ни продажа от поминания Аллаха, выстаивания молитвы, выплачивания закята, боятся того дня, в который перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершали, и приумножил это по своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, без счета» (Сура Ан-Нур 36-37).

В этих мечетях, домах Аллаха, кто поминает Его по утрам и вечерам и в другое время суток? Разве Аллах сказал женщины и дети? Нет, Аллах сказал «Мужчины», которые должны кормить семью, заниматься делами во дворе и доме. Именно мужчины, которые занимаются работой, торговлей, продажей, но это не отвлекает их от поминания Аллаха, совершения молитвы в установленное для нее время. Когда же они заработают благодаря своей работе и торговле достаточно имущества, они незамедлительно выплачивают обязательную очистительную милостыню закят. Почему же эти мужчины предпочитают довольство Аллаха, нежели занятие торговлей или другие мирские удовольствия? Потому, что они боятся дня, в который перевернутся сердца и взоры, судного дня, который повергнет людей в ужас и лишит покоя человеческие души и тела.

Обращаться к Аллаху с мольбой.

Люди много говорят между собой, а когда человек поднимает руки к небу в дуа, ему сказать уже нечего. Праведники не разговаривают много с созданными Аллахом, они наслаждаются разговорами со своим Создателем. Аллах Живой, Вечный, не спит, спускается на нижнее небо каждую ночь. Расскажи Ему о своих проблемах со всеми подробностями, хотя Он лучше тебя знает все о тебе. Пожалуйся Ему, скажи: «О Аллах, я благодарю тебя за это, ты сделал это, я прошу у тебя это, я слаб и не могу сделать это, дай мне сил. Вспомни дуа пророка Закарии:

«И вот воззвал он (Закария) к Своему Господу в тайне. «Господи, воистину, кости мои ослабели, а седина распространилась по моей голове, а ведь раньше, благодаря молитвам к Тебе, я не был несчастен. Я опасаюсь того, что натворят мои родственники после меня, потому что моя жена бесплодна, даруй же мне от Тебя наследника. Который наследует мне и семейству Якуба и сделай его Господи угодником» (Сура Марьям 3-6).

Люди в этой жизни занялись причинами и забыли Господа всех причин. Заболел ребенок — пойду к этому врачу, в ту больницу, дам такую сумму. Передается о том, что наши праведные предшественники, даже когда у них рвался ремешок на сандалии, сначала просили Аллаха, а потом искали сапожника.

Научись благим словам, и благой речи.

Где можно этому научиться? Конечно же, в книге Аллаха в Коране. Поэтому нужно взяться за Коран изучением, чтением и размышлением, в нем лучшие слова. Мы можем хвалиться тем, что в нашей семье есть знаменитый врач, политик или еще кто-то. А есть ли в нашей семье, в нашем роду хафиз Корана? А почему тебе самому не почтить свою семью этим? Ты скажешь сказать: «Я уже не молод, у меня не получится». Мы же скажем: «Аллах облегчил Коран для заучивания, это легко, трудно сделать первые шаги. Соберись с мыслями, встань ночью, попроси у Аллаха помощи и начни». Передается, что Имам Ибн Аль-Джаузи взял иджазу на Коран в 80 лет.

Научись ответам, которые заставляют замолчать других.

Передается, что когда Абу Аль-Валид пришел к пророку (мир ему) и предложил ему власть, деньги, почет, пророк, внимательно выслушав его, ответил аятами из Корана. Он прочитал всего 13-14 аятов, но Абу Аль-Валид побледнел, ничего больше не спросил у пророка и ушел.

Из истории о праведном мальчике и обладателях огненных рвов. После того, как мальчик уверовал в Аллаха и призвал к этому царя, тот приказал казнить его, сбросив с горы. Когда его завели на гору, он обратился к Аллаху с короткой мольбой: «О Аллах избавь меня от них, как пожелаешь». Он не стал просить то или это, так или вот так, нет, просто «избавь меня от них, а как Ты это сделаешь, это Твоя воля», гора затряслась, стражники упали и погибли. Он вернулся к царю, и тот спросил его: «А где мои стражники?». Мальчик же ответил: «Аллах меня от них избавил». Он не стал рассказывать ему подробности, а просто коротко ответил словами, после которых не возникло больше вопросов. Когда царь после некоторых попыток казнить мальчик отчаялся, мальчик сказал ему: «Возьми стрелу из моего колчана, скажи «С именем Аллаха» и выстрели, тогда ты убьешь меня». Тот так и сделал, и всего лишь из-за одного слова «Бисмиллях» приняли религию Бога 20 тысяч человек. Вот это яркий пример немногословия и благословения речи.

Также в истории Юшаг ибн Нуна, когда он сражался с врагом за Иерусалимскую мечеть, говорится о том, что сражение происходило в пятницу после полудня, и оно затянулось до заката, а в субботу иудеям запрещено было работать и тем более воевать. Тогда Юшаг обратился к солнцу: «Тебе приказано и мне приказано, стой!». И солнце остановилось, они победили врага и зашли в мечеть.

После всего этого, мой добрый совет сегодня короток:
«Тссс…!»

Имам-хатыб Вольского района Саратовской области Адбулхаким-хазрат Яфаров